В Киеве появится театральная... фабрика
О сюрпризах и вызовах рассказывает Богдан Струтинский, руководитель Национальной оперетты
27 июня Национальная оперетта Украины на сцене МЦКИ «Октябрьский дворец» закроет 83-й театральный сезон. В шоу-программе Bravo, L’Operette будут звучать мировые хиты, а также артисты представят премьеры.
Нужно отметить, что этот год прошел в команде Богдана Струтинского под лозунгом: «Делай — как мы, делай лучше нас»! Резонансные премьеры, в частности, такие масштабные, как «Ханума», «Маруся Чурай», «Скрипач на крыше», гранд-концерты, зарубежные гастроли с уникальным проектом «10 теноров», фестивали («Карпатський простір» и «О-Фест»), открытие экспериментальной сцены StageLab в подвале и это лишь несколько штрихов, которые украсили сезон Национальной оперетты. Но впереди у коллектива — непростые времена, когда здание театра закроется на ремонт.
«НЕ ЖДИ, ИЩИ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ — БУДЬ В ДЕЙСТВИИ И В ДВИЖЕНИИ!»
— Сезон действительно был очень насыщенным, — подчеркнул Б. СТРУТИНСКИЙ. — Мы приглашали разных режиссеров к сотрудничеству, в частности, грузинских мастеров для постановки «Ханумы» по пьесе Авксентия Цагарели на музыку Гии Канчели (режиссер Ираклий Гогия, балетмейстер Гия Маргания и художник Марика Кватчадзе); инсценировка поэтического эпоса «Маруся Чурай» Лины Костенко осуществил известный режиссер Сергей Павлюк из Херсонского театра им. Н. Кулиша, а в проекте «10 теноров» (наше ноу-хау) приняли участие не только украинские, но и польские известные вокалисты. Я считаю, что обмен разными школами идет на пользу мастерам. Наши актеры, пройдя эти творческие жернова, показали себя в другом качестве.
Для нас очень важным является то, чтобы создавать спектакли, которые раньше никогда не ставились в Украине. Примером является последний мюзикл в афише — «Скрипач на крыше» Дж. Бока на либретто Джозефа Стайна и Шелдона Гарника по мотивам легендарной повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Работе над произведением предшествовали пять лет переговоров (!) относительно лицензии на постановку, которую наш театр получил на двухгодичный срок за почти 15 тысяч долларов (спонсором выступил «Укргазбанк»).
Все наши новые проекты разные — по тематике, жанрам. Даже гала-концерты имеют особенные сегменты. Мы хотим, чтобы зрители с разными вкусами выбирали то, что их интересует — оперетта, опера, мюзикл, комедия, водевиль, ревью, сказка, шоу... то есть предлагаем разные постановки для публики. Хочу подчеркнуть, что нашему коллективу по силам представлять разнообразные жанры, а не держаться за что-то одно. Мы ищем новое, оригинальное, не боимся экспериментировать. Таким образом мы развиваем труппу и привлекаем в театр зрителей разного возраста. А потому у нас возникла потребность в организации еще одной площадки, которой стал StageLab. Его мы открыли моноспектаклем «Аккомпаниатор» (пьесу Марселя Митуа поставил Александр Билозуб, а главную роль исполнила Ася Середа-Голдун. — Т. П.). Это будет наша экспериментальная сцена, которая даст возможность режиссерам и актерам открыть по-новому себя, реализовать какую-то мечту, попробовать выйти за любые творческие рамки и показать, как ты чувствуешь представленное произведение. Не жди, ищи, произведения — будь в действии и в движении! В будущем там мы сможем проводить и литературные чтения, чтобы это стало лабораторией и для драматургов, а также это будет еще один репетиционный зал.
«ПЛАНИРУЕМ РАСШИРИТЬ СВОЮ ГАСТРОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
— Гранд-проект «10 теноров» будет иметь продолжение?
— Да. Он уже стоит в репертуаре на следующий сезон. Действительно, мы сделали очень удачный проект. Дважды с аншлагами показали его в Киеве и 25 концертов с переполненными залами состоялось в городах Польши. Уже получили приглашение в Бельгию, и нас еще раз просят поляки приехать с гастролями. Этот проект имеет и хорошую коммерческую составляющую. Состав международных участников меняется, потому что артисты имеют разные контракты, но это добавляет нюансов к программе. В Киеве в ноябре покажем «10 теноров» на другой площадке — в концертном клубе Bel Etage, потому что наша главная сцена закрывается на ремонт.
— Вот об этом расскажите детальнее. Ведь впереди ваш коллектив ожидает действительно сложный период — реконструкция основной сцены и полгода придется работать в наймах, в частности, Большом зале НМАУ, Октябрьском дворце. Репертуар изменится? Маленькие спектакли будете показывать на своих камерных сценах «Театр в фойе» и StageLab или еще будете искать другие площадки ?
— Часть наших проектов перенесем действительно в «Театр в фойе», StageLab и в пространство #KozlovskyiARTcentre. А большие постановки — в Консерваторию, Октябрьский дворец и клуб Bel Etage. В настоящее время ведем переговоры с директорами еще двух киевских театров, чтобы на их сценах показывать наши представления, которые не имеют сложных декораций потому что не все масштабные постановки мы сможем демонстрировать. Во время реконструкции театра мы планируем расширить свою гастрольную деятельность. Поедем в Винницу, Венгрию и Польшу. Сейчас договариваемся о показах в Праге.
«КЛАССНАЯ МУЗЫКА, ХОРОШАЯ ДРАМАТУРГИЯ»
— Богдан Дмитриевич, планируется, что вскоре заработает еще «Сцена под крышей». Перенесете старые спектакли, или специально для этой площадки будут созданы новинки?
— Она будет называться «Сценой 77». Это площадка-цех на 120 мест. Премьера запланирована на 25 октября. «Москалицю» поставит молодой режиссер Влада Белозоренко. Напомню, мы имеем в репертуаре «Під небом синім» — это спектакль-синтез сценических жанров (работа победительницы конкурса Британского Совета «Taking the Stage» Тамары Труновой по произведению Девида Элдриджа ), который перенесем на сцену под крышу. «Любовный монолог» по Маркесу я тоже хочу перенести туда. Сделаем другую сценическую адаптацию. Есть планы и новых постановок.
Мы не печалимся, а активно работаем, и после ремонта Оперетта станет фабрикой: театральная — 4 сцены (главная, камерная, новая и под крышей) плюс еще пространство #KozlovskyiARTcentre. Уверен, что будем удивлять зрителей оригинальными спектаклями и концертами. В новом сезоне к нам приедет литовский десант, который с нашими артистами представит мюзикл «Семейка Адамс». Оригинальную музыку и стихотворения написал Эндрю Липпи, либретто Маршалла Брикмана и Рика Элиса. На постсоветском пространстве он еще не исполнялся, и наш театр станет первопроходцем этого произведения в Украине. Классная музыка, хорошая драматургия — зрителям будет очень интересно. Премьеру представим в начале следующего сезона.
— Основанная вами «Лаборатория молодой режиссуры» открывает новые имена. Она продлится в следующем сезоне?
— Раз в два года мы проводим международные конкурсы-лаборатории для молодых режиссеров постановок малых театральных форм и постановок в жанрах оперетты, мюзикла, оперы-буфф... В нынешнем году много заявок. Мы отобрали три: из Турции и два украинский режиссера из Харькова и Киева. Они начнут работать с сентября, а после презентации проектов увидим, что из этого получится интересного.
— А что в вашем личном творческом портфеле?
— Хочу поставить «Герцогиню из Чикаго» — это малоизвестная у нас оперетта Имре Кальмана, и это будет копродукция с Будапештским театром. А еще есть задумка поставить мюзикл «Мэри Поппинс» М. Дунаевского.
Новый сезон начнем 15 сентября гала-концертом в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины.
Выпуск газеты №:
№110-111, (2018)Section
Культура