Перейти к основному содержанию

«Украинская музыка — не борщ в консервной банке»

ILLARIA — о современных интерпретациях фольклора, отечественном шоу-бизнесе и своем новом альбоме
25 декабря, 10:06
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ПЕВИЦЫ

В ближайшие дни в продажу должен поступить второй студийный альбом исполнительницы «13 месяцев», а на начало следующего года запланированы концерты в его поддержку. Хотя в основе альбома — обрядовая фольклорная музыка, внимательный слушатель сможет услышать там трип-хоп, драм-энд-бэйс, этно-хаус, ритм-энд-блюз, балканские мотивы и многое другое. Эксперименты с этнической музыкой в исполнении ILLARIA — это не авантюра, а результат кропотливой, иногда даже научной работы. «День» пообщался с певицей в канун выхода в свет нового альбома.

— ILLARIA, может ли, с вашей точки зрения, качественная украиноязычная музыка быть успешной в нашей стране? Почему в теле- и радиоэфирах сегодня по большей части господствует безвкусица?

— Чтобы быть успешным, не достаточно только таланта и тонкого мировосприятия, нужен еще и хороший менеджер. Творческие люди часто бывают ленивыми, но надо приучать себя к дисциплине и ежедневной работе, не опускать руки и идти вперед несмотря ни на что. К счастью, есть в Украине и такие артисты, которые совмещают в себе творчество, талант и успешность. Именно этого хочу и я.

— Знаю, что вы много гастролируете. Какой должна быть украинская музыка, чтобы ее поняли за рубежом?

— Не стоит пытаться повторять за местными исполнителями. Очень странным было бы ехать, например, в Британию, чтобы играть там сугубо британский «саунд» — ментальность и колорит можно получить только с молоком матери. Я думаю, самый простой путь — используя современные аранжировки, апеллировать к мотивам, характерным именно для украинской народной музыки. Самое главное — делать все искренне. Заинтересовать иностранцев авторскими песнями будет значительно сложнее, ведь здесь большое значение имеет содержание текстов — вряд ли казахи или, например, итальянцы поймут его сполна. В этнической музыке слова прежде всего воспроизводят ритм — смыслы, закодированные в них, воспринимаются на подсознательном уровне. Альбом «13 месяцев» — это моя попытка создать ультрасовременную музыку на основе украинского фольклора. Я пыталась учитывать все новейшие тенденции, не чураясь в то же время своего, родного. И речь идет не только о музыке, но, скорее, об определенном синкретизме музыки, текста и манеры исполнения — иногда из нескольких нот народной песни можно развернуть целую сюиту. Надеюсь, этот альбом будет понятным за рубежом и сможет привлечь внимание, в частности, и тех украинских слушателей, которые раньше не интересовались отечественными исполнителями.

— Вы исполняете песни на украинском, английском, греческом языках. Вместе с тем отказываетесь петь на русском, хотя именно этот язык имеет приоритет в эфире украинских радиостанций...

— Несмотря на то, что я из русскоязычной семьи, считаю, что компромиссы здесь неуместны. Чтобы воспитать в людях здоровую, отмечаю — здоровую, украинскость, надо показывать им наилучшее, что есть в нашей культуре. Песни — это тот культурный пласт, которым мы можем гордиться. Украинская народная традиция — чрезвычайно древняя, архаичная и до сих пор не изученная до конца. Она — объединяет страну. Удивительно, что, несмотря на развитие цивилизации, эти артефакты сохранились — их до сих пор можно услышать и увидеть по селам. Сегодня человек может работать за компьютером, говорить по мобильному телефону, ездить на автомобиле, но в тот же день он может, например, принять участие в обряде вождения Куста. Это даже немного обескураживает. Кроме того, в украинской культуре уже тысячу лет мирно сосуществуют языческие и христианские традиции. Она — неконфликтная и способна интегрировать внешние элементы. В этом ее ценность. Я пытаюсь продемонстрировать это своей музыкой.

«Я никогда не платила за ротации на радио или телевидении», — признается певица ILLARIA. Несмотря на это, ей удалось заинтересовать своим творчеством публику в Украине и за рубежом. ILLARIA — одна из немногих, кто создает в Украине качественную музыку для массовой аудитории, не прячась в андеграунде. Вокалистка и музыковед по образованию, широкой общественности она стала известна благодаря участию в талант-шоу «Голос країни», в котором дошла до полуфинала. Еще ILLARIA создает музыку для фильмов, играет в театре и пишет стихи. Голос певицы можно услышать в кино, рекламе, а также в джинглах нескольких радиостанций

— А, как вы думаете, какие правила шоу-бизнеса из тех, которые функционируют в Европе, стоило бы внедрить в Украине?

— Там очень хорошо работают законы, связанные с авторским правом. Лично я забочусь об этом очень тщательно — прежде чем впервые выйти на сцену, зарегистрировала имя «ILLARIA» как торговый знак, обязательно защищаю права на все свои аранжировки, все песни (даже на демо-версии) еще до их обнародования. Считаю, что это — самое большое мое сокровище, которое нужно оберегать в первую очередь. К сожалению, у нас люди часто не гнушаются воровством. Могут, например, взять чью-то музыку и положить на нее свой текст или сделать кавер, не спросив разрешения. Олег Скрипка однажды прилюдно разрешил мне исполнять некоторые его песни. Тем не менее, почти перед каждым выступлением я звоню ему и переспрашиваю, а он удивляется: «Я же тебе разрешил давно — пой». Для меня это очень важно. Другая проблема заключается в том, что в Украине исполнитель вынужден платить за ротации. Возможно, кого-то это удивит, но за рубежом такая практика тоже есть. С другой стороны, там еще и платят роялти за каждый выход твоей песни или рекламы с твоей музыкой в эфир. Ведь телевидение и радио зарабатывают на этом — они обязаны делиться с автором. На Западе, если ты подписываешь контракт, он на самом деле действует, а не превращается в формальность, как это происходит в Украине. Кроме того, в нашей стране контракт преимущественно защищает только одну сторону. Мне иногда приходят предложения от концертных агентств, телеканалов и радиостанций — когда их читаешь, понимаешь, что уже заранее становишься их должником, зато они не имеют перед тобой никаких обязательств. Так не может быть. Известно, что, например, Квитка Цисык в Америке жила по большей части на роялти за один из записанных ею рекламных роликов. У нас же нужно полгода побегать за рекламным агентством только для того, чтобы получить одноразовое вознаграждение. Последующие же права на ролик перестают тебе принадлежать — он может находиться в ротации еще хоть десять лет, но ты ничего за это не получишь. Еще я очень остро реагирую, когда мне звонят и предлагают приехать и спеть одну песенку «просто так». Если это благотворительность — пожалуйста. В других случаях всегда отвечаю, что я не гуляю по подмосткам, это — работа, такая же, как и любая другая, и за нее надо платить деньги. В Европе, Америке есть рынок шоу-бизнеса, есть понимание того, что нужно сделать, чтобы стать успешным. В частности и по этой причине там значительно больше качественной музыки, чем у нас. В Украине часто создают проект, привлекают под него инвестиции, но потом они заканчиваются и проект закрывают якобы потому, что он непрофессиональный. В действительности же продюсеры просто до конца не понимают, как с ним работать. Не спасают даже большие деньги — можно вложить их кучу, но слушать тебя не будут. Другая причина — большинство исполнителей на Западе, даже реперы, имеют профессиональное образование. Присутствует серьезная конкуренция, и если ты не сможешь найти общий язык с профессиональными музыкантами, с которыми придется работать, тебя никто не будет воспринимать серьезно. В Украине профессионалов среди артистов мало. Они есть, они успешны, но, к сожалению, в эфире преобладают временные исполнители, которые задерживаются там на один-два года, а иногда и на одну песню.

— Нужно ли бороться со скачиванием музыки из Интернета?

— Думаю, мы никуда не спрячемся от этого явления. Конечно, здесь мало приятного, потому что раньше можно было записать пластинку и получать прибыли с продаж — сегодня же диски покупают только фанаты или люди, которые целенаправленно стремятся поддержать артиста. С другой стороны, Интернет открывает огромные возможности перед теми, кто не платит за ротации. Можно выложить музыку в сети, люди ее услышат, а свои дивиденды ты получишь, когда они придут на концерт.

— Знаю, что вы имеете греческие корни и даже принимаете участие в мероприятиях землячества. Почему для вас это так важно?

— Действительно, почему-то так сложилось, что греческая идентичность достаточно важна для меня. На одну четверть я — потомок греков Приазовья, которых Екатерина ІІ переселила из Крыма. Хотя не могу сказать, что мои родные когда-то придавали этому большое значение. Никто не воспитывал меня в национальных традициях — ни в украинских, ни в греческих. Но еще с детства я заинтересовалась украинским фольклором и греческой мифологией. Кстати, говорят, что украинские греки ближе к древним, чем те, которые живут в современной Греции, — они кое-где до сих пор общаются на древнегреческом языке. Я всегда интересовалась своим происхождением — даже как-то попросила дедушку выписать нашу родословную. Моя мечта — поехать на родину, в Приазовье и больше узнать о своих предках. Уверена, что благодаря этому ты становишься увереннее в себе и богаче духовно, начинаешь лучше понимать собственную миссию в этом мире. Хотелось бы, чтобы мои дети тоже заинтересовались этим в будущем. Греческая народная музыка кажется мне чем-то похожей на украинскую. Я всегда пыталась не только воспроизводить аутентичные произведения, но и находить что-то общее в разных культурах. Именно с этой целью я сделала пластинку «13 месяцев» — чтобы показать, что украинская музыка — это не борщ в консервной банке. Она может быть близкой и другим народам. Очень вдохновляет, когда слушатели из других стран интересуются твоим творчеством. Например, песню ILLARIA почему-то очень любят китайцы. «Ой верше, мій верше», которую я исполняю в византийском стиле, нравится грекам и грузинам. Песня «Цвіте терен», в которой присутствуют восточные мотивы, по нраву евреям и т.п.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать