В Хороле увековечено имя Олеся Ульяненко
17 августа исполнилось 5 лет со дня смерти украинского писателя
Принятие закона о декоммунизации и следующее из него массовое переименование улиц и городов сделали вопрос топонимии особенно актуальным. Между тем, группа киевских активистов подала хороший пример того, как придать этому процессу действительно цивилизованные формы.
17 августа исполнилось 5 лет со дня смерти украинского писателя Олеся Ульяненко. В связи с этим инициативная группа украинских интеллектуалов обратилась в администрацию города Хорол Полтавской области, где писатель родился и вырос, с предложением назвать его именем одну из улиц. Под письмом на имя главы городской администрации оставили свои подписи более 50 кинематографистов, писателей, журналистов. В июле представителям группы пришел официальный ответ, в котором исполнительный комитет Хорольской городской администрации сообщил, что решением сессии городского совета новый переулок в Хороле назван именем известного земляка.
Олесь Ульяненко (настоящее имя — Ульянов Александр Станиславович) родился 8 мая 1962 г. В 15-летнем возрасте ушел из дома. Был шаманом в Якутии, окончил медицинское училище и морскую школу, служил в советских десантных войсках в Германии и Афганистане. Первое произведение опубликовал в 26 лет, а в 1997-м роман “Сталинка” принес ему славу "самого радикального и жесткого украинского прозаика". Роман выдержал шквал критики, однако позже получил малую Шевченковскую премию и был включен в программу общеобразовательных школ и вузов.
Всего Ульяненко написал около 20 книг, каждая из которых вызывала значительный резонанс и неоднозначную реакцию в обществе, особенно это касается таких произведений, как "Дофин сатаны", "Зимняя повесть", "Богемная рапсодия", "Сын тени", «Серафима", "Знак Саваофа", "Цветы Содома". Сам писатель утверждал, что за "Знак Саваофа" он был предан анафеме Русской православной церковью московского патриархата.
С "Женщиной его мечты" связан особенно громкий скандал: в 2009 году, из-за того, что печально известная и ныне уже ликвидированная Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали признала роман «порнографическим», его изъяли из обращения. Решение вызвало волну возмущения среди украинской интеллигенции. Сам Ульяненко стал первым писателем, подавшим в суд на Комиссию. Стороны подписали мировую: Ульяненко внес некоторые правки в текст книги, а НЭК отозвала своё решение. В апреле 2010 года роман был переиздан. Его презентация прошла в виде провокационного перформанса.
Ульяненко скончался в своей киевской квартире в ночь с 17 на 18 августа. Официальная причина смерти – хроническая сердечная недостаточность.
Как отметил известный украино-канадский литературовед Марк Роберт Стех 4 ноября 2010 г. в газете "Голос Украины": «Для меня уже первая встреча с письмом Олеся Ульяненко, а это было чтение «Сталинки», которую считаю одним из лучших его произведений, вызвала ощущение контакта с аутентичным и неповторимым литературным талантом. Правда, талантом, чье назначение смущать и беспокоить, вызывать тревогу и боль скорей, чем приносить наслаждение. В его письме очень много жестокости, но это не брутальность ради брутальности, да и не попытка эпатировать невзыскательного читателя. Скорей наоборот. Как мне представляется, в своей сути Ульяненко — писатель-моралист едва ли не средневекового, точней барочного склада души. В этом контексте всегда удачным мне казался выбор издательства «Кальварія» — дополнить текст «Сталінки» фрагментами картин Иеронима Босха, Петера Брейгеля-Старшего. Ведь в прозе Ульяненко находим аналогичное, словно бы гротескно искривленное изображение человека и общества. Как омерзительны лица людей на картинах фламандских мастеров, которые вместо того, чтобы «реалистично» изображать внешний вид, заглядывают в глубину грешных душ, так и словно преувеличенно жестокие, дегенерированные персонажи произведений Ульяненко призваны служить читателю предупреждением о последствиях душевного вырождения. Автор описывает человека и общество Украины из метафизической, апокалипсической перспективы, выявляя то редко видимое, что прячется за фасадом добропорядочности. Как Босх и Брейгель, Ульяненко видит своих персонажей не только немощными в реальной жизни, но и проклятыми в вечности. В этом смысле ещё удачней, мне кажется, чем картины фламандцев, «Сталинку» дополнили бы сцены Страшного Суда с украинских барочных икон. Ведь, кроме всего прочего, Ульяненко органично украинский прозаик».
Section
Культура