Успеть в «Последний вагон»
Театр против наркотиков — в документальной драме на киевской и львовской сценах![](/sites/default/files/main/articles/05052015/11teatr.jpg)
Сотрудничество Национального театра им. И. Франко и Международной антинаркотической ассоциации увенчалось созданием социального творческого проекта — документального спектакля «Последний вагон» на Камерной сцене им. С. Данченко.
Впервые в пространство этого профессионального театра вышли актеры-аматоры. Они решились на эксперимент, сделавший предметом исследования их собственные судьбы, и... они победили. Впрочем, раньше молодые люди выиграли главную битву своей жизни — избавились от наркотической зависимости! И вот как закрепление этого успеха важный момент реабилитации и идея помочь остальным, пребывающим еще за той гранью, — участие пятерых членов проекта в спектакле «Последний вагон».
Может, если бы Алексей Бируля, Полина Вилкова, Андрей Скутельник, Егор Тищенко и Анна-Мария Громыко вышли на сцену и по очереди рассказали свои непростые истории, это тоже было бы интересно зрителям, но в театре к такой необычной эстетической реабилитации подошли весьма креативно. Режиссер-постановщик Тарас Жирко, хормейстер Анатолий Навроцкий и балетмейстер Ольга Семешкина создали из документального материала спектакль — выстроили сюжет, соотнесли все драматические линии героев, разработали пластическую и вокальную основы, без которых не прозвучала бы столь сильно живая, исповедальная основа действа, и воплотили все это на сцене, проведя грандиозную работу с самодеятельными исполнителями.
Если в профессиональном театре актер учит роль, вживается в образ своего персонажа, ищет нюансы поведения и мотивировок, то в этой документальной драме ее участникам не приходилось ничего заучивать, придумывать, вживаться, они просто вспоминали и рассказывали о своей жизни. Откровенно, жестко, без приукрашиваний, с констатацией страшных моментов правды. Каждая история — своего рода исповедь, как, когда, что и кто толкнул к наркотикам. Этот взгляд назад, в реально мутное прошлое, для каждого их этих обаятельных и открытых ребят — возможность гордиться собой. Оттого, что нашел в себе силы вырваться из наркотического плена, что сумел вскочить на подножку уходящего в жизнь «поезда».
Т. Жирко создает из реальных историй эмоционально напряженное поле спектакля. Режиссерское решение изобилует яркими метафорическими иносказаниями. Белый лист бумаги, оказывающийся в луче света посредине сцены, например, выступает своеобразной точкой отсчета, возможно, новой жизни. В пластическом этюде каждый исполнитель по-особенному «подходит» к краю-грани чистого листа, на котором предстоит написать новую историю своей жизни. Так проявляется индивидуальность, характер, видение собственной роли. Как трудно найти выход! И вместе со своим монологом актер балансирует, стоя на тонкой досточке. Ребята играют в карты таблетками-колесами. И задыхаются от дождя разноцветных таблеток, который вдруг прольется на них сверху. Как выплыть из омута соблазнов и кажущейся «невыносимой легкости бытия»?
Действие выстраивается очень динамично, рассказ одного актера перебивается другим, фрагменты логично компонуются, усиливая эмоциональность изложения, живая ткань спектакля вибрирует правдой, исповедальностью, шокирующей откровенностью. Истории переплетаются, словно вырастая одна из другой, дополняют и оттеняют содержание. Такая всепроникающая конструкция драматургии создает объем повествования, масштаб обобщений призван стать предостережением.
Режиссеру удается создать интересный эффект слияния «театра переживания» и «театра представления». Исполнители становятся актерами, актеры играют самих себя и тут же они воспринимают себя со стороны, дают оценку происходящему. С подобной задачей и профессионалу ставиться не просто, но участники «Последнего вагона» демонстрируют неподдельную искренность. Реализуя поставленные задачи, в доверчивом желании раскрыть свои души, они находят убедительный баланс внешнего и внутреннего проживания роли.
Пик сопереживания сцены и зала достигается благодаря придуманной визуальной галерее детских фотографий участников спектакля, возникающих в темноте на их белых одеждах. Словно душа каждого проступает светом изнутри. Подтекст звучащих монологов — о том, как важно сберечь данную Богом чистоту детства, как необходимо остаться верным бесценному дару жизни, не разрушить себя и мир вокруг.
Выворачивая наизнанку собственную жизнь, Алексей, Полина, Андрей, Егор, Анна-Мария ищут ответ на вопрос «Что делать?». Они утверждают, что у наркомана только три дороги: больница, тюрьма и кладбище... но свою подсказку в виде звучащих цитат из Библии дают создатели спектакля, в пространстве которого так актуально объединились действительность и искусство. Без излишней назидательности, умно и тактично указан возможный путь к спасению.
«Последний вагон» свидетельствует еще об одной возможности спасения — театром. Кстати, 30 апреля постановку показали на сцене ТЮЗа на Липках, а в первой декаде июня спектакль представят во Львове. Планируется, что самодеятельные артисты сыграют в Первом украинском театре для детей и юношества.
Выпуск газеты №:
№77, (2015)Section
Культура