Перейти к основному содержанию

Украинская художественная «Оттепель»:

действующие лица 60 — 70-х годов
15 февраля, 19:20
НИКОЛАЙ МАЛЫШКО: «СТУПЫ»

Понять изобразительное искусство сегодняшнего дня — живопись, графику скульптуру, а также разнообразные новомодные перформенсы возможно только при условии обращения к первоисточникам. Стремление предыдущих поколений отечественных художников к изменениям революционного характера, к бунту против установившихся официальных законов, имеет свою собственную историю, периоды взлетов и застойные годы. Впрочем, этот путь к новым горизонтам был довольно медленным, потому что вполне освободиться от суеверий коллективного советского менталитета в те времена было почти невозможно. Поэтому формирование нового художественного языка имело своеобразный «волнообразный» характер.

После авангардного движения начала ХХ века, которое было запрещено советской властью, а впоследствии и вообще задушено господствующим официальным направлением — соцреализмом, вторым принципиально важным свободным периодом в искусстве стала так называемая «оттепель». Она охватывает период с середины 50-х годов до вступления советских войск в Чехословакию в 1968 году. Атмосфера, которая образовалась в благоприятных условиях новых политических изменений, позволила многим талантливым украинским художникам дышать свободно, потому что появилась надежда на реальные изменения в жизни общества. Именно в 60-е наконец произошло возрождение отечественного авангарда, когда молодые художники обратились к наследию талантливых экспериментаторов первой трети ХХ века — А. Богомазова, А. Экстер, К. Малевича, В. Ермилова, А. Родченко, В. Татлина, и запрещенных художников —«бойчукистов». Открытие раскованного мышления этих творцов позволило многим ярким молодым художникам — В. Задорожному, А. Горской, И. Григорьеву, Г. Гавриленко, И. Марчуку настойчиво искать свой собственный путь. Хотя это задача была не из легких, потому что само творчество осуществлялась в «подпольных» условиях, и у художников не напрасно существовали опасения, что «заберут мастерские, запретят работать в издательствах, фонде СХ».

Однако именно поколение художников-шестидесятников стремилось к тому, чтобы, как писал в письме к Алле Горской ее коллега, создать в модерном национальном искусстве «богатство и разнообразие, взаимное понимание, единое направление плюс высокую европейскую культуру».

Ведь каждый шел к этому своим путем. Как вспоминает семья известных художников — Нина Денисова и ее муж Николай Малышко: «В 60 егоды к нам вернулось искусство 20— 30 годов, и мы стали очень активно работать, несмотря на то, что окружение не всегда понимало нас, и общая ситуация также была довольно тяжелой… Мы возвращались к творчеству авангардистов начала ХХ века, находили какие-то маленькие самиздатовские книжки о Бойчуках. Наиболее загадочной и интересной для нас была, но по-видимому, и сейчас еще остается, эта очень важная проблема формы и содержания, необычный и смелый художественный язык». В 60-е формируются и новые требования к тому содержанию, которое несет в себе форма, когда «вещи при всей своей утилитарности, способности к образованию материальной сферы, рассматривались в то же время как ознаменование духовного замысла бытия, как сигнал высших смыслов» (С. Крымский. «Софійні символи буття»).

Однако хрущевская оттепель имела изменчивый характер — надо заметить, что уже в 1962-63 годах активируется очень жесткая борьба с абстракционизмом, вследствие чего многих талантливых художников исключили из Союза художников и лишили мастерских. Характерно, что в те времена для большинства советских граждан сам термин «абстрактное искусство» имел определенный негативный оттенок. Как писал культуролог Анатолий Макаров, представители «органов» считали всех абстракционистов иностранными агентами, но несмотря на это, художники продолжали свои новаторские поиски. Носители новых идей и убеждений в искусстве создали своеобразную оппозицию власти и, находясь в состоянии «внутренней эмиграции», поддерживали друг друга, формируя центры неформальной культуры. В Киеве — это квартира С. Параджанова на площади Победы, квартира Г. Гавриленко, мастерские В. Задорожного, А. Горской и В. Зарецкого.

В начале 1960-х в Украине активно развивается движение национального возрождения, которое охватило и младшие поколения. В 1962 году организуется Клуб творческой молодежи, в который входили художники, литераторы и режиссеры. Среди актива клуба — известный мастер Алла Горская, яркая и талантливая личность, которая, к сожалению, заплатила жизнью за свои убеждения в искусстве. Довольно быстро — уже в 1964 году, Клуб творческой молодежи, принципиально важный центр новой свободной культуры, был жестоко уничтожен официальными структурами. Еще через год — проходит ряд арестов большой группы украинской интеллигенции, в том числе Я. Геврича, Е. Кузнецовой, О. Мартыненко.

Продолжая противоборство, группа киевских художников (Ю. Луц кевич, А. Дубовик, Я. Левич и другие) в 1966-м году организуют Инициативный совет при Союзе художников. Целью этого совета была конкретная попытка соединить «левых» художников вместе, делать определенные шаги по организации выставок из произведений модерного искусства. Эти усилия требовали сильной воли от самих художников, потому что реальные условия для труда были тяжелыми — мастерские находились в так называемом «нежилом фонде»: на чердаках и в подвалах, без необходимого освещения и отопления. Несмотря на это, члены совета, как вспоминает в интервью Александр Дубовик, «собрали произведения по крохам и уже в 1967 году организовали выставку в Октябрьском дворце» (сегодня это Дворец Искусств на ул. Институтской). К сожалению, через год это прогрессивное художественное движение было запрещено решением секретаря ЦК комсомола Т. Главак.

Несколько позже, уже в 70-е годы, возникает так называемая «вторая волна оттепели». Если в 60-е годы интерес к национальному искусству только зарождался, то в 70-е он обрел настоящую силу и стал действенной формой сопротивления стандартам искусства соцреализма. Возникает направление «тихой живописи», которая стала своеобразным антагонизмом по отношению к официально-государственному, идеологически направленному искусству. Представители «тихой живописи» — колористически одаренные живописцы Е. Волобуев, З. Лерман, Г. Григорьев — много внимания уделяли живописно-пластическому решению произведения, возрождали лирическое направление. Бурный период с 60-х до 70-х годов в целом характеризуется возникновением разнообразных художественных направлений: это и «строгий стиль» (В. Рыжих, Г. Неледва), и «нео-барокко» (Ю. Луцкевич), и «нео-сецесия» (В. Зарецкий), «геометрическая абстракция» (А. Дубовик).

Впрочем, еще и не было и речи о «легализации» модерного искусства, об организации официальных выставок и печатных исследованиях отечественных искусствоведов об этой сфере творчества, поэтому все эти поиски, как уже упоминалось выше, имели полуподпольный характер.

Отдельно стоит хотя бы кратко напомнить еще об одной очень важной составляющей времен «оттепели». В 60—70-е в СССР появляется отечественный вариант движения хиппи, а в кругах творческой интеллигенции рождается и особая атмосфера, которую художники называли «романтикой мансард» и «латинским кварталом». В информационном отношении также чувствовались значительные изменения, наконец хоть немного открылся «железный занавес», и наши художники почувствовали волны современного американского и европейского искусства, и впервые услышали о таких необычных в то время явлениях, как «хеппининг» и «перформанс», ленд-арт и др. В Москве и Ленинграде, хотя и не часто, но проходили очень популярные выставки современного западного искусства — своеобразный «глоток свободного воздуха» для советской творческой молодежи. Художники из Украины, пользуясь любым случаем, часто ездили в Россию именно ради возможности посетить зарубежные выставки.

Конечно, в небольшом очерке невозможно отразить всесторонне художественную жизнь 60—70-х годов, и вспомнить всех действующих лиц возрождения действительно свободного художественного языка. Но следует отметить, что разнообразие художественной жизни и экспериментальные поиски времен «оттепели», существовали только в творчестве некоторых индивидуумов. В то же время в стенах Киевского художественного института традиционно сохранялась установившаяся система преподавания академического материала. Безусловно, талантливые художники-преподаватели иногда пытались зажечь искру импульса в развитии интересных творческих идей, среди таких новаторов — Татьяна Ниловна Яблонская. Была также выдвинута идея создания нового факультета по вопросам синтеза искусств, ее предложили молодые преподаватели, которые приехали из Москвы — Сальцев и Вермунь. Вследствие общей «зашореной» программы преподавания, новые течения не всегда хорошо прививались к академической программе, а интересные экспериментальные инициативы так и остались невоплощенными. Однако поколение шестидесятников, а также их потомки впоследствии создали немало талантливых скульптур, картин, мозаик и витражей. В качестве примера есть смысл вспомнить экспериментальные объекты «Ступы» (начало 2000-х годов) художника Николая Малышко, которой учился в Киевском художественном институте во времена легендарной А. Горской и сам искренне увлекался западным авангардом и украинскими бойчукистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать