В Москве зарабатывают на украинских детских фильмах,
а наши дети потребляют голливудские кровавые фаршиЭта чрезвычайно светлая, добрая и чистая картина, которая принесла автору в 1992 году гран-при на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Харькове и получила высший рейтинг среди детских картин на кинофоруме «Интерфест-92» в Москве, нашла зрителей в России, Германии, Израиле, США, куда ее вывезли прокатные фирмы. А вот демонстрировать ее в Украине — дудки!
— Недавно я обратился к руководству государства с предложением, — говорит режиссер, — временно прекратить финансирование детского кинопроизводства, чтобы сначала исправить допущенные просчеты. Не правда ли — парадокс? Особенно для режиссера, который уже несколько лет практически безработный? Согласен. Но не знаю, как иначе привлечь внимание власть предержащих к вопиющим проблемам детского кино...
«Почему мой фильм, созданный в основном на бюджетные средства на государственной студии, не показывают в кинотеатрах и на гостелевидении? — спрашивает Николай Седнив в открытом письме к Президенту Украины Л. Кучме. — Почему передаются инофирмам вместе с негативами и правами на прокат другие детские фильмы отечественного производства? А тем временем дельцы от детского кино предлагают нам, безработным художникам, направлять творческую фантазию на ниву детской порнографии».
Досадно, но факт: на отчаянный крик кинорежиссера в ответах из Минкультуры и Национальной телекомпании Украины автору с профессиональной чиновнической холодностью рекомендовали... самому начать поиски нынешних владельцев созданного им фильма «Проснуться в Шанхае», финансировать его тиражирование, а далее и реализовать авторское право на киновидеопрокат. Из этих писем понимаешь, что сверзадача обоих ведомств — убедить режиссера в том, что его кинопроизведение и не актуально, и не очень нужно украинскому юному зрителю. В этом же откровенно убеждал корреспондента «Дня» начальник Управления кинематографии Министерства культуры и искусств Николай Мазяр.
Самый существенный аргумент отказа показать фильм юной украинской телеаудитории, выдвинутый в разговоре с корреспондентом «Дня» первым вице-президентом НТКУ Игорем Жуковым, такой: НТКУ выбирает для демонстрации картины-призеры фестиваля «Золотой цыпленок», учредителями которого являются Минкультуры и Союз кинематографистов. Что же касается показа фильма «Проснуться в Шанхае», то И. Жуков заметил, что НТКУ не имеет лишних денег на его приобретение. Поэтому чтобы картина появилась в телеэфире, нужно, по мнению вице-президента, чтобы права на ее телепоказ приобрел... кто-то из украинских бизнесменов.
Но ведь Минкультуры Украины вложило в 1991 году в постановку фильма «Проснуться в Шанхае» значительную долю средств — 150 тысяч рублей, а право собственности на картину почему-то имеет московская фирма «ЦЕНДИСИ», которая подписала договор с Одесской госкиностудией о финансировании финального этапа съемок. И когда министр культуры и искусств Д. Остапенко успокаивает в одном из писем режиссера Н. Седнива, что созданный им «фильм оттиражирован фирмой, которая занималась его кинопрокатом, и послан кинопрокатным объединениям», становится понятным, почему по окончанию съемок украинских детских фильмов московские видеопрокатчики имеют все основания поднять бокалы за талант украинских кинематографистов. Ведь для показа в России, а не в Украине тиражируют картину москвичи, и прибыли от ее проката также навряд ли в Киев переводят.
Выпуск газеты №:
№147, (1998)Section
Культура