«Украине нужен свой «Моисей»
Более двух десятилетий оперы современных украинских композиторов не ставились на столичной сценеОперу Мирослава Скорика «Моисей» можно назвать прорывом в академическом жанре. Композитор является также автором либретто (оно написано совместно с Богданом Стельмахом на сюжет знаменитой поэмы «Моисей» Ивана Франко, 150-летний юбилей которого отмечается в этом году). Мирослав Скорик выступает и как дирижер-постановщик оперы. Режиссер — Анатолий Соловьяненко, дирижер — Иван Гамкало, сценография — Марии Левитской, хормейстер — Лев Венедиктов, балетмейстер — Анико Рехвиашвили. Кроме артистов и музыкантов труппы Национальной оперы, в спектакле заняты юные певцы хора «Детская опера» Подольского дома творчества (руководитель Наталья Нехотяева). Как говорят артисты — «этой оперой мы сдаем экзамен на профессионализм и мастерство». Пять лет назад коллектив Львовского оперного театр им. С. Крушельницкой первым поставил «Моисея» Мирослава Скорика. Премьера была приурочена к визиту главы Ватикана, Папы Римского Иоанна Павла II в Украину, вызвав огромный резонанс у публики, а киевский спектакль благословил глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (об этих событиях «День» писал в №№107 и 115 за 2001 г. и в №4 за этот год).
В паузе между последними репетициями мне удалось побеседовать с автором оперы Мирославом Скориком и дирижером Иваном Гамкалом, и из первых уст узнать: как рождается спектакль.
«МОИСЕЙ» БЕЗ ТАБУ
Идею написать оперу «Моисей» подал отец композитора, но воплотить ее в жизнь Мирослав Скорик смог только через много лет. «Хотя во времена бывшего СССР И. Франко являлся украинским классиком, и его произведения изучались, издавались, но все же на некоторые его сочинения было наложено негласное табу, а «Моисей» был из того запрещенного списка, — сказал Мирослав Михайлович . — Ведь эта поэма призывает к свободе народа, и в советские времена в атеистической стране никто не позволил бы писать не только оперу, но и даже ораторию или кантату на ее текст. Но ведь Моисей был и реальным человеком, жившим в XIII столетии до н. э. в период правления фараона Рамзеса II. Память об этом легендарном вожде хранится на протяжении тысячелетий у многих народов мира. Моисей был политическим лидером евреев, возглавил их выход из рабства от египтян, став символом мудрости и одержимости народного проповедника.
Только после обретения Украиной независимости можно было не оглядываясь на цензоров писать оперу о великом лидере и вожде, отдавшего жизнь за свободу своего народа, не бояться, что тебе прилепят, например, ярлык националиста. (Скорик не по наслышке знает, что такое жить с клеймом «враг народа». Семья композитора в сталинские времена была депортирована, а его детство прошло в Сибири. — Т. П. ). Когда я начал писать «Моисея», то мне иногда казалось, что эта опера станет моей «лебединой песней». Фактически два года жизни отдал этой работе. Я писал оперу на трех континентах. Сначала во Львове, потом переехал в Америку, а затем в далекую Австралию (за рубежом совмещал композиторскую работу с преподаванием и гастрольной деятельностью).
Поэма Франко — философское произведение, в нем мало сценического действия. Поэтому мы вместе с поэтом Богданом Стельмахом искали такой ход, чтобы публике было интересно слушать и смотреть оперу. Моисей является автором пяти книг «Библии», основатель еврейского монотеизма (поклонение одному Богу), которое вскоре приняли многие народы мира. Его, как пророка, почитают не только христиане, но и иудеи, мусульмане. Народ, который имеет такого лидера, поводыря от Бога, знающего, что следует делать, чтобы достичь высокой цели — пройдет все преграды. В нашей истории такими вождями были: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Данило Галицкий… Сегодня Украине нужен свой Моисей — об этом моя опера.
— Многие годы в оперных театрах сочинения украинской классики, а тем более произведения современных авторов не ставились на сцене. Можно надеяться, что с постановкой «Моисея» что-то изменится?
— Постановка оперы — дорогое мероприятие, требующее немало финансовых затрат. Композиторы у нас есть и они готовы работать, но писать в стол, не зная когда и где поставят твое произведение — никто не будет. Ведь чтобы написать что-то масштабное, придется на несколько месяцев, а то и лет, погрузиться в работу, значит — нужно получить специальный заказ от театра, спонсора или Министерства культуры и туризма. Оперу «Моисей» мне заказала дирекция Львовского театра оперы и балета им. С. Крушельницкой. Я счастлив, что она зажила своей сценической жизнью сначала во Львове, а теперь и появится в афише Национальной оперы. А что касается новых произведений, то пока ни один оперный театр мне ничего не заказывал, хотя у меня есть несколько идей, и по-моему они довольно интересные...
«ВЫРОСЛИ ПОКОЛЕНИЯ ПЕВЦОВ, ВОСПИТАННЫХ НА КАНТИЛЕНЕ»
— Мы десятки лет не ставили современные украинские оперы в нашем театре, — признался дирижер Национальной оперы Иван Гамкало . — Прервана традиция. Выросло несколько поколений певцов, которые в своем репертуаре имеют лишь произведения итальянской вокальной школы, воспитанные на кантилене. Они не воспринимают современную музыку, ее интонации, не знают и не умеют петь произведения современных авторов. Решение ставить «Моисея» дирекция нашего театра приняла в октябре прошлого года. На подготовку у нас было очень мало времени, но мне удалось мобилизовать коллектив и появилась некая творческая аура — все, занятые в постановке, очень слаженно заработали. Важно, чтобы певцы не только выучили свои партии, но заставили себя думать о том, какие образы они создают.
«Моисей» — опера философского плана. В ней каждое слово имеет вес и для него необходимо найти свою музыкальную интонацию. Ведь не секрет, что некоторые вокалисты так поют, зажевывая слова, что порой слушатели понять не могут: на каком языке исполняется опера. Уже на первой общей репетиции я сам был приятно удивлен, как четко все играли. Мне кажется, что наш спектакль будет актуальным. Тема свободы — главная в этой опере. Хотя события повествуют о событиях, отдаленных от нас несколькими тысячелетиями, но история еврейского народа, ушедшего из Египта ради свободы, близки и понятны сегодняшним зрителям.
Я восхищен музыкой Мирослава Скорика. Он очень талантливый композитор, умеющий писать масштабные произведения для хора, оркестра, балета, солистов. В своей музыке Скорик умеет передать нюансы души, разные человеческие чувства. Наши оркестранты сразу же приняли его музыку. Скорик и Стельмах написали хорошее либретто, обработав франковский текст, бережно подойдя к каждому слову поэмы, убрав галицизмы, старославянские обороты.
— Критики высоко оценили львовский вариант оперы «Моисей», но некоторые сетовали, что постановщикам не удалось избежать статичности спектакля.
— Все оперы, поставленные на библейский сюжет, не предусматривают активной сценографии. Например, Гендель поэтому писал оратории. Оперы философского плана имеют повествовательность, в них нет динамики. Например, чтобы оживить спектакль «Моисей в Египте» Дж. Россини в либретто дописал любовный дуэт и конфликт с Моисеем (сын фараона Озирид тайно женился на еврейке Ельчие, и, чтобы не разлучаться с любимой, он пытается убить пророка, но сам погибает сраженный ударом молнии)... Скорик написал оперу по франковской поэме, а она эпическая, исповедальная, повествовательная. Такой материал предусматривает традиционные подходы в сценографии. Мне львовский «Моисей» очень понравился, но думаю, что и наша постановка будет интересной для зрителя.
— Некоторые молодые артисты неохотно берутся исполнять произведения современных авторов, считая, что музыка очень сложная для исполнения и они могут сорвать голос. У вас вокалисты отказывались петь?
— Голоса срывают певцы, находясь на гастролях за рубежом. Иностранные импресарио с нашими артистами не сильно церемонятся и так насыщают их график, что вокалисты не успевают восстановить свои силы. Не секрет, что певцы едут за границу заработать деньги. Они часто соглашаются на очень тяжелые условия работы, изматывающий график выступлений. Порой берясь за партии, которые они не готовы петь, надеясь на наше славянское «авось», форсируя звук и подчас срывая голос. Каждый вокалист знает свои возможности. Украинский язык — очень мелодичный. Можно вспомнить, что великий Леонид Собинов специально переучил партии Евгения Онегина и Лоэнгрина в одноименных операх Чайковского и Вагнера по-украински перед гастролями в Киеве, Одессе и Харькове. Сохранились воспоминания певца, в которых он с восхищением писал с каким интересом изучает грамматику и как проходили его занятия с репетитором. Он говорил, что «открыл для себя мелодичный украинский язык, который не менее прекрасен, чем итальянский»...
У нас, когда стал вопрос о «Моисее», то не все в труппе горели желанием работать, понимая, что их ждет тяжелый труд. Демаршей среди артистов не было, а те, кто не заинтересовался этой постановкой нашли предлоги, чтобы отказаться, ссылаясь на занятость в других проектах, гастролях. С теми артистами, кто согласился, мы работаем слаженно. У нас три состава исполнителей, а это говорит о большом творческом потенциале труппы. Например, во Львове роль Моисея исполняет только один певец — Александр Громыш, а у нас по очереди будут играть четыре баса: Николай Шопша, Сергей Магера, Богдан Тарас и Тарас Штонда. Такой состав сильных солистов редко бывает даже в классических операх. Другое дело, что в коллективе Национальной оперы почти утрачена традиция постановок опер современных авторов. Увы, это беда всех оперных театров страны. На протяжении нескольких десятилетий у нас в Украине не было государственной политики в области культуры. Академическое искусство находилось на задворках, а на ведущие позиции выдвинулась попса. Все начальники и высокие чиновники, если выбирались в театр или в концертный зал, то ходили только на эстраду. Их не интересовала классика, а тем более произведения современных авторов. Хотя можно вспомнить тяжелейший период репрессий, когда Украина была в составе царской Российской империи и запрещался украинский язык, наша культура, но именно тогда родилась, как жанр, украинская опера. Кстати, во времена СССР, которые тоже нельзя назвать легкими для деятелей украинского искусства, уровень академической культуры был на много выше чем ныне. Композиторам, художникам, писателям заказывали писать произведения — чего фактически нет сегодня. К чему мы пришли? Театры ставили десятилетиями то, что предлагали им западные импресарио, ориентируясь на зарубежного зрителя, а не на потребности украинской публики. Странная у нас произошла ситуация: с одной стороны, Украина стала независимой, а с другой — государство вообще не держало руку на пульсе, Минкульт не занимался стратегией и идеологией в оперных театрах...
Я надеюсь, что премьера «Моисея» изменит ситуацию в этом вопросе. Позитивные тенденции уже наблюдаются. В репертуаре Национальной оперы уже есть «Киевские фрески» Карабица, теперь к ним добавится «Моисей», в Донецком оперном театре им. А. Соловьяненко недавно В. Вовкун поставил «Богдана Хмельницкого» Данькевича — как видите процесс пошел. Вы знаете, если бы я обладал властью, то заказал написать оперу Скорику, но уже не на эпический сюжет, а мелодраматический. Дал бы госзаказ Евгению Станковичу и еще некоторым композиторам. Нам нужно наверстывать упущенное время. Вы вдумайтесь: фактически 25 лет на нашей сцене не ставились оперы современных авторов! Для истории украинской культуры этот период представляет одну жирную черную полосу... Немедленно нужно разработать четкую государственную программу по возрождению украинской культуры и отдельным пунктом в ней должно быть оперное и балетное искусство.
Наша публика соскучилась по произведениям современников, в которых чувствуется ритм сегодняшнего дня. Зрители ждут новых спектаклей и пойдут на них, но, конечно же, при условии, что они будут талантливо поставлены, будут исполняться лучшими актерскими и музыкальными силами. А еще нужно не забывать о рекламе. Потому что, например, на «Травиату» публика быстрее пойдет, т. к. знает эту вердиевскую оперу чуть ли не с детства, а чтобы пойти на «Моисея» нужна определенная информационная подготовка для людей. Кто-то читал «Библию», кто-то читал поэму Франко, а кто-то вообще любит оперу, как жанр. Зрителя нужно воспитывать, его надо уметь заинтересовать...
Выпуск газеты №:
№9, (2006)Section
Культура