У наших музеев три беды: безденежье, криминалитет и равнодушие власти
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990518/487-7-1_0.jpg)
Кризисный удар пришелся в основном на музеи, функционирующие на общественных началах: сельские, производственные, ведомственные, школьные и т.п. Еще недавно предмет гордости, они стали обузой и балластом, который предприятия и учреждения, сами едва держащиеся на плаву, сбрасывают в первую очередь. За первые годы «рыночной» экономики 8-тысячная армия общественных музеев сократилась вдвое, и этот процесс продолжается.
Государственные музеи, хоть и не закрываются, но находятся далеко не в лучшем состоянии. Выделяемых денег хватает только на нерегулярную зарплату персонала. О закупках новых экспонатов для пополнения фондов приходится только вспоминать. Здания, а это порой архитектурные памятники вековой постройки, требуют безотлагательного ремонта и реставрации.
Ирина Горбачева (заместитель директора Национального художественного музея Украины): «У музея не было денег на элементарную расчистку старой крыши от снега и льда. Спасли положение спонсорские семь тысяч гривен, необходимые для проведения безотлагательных работ. Выделенных же бюджетных 30 тыс. хватило на косметический ремонт, способный только прикрыть к 100-летним юбилейным торжествам обветшалые интерьеры музея».
И чем дальше отъезжаешь от Печерских холмов, тем больше встречается живописных музейных руин. Ливадийский дворец- музей, бывшая царская резиденция, построенная в начале века в окрестностях Ялты и ставшая в 1945 году местом проведения конференции, на которой вершилась судьба послевоенной Европы, ныне постепенно сползает (в буквальном смысле) в Черное море. На спасательные работы требуется более 20 млн. грн, которые не в состоянии выделить ни местный, ни крымский республиканский бюджеты.
Особенно неуютно чувствуют себя те музеи, которые занимают бывшие культовые сооружения. Возрождающиеся религиозные общины разных конфессий требуют возврата церквей, костелов, синагог, мечетей, жилых и хозяйственных построек при них. Год за годом сдает свои позиции монастырю Киево-Печерский заповедник. Летом прошлого года Музей книги и печатного дела Украины был поставлен в известность о распоряжении (киевской горадминистрации) срочно, в течение четырех месяцев, освободить один из лаврских корпусов, в котором размещалось фондохранилище музея, для передачи его Украинской православной церкви Московского патриархата. Развернулась борьба за единственный на Украине Львовский музей истории религии, размещенный в 250-летнем костеле и т.д. и т.п.
У музеев не хватает денег на охрану. За последние месяцы и годы накопились огромные долги музейщиков перед подразделениями МВД. И охрана уходит. В марте прошлого года на полторы недели был закрыт для посетителей историко-культурный заповедник Киево-Печерская Лавра. Вместо ушедшего полка охраны на территории заповедника дежурили его сотрудники. Лишь выплата столичной администрацией долга в 270 тыс. грн. позволила вновь открыть для посетителей крупнейший музейный комплекс Украины.
Николай Степанович Ходаковский , директор Музея архитектуры и быта Украины: «По причине задолженности с территории комплекса была снята пожарная охрана. А гореть в музее есть чему — большая часть его экспонатов, размещенных на площади в 150 гектаров, представляет собой деревянные постройки и утварь. К тому же, эти экспонаты — памятники XVII— XIX веков, находящиеся под открытым небом — требуют регулярных реставрационных и профилактических работ. И, хотя еще с 1990 года правительством были определены суммы, необходимые на финансирование реставрационных работ, денег все еще нет».
Но и там, где охрана осталась, сохранность музейных экспонатов не гарантируется. Криминалитет не обошел вниманием музейную сферу. Количество ограблений — вооруженных налетов среди бела дня и ночных взломов — продолжает находиться на удручающе высоком уровне. Вот лишь несколько примеров.
Двое неизвестных ограбили Львовскую картинную галерею, застрелив при этом двоих служителей, похищены полотна известных польских мастеров XIX века — А.Гротгера и Я.Матейко. Весной 1997 года был ограблен Полтавский художественный музей — украдены живописные работы К.Петерс (1612 г.) и круга Э.Делакруа (1846 г.), оцененные международными экспертами в 1,1 млн. фунтов стерлингов. А летом того же года Черниговский художественный музей распрощался с девятью полотнами и тремя скульптурами западноевропейского искусства XVII—XIX веков, общая ценность которых составляет около $3,25 млн. Список этот можно продолжать.
Раскрываемость подобного рода преступлений составляет 30— 40 %, а в случаях похищения особо ценных предметов, сводится практически к нулю. О счастливом финале в деле ограбления Полтавской картинной галереи, когда благодаря четкой работе Интерпола в Украину из Великобритании вернулись две украденные картины, писалось много. А сколько музеев уже годы ждут результатов подобных расследований. Похищенные на заре украинской независимости, в 1992 году, булава и сабля Богдана Хмельницкого до сих пор не вернулись в краеведческий музей Переяслав- Хмельницкого. Вернутся ли?
Отметим, что наиболее страдают от грабежей провинциальные музеи с их более слабой охраной и не столь выдающимися экспонатами. Украденного Врубеля или Веласкеса продать практически невозможно. То ли дело выкрасть «второстепенные» картины, скульптуру, старинное оружие, награды, предметы быта. Подобный антиквариат легче сбыть и в самой Украине, и за границей. Например, музей Суворова в Тульчинском районе Винницкой области за последние годы уже трижды (!) обворовывали, вынося, в основном, старинное оружие.
Еще более беззащитными остаются историко-археологические заповедники и заповедные территории.
В антикварных салонах Киева и других городов Украины открыто продаются разнообразные предметы, добытые в результате незаконных археологических раскопок — от кремневых орудий каменного века, античной керамики и монет до средневековых украшений и оружия. В основном, это ходовые, массовые вещи, криминальное происхождение которых трудно доказать. Раритеты продаются из рук в руки на черных рынках, типа севастопольской «Горки», и оседают в частных собраниях отечественных и зарубежных коллекционеров.
В большинстве стран музеи находятся на полном государственном обеспечении или по крайней мере на существенных дотациях. Перебросить заботу об украинских музеях из государственного бюджета на исключительно региональный, местный уровень — это значит, окончательно подорвать музейную сеть. Хотя, еще восемьдесят лет назад, городские управы, земские органы самоуправления Чернигова, Полтавы, Екатеринослава, Киева и других городов считали своим долгом заботиться о местных музеях. Безнадежно взывать и к меценатам. Наши «новые украинцы» — не «старые американцы», благодаря которым в США содержится большинство музеев.
Пытаясь остаться на плаву, спасти коллективы, музеи, где это возможно, сдают в аренду помещения, запускают под свою крышу передвижные выставки- балаганы, вроде восковых фигур или механических динозавров.
Конечно не везде и не все так печально. Ведь открывают еще в Украине новые музеи или капитально реставрируют старые, как, например, Музей западного и восточного искусства в Киеве, чей летаргический многолетний ремонт был ускорен мощным вливанием средств из городского бюджета.
Иной раз визиты высоких гостей к юбилейным датам дают музеям возможность немного «припудрить нос». Так, к приезду Президента Украины по случаю 55-летия Корсунь-Шевченковской битвы подремонтировали местный музей. А к торжествам, посвященным 1100-летию Галича, открыли новый. Главное, чтобы не постигла его участь некоторых недостроенных «юбилейных» музеев, таких как мемориал Богдана Хмельницкого в Чигирине. В 1995 году, к 400- летнему юбилею гетмана, отреставрировали старинную постройку, а на экспозицию нового музея денег нет до сих пор.
Пока же главными «меценатами» для музеев стали таможенники, которые передают изъятые на границе исторические и культурные ценности. Их распределением занимается Национальная комиссия по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей.
Елена Юрченко (главный специалист отдела научного поиска, изучения и учета культурных ценностей): «При нашей Комиссии создана специальная экспертная группа, определяющая предметы, достойные музейного хранения. В 1998 году в государственные музеи было передано 1949 экспонатов. Но и для этого стабильного источника пополнения музейных фондов существует препятствие, вызванное несовершенством налогового законодательства: музеи освобождаются от уплаты налога только в случае передачи им конфискованных таможней предметов. А за «бесхозные» (оставленные владельцами, переданные по решению суда и т.п.) вещи музеи, не имеющие денег вообще, вынуждены платить налог. Обе стороны — и таможня, и музеи — заинтересованы в передаче экспонатов, но не могут выбраться из законодательных дебрей. И вот месяцами, порой, годами лежат на таможнях в неприспособленных помещениях иконы, книги, живописные полотна, покрываясь пылью и плесенью».
И все-таки надежда на то, что музей в Украине не отомрет как культурно-просветительско-учебное учреждение, остается. И в последующие годы сокровищницы истории, культуры и искусства снова распахнут свои двери в Международный день музеев.
Выпуск газеты №:
№87, (1999)Section
Культура