Люди редко пользуются свободой, которая у них есть, например свободой мысли, а вместо этого они требуют свободы слова.
Серен Кьеркегор, датский философ, теолог и писатель

Украинская страница маэстро Малишевского

70 лет тому назад ушел из жизни выдающийся польский композитор, дирижер и педагог
14 августа, 2009 - 19:48
ГАЗЕТА «ОДЕССКИЙ ЛИСТОК» В ОКТЯБРЕ 1908 г. ОПУБЛИКОВАЛА ФОТОГРАФИЮ ВИТОЛЬДА МАЛИШЕВСКОГО ПО СЛУЧАЮ ЕГО НАЗНАЧЕНИЯ «НОВЫМ ДИРЕКТОРОМ ИМПЕРАТОРСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОДЕССЕ» / ФОТО ИЗ АРХИВА

Витольд Иосифович Малишевский внес большой вклад в становление музыкального искусства в Украине. В 1913 году он был одним из основателей Одесской консерватории (в настоящее время — Одесская государственная музыкальная академия им. Неждановой). Среди ее воспитанников были такие знаменитости как Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Я. Зак, Н. Вилинский, К. Данькевич, С. Орфеев, Б. Руденко, Г. Олейниченко и многие другие. Незримые нити связывали Малишевского не только с Одессой и Санкт-Петербургом, где он учился, но и с Киевом. Так, в Киеве работал его любимый ученик Николай Вилинский, племянница Витольда Иосифовича — Инна Васильевна Кончаковская (1902 — 1985 гг.) — дочь хозяина ныне знаменитого дома на Андреевском спуске, 13, в котором жил Михаил Булгаков (дочь Василия Павловича Листовничего — прообраза Василисы из «Белой Гвардии»). Кстати, в непростые советские времена, Инна Васильевна сохранила Киеву уникальный дом-усадьбу, ставший в настоящее время Музеем Булгакова, известным во всем мире.

Витольд Иосифович Малишевский родился 20 июля 1873 года в Могилеве-Подольском. Его отца за участие в Польском восстании царские власти выслали на Кавказ, и молодой Витольд начинает свое обучение музыке в Тифлисе в классе по композиции у Иполитова-Иванова. Затем он учится у Римского-Корсакова в Петербургской консерватории, здесь на него значительное влияние оказал Глазунов. Малишевский закончил консерваторию в 1902 году.

Вскоре Витольд Иосифович становится видным членом так называемого Беляевского кружка в Санкт-Петербурге, объединившего в своих рядах российскую и зарубежную музыкальную элиту того времени. Первая симфония Малишевского исполняется вместе с премьерой произведения Анатолия Лядова «Баба-Яга» и ее высоко оценил известный критик Владимир Стасов.

Многие произведения Малишевского издаются в Лейпциге издательством Митрофана Беляева, памяти которого композитор посвятил Струнный квинтет для скрипок и виолончелей. Газета «Одесский листок» в октябре 1908 г. опубликовала фотографию Витольда Малишевского по случаю его назначения «новым директором Императорских музыкальных классов» в Одессе. В 1909-м Сергей Рахманинов поддержал кандидатуру Малишевского на пост директора Одесского отделения Русского музыкального общества, а в 1913 г. он становится основателем, первым директором и профессором по композиции во вновь организованной Одесской консерватории. Витольд Иосифович привлекает к работе известных специалистов местного музыкального училища, на базе которого была создана консерватория. У него по классу композиции продолжает учебу Николай Вилинский, который заканчивает консерваторию в 1919 году и в 1920 году становится преподавателем. В Одесской консерватории начинает работать выпускник Венской консерватории, талантливый пианист и органист Теофил Рихтер, отец знаменитого пианиста Святослава Рихтера. Позднее в Одесской консерватории у Малишевского недолго работает выдающийся музыкавед Александр Оссовский, бывший коллега Малишевского по Беляевскому кружку, родственные корни которого связаны с Украиной. В 1915 г. Малишевский публикует свой теоретический труд «Учение о модуляциях». В этот период творческой деятельности Витольд Иосифович, проявляет себя как выдающийся педагог, композитор и организатор. Когда к власти окончательно приходят большевики, В.Малишевский, опасаясь преследований (его киевский родственник Листовничий был расстрелян в 1919-м), решает в 1921 году покинуть Одессу.

Находясь в эмиграции в Польше, Витольд Иосифович не порывает связей с Одессой, он переписывается с Николаем Вилинским, живо интересуется всеми делами в родной ему консерватории. В письме от 25 октябля 1934 г. Малишевский пишет: «Прошло 13 с лишком лет, как я оставил дорогую Одессу, с которой связан многими нитями сердца и ума... Не буду об этих нитях распространяться: Вы — свидетель всей моей жизни и работы — знаете все это не хуже меня и оцените, чем есть для меня Одесса. Меня непреодолимо тянет в Одессу, хочеться еще раз — м.б. последний — побывать там, где оставил родных, друзей, учеников, плоды своей работы, дорогие могилы...».

Он пишет, что хотел бы выступить в Одессе с концертом своих произведений, и присылает Вилинскому примерную программу. «С моей стороны, — делится своими мыслями Малишевский, — это было бы отчетом моей работы в Польше — перед страной, которая была моей родиной, школой, и которой я обязан своим моральным достоянием». Там же в письме просит передать привет Павленко и другим своим друзьям. В другом своем письме, датированном 3 августа 1936 года, В. Малишевский уведомляет Н. Вилинского, что он также обратился к Р. Глиеру и М. Штейнбергу.

Эти письма не были, конечно, лишь переживаниями эмигранта, они отражают прекрасные грани личности Витольда Иосифовича, у которого в Польше была успешная карьера и признание. Малишевский преподавал в Музыкальной школе им. Ф. Шопена и одновременно был директором Варшавского музыкального общества. В 1927 г. он был председателем первого Международного конкурса пианистов им. Фредерика Шопена. С 1931 по 1934 гг. Малишевский — директор Музыкального отдела в Министерстве образования Польши. С 1931 по 1939 — профессор Варшавской консерватории.

Его наиболее известный ученик этого периода — один из крупнейших музыкантов XX века, композитор и дирижер Витольд Лютославский (1913 — 1994). Он так писал о своем учителе Малишевском: «Курс анализа музыкальных форм, который преподавал профессор композиции Малишевский остался в моей памяти на всю мою жизнь».

Николай Вилинский взялся похлопотать для осуществления планов своего учителя. Но то было жестокое время, многое было под запретом (в том числе и переписка с заграницей) и такие проекты были даже опасны для участников. Дело и так непростое принимало затяжной оборот. В своем письме в 1936 году Малишевский согласовывает с Вилинским новую возможную дату своего концерта — 25-летний юбилей со дня основания Одесской консерватории в 1938 году.

К сожалению, мечте об участии в концерте своих произведений в Одессе не суждено было осуществиться, — разрешение на гастроли он так и не получил. Витольд Иосифович скончался 18 июля 1939 г. в Залесье — предместье Варшавы.

Музыкальное наследие В. И. Малишевского включает следующие произведения: пять симфоний, Праздничная увертюра (1910), опера-балет «Сирена», балет «Борута», Реквием, Месса (1930), «Куявская фантазия для фортепиано с оркестром» (1928), Концерт для фортепиано с оркестром (1938), камерно-инструментальные ансамбли, сонаты для скрипки, для виолончели с фортепиано, три струнных квартета, струнный квинтет, пьесы для фортепиано, песни и романсы на слова Александра Пушкина, Василия Жуковского, Леопольда Стаффа.

Бывший ректор Одесской консерватории, народный артист Украины, профессор Николай Огренич пишет: «Как композитор и теоретик Малишевский продолжал и развивал в Одессе традиции Римского-Корсакова. На их основе воспитывались и его ученики, композиторы: Давиденко, Шехтер, Павленко и Вилинский, который в последствии стал первым председателем Одесской композиторской организации. Поэтому есть повод считать Малишевского основателем одесской композиторской школы».

Тот факел, который зажег Малишевский, горит и в наше время — Одесская музыкальная академия им. Неждановой — одна из ведущих высших музыкальных школ Украины, а ученики Витольда Иосифовича и выпускники его консерватории внесли немалый вклад в сокровищницу музыкальной культуры своей страны.

Валентина НАЗАРЕНКО
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments