Перейти к основному содержанию

Уничтожаемый, но неуничтоженный!

О недавно обнаруженных рисунках львовского периода Михаила Бойчука, сохраненных Ярославой Музыкой
05 ноября, 16:26
«ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ»

После выхода в свет альбома-каталога сохранившихся произведений Михаила Бойчука из музейных и частных коллекций, где атрибутированы и репродуктированы 78 сохраненных и 23 фоторепродукции утерянных работ художника, он получил ряд позитивных отзывов-рецензий в СМИ. После еще прижизненной монографии К. Слипко-Москальцева, по высказыванию академика

М. Мушинки, альбом стал самой «полной доныне изданной монографией о М. Бойчуке и его творчестве», а к руководителю проекта Тарасу Лозинскому (из Института коллекционерства украинских художественных памятников при НОШ) обратились частные лица, которые представили еще десять неизвестных рисунков художника львовского периода творчества.

Это и подтолкнуло нас еще раз вернуться к теме сохраненных произведений художника.

После триумфального выступления в Париже группы Renovation Bizantine на выставке «Cалона независимых» в 1910 г. Михаил Бойчук возвращается во Львов. По рекомендации митрополита Андрея Шептицкого художник поселился в доме Научного Общества им. Т. Шевченко по ул. Чернецкого (в настоящее время — ул. В. Винниченко, 26), где занял помещение мастерской, «только что освобожденной Иваном Трушом»...

Здесь прошло четыре года его творческой деятельности, связанной с Национальным музеем, где по заданию Иллариона Свенцицкого очищал и «консервировал ряд ценных икон ХV—ХVI вв.», выполнял полихромию ряда церковных зданий (в настоящее время не сохранившихся). Во Львове Бойчук создал две наиболее интересных иконы — «Пророк Илья» и «Тайная вечеря», которые сейчас хранятся в Национальном музее им. А. Шептицкого.

Этажом ниже, вместе с отцом и сестрой, жила будущая художница и ученица Михаила Бойчука — 16-летняя Ярослава Стефанович (Музыка).

Об отношениях, которые объединяли Бойчука со Стефанович и ее дальнейшей нелегкой жизни писала искусствовед Вита Сусак: «Она часто посещала его жилье на чердаке дома, и, возможно, Бойчук поручал ей присматривать за квартирой, когда выезжал из Львова. После Первой мировой войны, когда он начал свою профессорскую деятельность в Киеве, стало понятно, что М. Бойчук уже не вернется во Львов, Ярослава собрала то, что осталось в мастерской, и тщательным образом хранила».

В 1924-м Ярослава вступает в брак с микробиологом Максимом Музыкой, на то время проректором Тайного университета во Львове. Художница устраивается в отдел реставрации Национального музея, где знакомится с хранителем украинской иконописи и реставратором В. Пещанским, котрый стал вторым «наиболее авторитетным учителем» Ярославы Музыки. 

«...В 1927-м она передала в Национальный музей во Львове коллекцию икон, которая принадлежала Бойчуку, в 1945-м занесла туда же его «Пакет рисунков».

Она, вероятно, еще не знала, что все монументальные росписи ее Учителя на стенах Луцких казарм, Крестьянского санатория и Червонозаводского театра на подсоветской Украине были уничтожены. А станковые произведения, согласно акту от «Сентября 8 дня 1937 года комиссия в составе инструктора культурно-просветительного отдела ЦК КП(б)У тов. Попелюха, директора Музея русского искусства тов. Раевского, художников Кодиева и Пащенко в присутствии научных работников Государственного Украинского Музея тов. Адольфа, Резникова пересмотрела произведения врагов народа Бойчука, Падалки, Седляра, Гвоздика, Липковского, Налепинской-Бойчук и Диндо, которые поданы на рассмотрение комиссии по спец. фонду Государственного Украинского Музея, постановляет: указанные произведения являются по своему контрреволюционному бойчуковскому формалистическому методу вредными, искажают нашу социалистическую действительность, дают фальшивые образы Советских людей, никакой художественной и музейной ценности не имеют и как произведения врагов народа подлежат уничтожению...»

Ярославу Музыку арестовали летом 1948 г. в Доме творчества в Гурзуфе и 18 июля 1949 г. приговорили за «преступно-националистическую деятельность к 25 годам исправительно-трудовых лагерей». Подсознательно чувствуя опасность для арестованной, Максим Музыка спрятал произведения Бойчука и его последователей, которые хранились дома, замуровав работы между дверями их квартиры и квартиры сестры А. Стефанович. Художница отбыла шесть лет до «знаменитой амнистии невиновных» и была «досрочно» освобождена 6 июня 1955 г.

Вернувшись, Ярослава Музыка продолжала скрывать наследие Бойчука, прекрасно понимая степень риска... В 1960-м передала две работы Бойчука Национальному музею во Львове, в 1967-м подарила портрет митрополита А. Шептицкого Национальному музею в Киеве. С середины 1960-х с художницей близко начала общаться искусствовед Елена Рипко, которая «повлияла на решение Я. Музыки завещать свои произведения и коллекцию Львовской галерее искусств».

Ну а рисунки Михаила Бойчука хранились у Ярославы Музыки и еще при жизни были переданы ею на хранение частному лицу. Это — «Прорись с иконы из Полян» с подписью самого М. Бойчука, прорисовки мужской фигуры из фрагмента донаторской иконы, эскиз-рисунок иконы «Иисус Христос», эскиз ног сидящей фигуры и рисунок «Страждущее сердце в терновом венце» без подписи и даты создания.

Портрет митрополита Андрея Шептицкого, выполненный на идентичной светло-коричневатой бумаге, имеет подпись «Рисунок Бойчука», сделанный рукой Ярославы Музыки. Такая же подпись сохранилась на двустороннем рисунке с изображением женских голов. С лицевой стороны — голова женщины, выполненная карандашом с подрисованными штрихами коричневыми и розовыми пятнами акварели. На обороте — эскиз-рисунок карандашом женской головы с едва очерченным туловищем и руками. Внизу подпись: «Рисунок М. Бойчука». Для обоих портретов характерны удлиненные носы и широко открытые ярко выраженные глаза «неовизантийского» характера.

Выполненный тушью рисунок «Пастушок» по стилистике отвечает известным изображениям парня-пастушка, выполненным рукой Бойчука. И последней является композиция «Около яблони», выполненная темперой на картоне. Эта небольшая работа, которая имеет следы уничтожения (была разорвана или переломлена пополам по вертикали) выполнена в манере художника львовского периода и перекликается с известными аналогичными композициями, созданными в период 1910—1914 гг.

Конечно, данные произведения нуждаются в более внимательном и тщательном исследовании, но их место происхождения, атрибуция и автографы Я. Музыки, стилистика рисунков и сходство листов бумаги, на которых созданы эти рисунки, дают возможность предположить, что созданы они Бойчуком во времена пребывания во Львове и являются частью коллекции Я. Музыки, которая, после смерти художницы, была передана во Львовскую галерею искусств.

Верится, что эти рисунки займут свое место в коллекции спасенных произведений Михаила Бойчука — одного из наиболее интересных художников ХХ века — уничтожаемого, но неуничтоженного художника Розстріляного Відродження.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать