В начале дистанции
В столичном Доме художников прошла выставка «Мистецьке «Так!» помаранчевій революції»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041214/4229-7-3.jpg)
История — неумолимая и неостановимая архивировочная машина. Быстро ли, медленно, но — все, даже самые впечатляющие события перерабатывает в страницы учебников и энциклопедий. А первый признак отхода событий в историю — рефлексии по их поводу со стороны самого, наверное, чуткого сообщества — художественного.
Так и с нашим оранжевым праздником. По своему внешнему сюжету он еще вроде не закончился, еще свежи в памяти у всех эти захватывающие 17 дней, еще впереди переголосование и пахнущий апельсинами Новый год. Но — уже проходят научные конференции о связи раблезианской, карнавальной культуры с Киевом-2004, уже открываются актуальные выставки. Собственно, Майдан с прилегающими улицами и подземными переходами сам по себе был сплошной экспозицией рукописных плакатов и транспарантов, граффити и снежной скульптуры. Но лавина революционного творчества отлилась и в более четкие формы выставочного зала, вернее, залов: «Мистецьке «Так!» помаранчевій революції» заняла целых два этажа Дома художников — случай небывалый.
Описывая эту выставку, хочется избежать конкретных имен — ибо не в них дело. Это все равно как играть с детьми: есть среди них и ябеды, и хулиганы, но в игре все равны и все хороши. Кстати, детских рисунков и плакатов на выставке очень много. Наивные и несовершенные, они висят наравне с полотнами взрослых мастеров, которые, в свою очередь, уподобились детям. Можно, конечно, обвинить кого-то в излишне остром чувстве конъюнктуры и желании вскочить в тот же поезд истории на подножку последнего вагона. Но фальшь, если она и есть, — совершенно не ощущается.
И потому вполне мирно уживаются полотна общепризнанных отечественных абстракционистов — охра и оранж, холсты, просто-таки напоенные солнечным светом, — с сугубо салонными реалистическими картинками. Упомянутые детские плакаты довольно смешно перекликаются с профессиональными шаржами и карикатурами на известных политиков. Инсталляция «Последние новости» — стена телевизоров, на экранах которых кистью набросаны разные эпизоды стояния на Майдане — находит свое продолжение в подборке фото, сделанных любителями на том же Майдане. А кто-то придумал еще лучше: никаких инсталляций, просто выставил обычную туристическую палатку, — точь-в-точь из таких состоял в первые дни знаменитый городок на Крещатике. А шутовская карта политически озабоченной Украины как-то парадоксально вторит картине «Дед Масаи и зайцы», где есть и зайцы, и самый настоящий чернокожий дед африканской народности масаи. Впрочем, рыжие надувные зайцы тоже имеются. Их племенной тотем, очевидно — оранжевый ветряк на мачте за окном, прямо перед входом в Дом художников.
Наверняка таких выставок пройдет еще немало. И хочется надеяться: они будут более совершенны по художественному наполнению. Такова, например, экспозиция «майданных» работ известного киевского фотографа Александра Гляделова — прямо в витрине неподалеку от площади Льва Толстого.
Вопрос взаимоперехода количества и качества не зряшный. Приведет ли революция социально-политическая, сама по себе проходившая в театральных, артистических формах, к революции в культуре, — на первых порах хотя бы в ее визуальной части? Сможет ли политический импульс претвориться в новые идеи в головах художников, писателей, режиссеров или же разбудить к творчеству некоторое число более молодых и свежих умов — если со старыми кризис?
Увидеть можно будет очень скоро. И это как раз тот случай, когда пенять государству на отсутствие финансирования, прикрывая тем самым собственный эстетический тупик, станет совершенно бессмысленно...
Нет, но все же какая интересная ситуация — теперь интеллектуалам надо догонять свой народ, а не наоборот!
Выпуск газеты №:
№229, (2004)Section
Культура