Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский контекст

Дни Франкофонии открылись в резиденции посла Франции Изабель Дюмон сольным концертом пианистки Джесси Мебуну
16 марта, 16:41
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Прием был посвящен открытию Дней Франкофонии в Украине. В этом году география форума охватывает Днепропетровск, Запорожье, Киев, Львов, Одессу, Ровно, Харьков и Черновцы. Разнообразные культурные, художественные, образовательные и научные акции проходят на протяжении 12—30 марта. Открывая вечер, госпожа И. Дюмон отметила: «В 2016 г. Посольства Бельгии, Канады, Франции, Швейцарии и сеть «Альянс франсез» объединились, чтобы вместе принять участие в популяризации Франкофонии в Украине.

Франкофония — это прежде всего люди, которые разделяют любовь к общему языку — французскому. Во всем мире это около 247 миллионов! Франкофония — это также объединение 80 стран и правительств, которые входят в состав Международной организации Франкофонии и занимаются популяризацией языка и культуры, поддерживают мир, демократию, права человека, помогают образовательным и учебным программам (в частности высшего образования и научной деятельности) и т.д.».

Концерт фортепианной музыки под названием «Начало авангарда» подарила гостям приема молодая и талантливая пианистка французско-тоголезского происхождения Джесси Мебуну, которая исполнила произведения Бориса Лятошинского, Артура Лурье, Бориса Пиговата и в качестве «бонуса» для слушателей — Баха. Символично, что свою программу Д. Мебуну открыла пятью прелюдиями (они написаны композитором в 1943 г.). Эти произведения нашего классика современности объединены в цикл, а в композициях маэстро используются украинские народные мотивы... В игре пианистки чувствовался шарм и трепетное отношение к каждой ноте.

«СЕГОДНЯ В МИРЕ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС К ВАШЕЙ СТРАНЕ»

— Эта программа для меня очень важна, потому что она знакомит слушателей с прекрасными произведениями композиторов-авангардистов, — рассказала «Дню» после своего выступления Джесси МЕБУНУ. — Жаль, что из-за недостаточных акустических данных зала резиденции я не смогла исполнить Шестую сонату Самюэля Фейнберга, которая была написана в 1923 г. Это одно из самых выдающихся произведений этого композитора. В его виртуозных и наполненных произведениях иногда чувствуется влияние музыки Александра Скрябина, Николая Метнера и Ферручио Бузони. Мне очень приятно, что так внимательно и сосредоточенно слушали программу не только гости приема и одесские меломаны (в воскресенье я выступала в Литературном музее в Южной Пальмире).

Очень тепло публика воспринимала и пять хрупких прелюдий (opus 1) — одно из первых фортепианных произведений Артура Лурье. Они написаны в очень утонченном, почти шопеновском стиле. А в одночастной сонате для фортепиано Бориса Пиговата слушатель мог наблюдать за тем, как мотив, построенный на повторении двух нот, развивается, приобретая симфоническую полноту. Считается, что на творчество композитора значительно повлияла оркестровая музыка. Пиговат написал эту сонату в 1988 г. для фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, в котором показана жестокость советского режима и сталинских репрессий...

— Произведения Бориса Лятошинского, Артура Лурье, Самюэля Фейнберга и Бориса Пиговата я записала на свой первый диск и исполняю в программе «Начало авангарда», которую презентую в рамках Франкофонии после Одессы и Киева во Львове, Ровно, Харькове, Днепропетровске и Запорожье, — продолжила Д. Мебуну. — Напомню, Лурье и Пиговат родились в Одессе, и я очень переживала, как мое исполнение воспримут украинские ценители музыки, и это было очень символично.

В 2009 году имела возможность пройти курс классического фортепиано в Харькове, и по окончании занятий один украинский пианист познакомил меня с наследием Бориса Лятошинского. Он фантастически исполнял его произведения, а также открыл для меня малоизвестные на Западе композиции Лурье и Пиговата. Кстати, в 2014 г. этот одессит провел мероприятие, где исполнялись произведения этих самобытных композиторов, а после того я захотела, чтобы в моем репертуаре появились произведения этих маэстро.

Сегодня в мире большой интерес к вашей стране, в частности, растет интерес к музыке украинских композиторов. В 2014-м и 2015 гг. я начала активно в своей гастрольной деятельности исполнять произведения композиторов, являющихся выходцами из Украины, в частности Бориса Лятошинского, Виктора Косенко и других. Так, Оpus 44 Лятошинского вошел в мой первый диск. Концерты получают позитивные отзывы от музыкальных критиков из разных стран, где я выступала с этой программой. В Париже и Берлине тоже с успехом прошли вечера с украинским контекстом. Скоро планирую гастроли в США, где тоже буду играть эти фантастические произведения.

Я впервые в Киеве. Замечательный город! А для всех музыкантов это еще и своеобразная Мекка, потому что здесь родился легендарный пианист, «последний романтик ХХ века» Владимир Горовиц. У меня была возможность немного походить по улицам вашей столицы, и я влюбилась в Киев. Была поражена величием Софийского собора, заходила в Михайловский собор (который был разрушен в советские времена, а сейчас является украшением столицы). Мне показалось, что в центре и на Майдане какая-то особая аура, и ее очень чувствуешь... Кстати, тема репрессий оветских времен красной лентой проходит через программу, которую сейчас исполняю в Украине. Выступать в Днях Франкофонии очень почетно. Мне своими концертами хочется поддержать вашу страну в сегодняшние непростые времена и пожелать мира и процветания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать