Перейти к основному содержанию

Вагнер не виноват!

Судьбу спектаклей в России определяют политические доносы, а не эстетические критерии
06 марта, 12:04
ФОТО С САЙТА ANSOBOR.RU

В Новосибирске (Россия) прошел митинг «В защиту духовно-нравственных ценностей, против попыток раскола общества действиями, оскорбляющими религиозные чувства верующих». По оценке мэрии на мероприятие собралось около 1 тыс. человек, сообщает агентство «Интерфакс». Недовольство собравшихся вызвала премьера оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. Кроме того, участники митинга раскритиковали постановку «KILL» по мотивам пьесы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», где, как и в «Тангейзере», по их мнению, неподобающе используются христианские символы. Кстати,  в отношении режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ (Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение).

Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета Борис Мездрич заявил, что снимать «Тангейзера» с репертуара театра не будут, что он готов отстаивать свою позицию в суде.

«День» попросил прокомментировать ситуацию музыковеда, председателя Киевского Вагнеровского общества Марину ЧЕРКАШИНУ-ГУБАРЕНКО:

«Современная оперная режиссура часто бывает очень эпатирующей. При чем этот эпатаж делается постановщиком сознательно, чтобы вызвать у зрителей интерес к опере, и сделать оперное искусство актуальным. Истории протестов против современных постановок бывали как раньше, так и сейчас. Дело в том, что публика не всегда понимает и принимает замыслы режиссеров. Например, в Германии, если публике что-то не нравится, то просто кричит «Бу», а в зале бывает часть зрителей, которые аплодируют и кричат «Браво». Но это «Бу» — сигнал постановщикам, что их спектакль не все принимают, и дирекция сама решает — показывать оперу или снять ее с репертуара (часто скандал только подогревает интерес, и билеты быстро раскупаются). Я хочу напомнить, что в истории театрального искусства не раз были ситуации,  когда зрители бунтовали против произведений, которые сегодня признаны шедеврами. Например, провалилась «Весна священная» И.Стравинского, а теперь она украшает афиши практически всех театров мира! В ситуации в «Тангейзером», на мой взгляд, примешан какой-то политический спекулятивный элемент, а это совершенно лишнее и не имеет никакого отношения к эстетической стороне спектакля.

Я не представляю, как можно трактовать «Тангейзера», чтобы эта вагнеровская опера вызвала такую бурю протеста у новосибирцев. Поскольку идея этой оперы вполне понятна: о сложном пути главного героя — певца Тангейзера, который протестовал против косности. По мысли Вагнера, в этой опере побеждает единство новаторского опыта, осмысление своих ошибок и покаяния  героя (хотя его Римский папа не простил, но потом сам Бог принял покаяние умирающего Тангейзера). Опера заканчивается на позитивной ноте —   в руках папы расцвел сухой посох и  все славят милость Творца...»

Премьера оперы «Тангейзер» на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) состоялась в конце прошлого года. Действие драмы перенесено в современность, а Тангейзер предстает в образе режиссера, снявшего фильм «Грот Венеры» якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости. Российская газета «Музыкальное обозрение», определяя премии за 2014 год, назвала новосибирскую постановку спектаклем года!

«Нападение церковных мракобесов на оперу «Тангейзер» и режиссера Тимофея Кулябина — это позор. Позор России. Это то, что надо скрывать, чего надо стыдиться, как если бы сейчас, в 21 веке, вдруг у кого-то открылась средневековая бубонная чума. Встретилось то, что не могло встретиться — Вагнер и провинциальный поп. Никто в мире не подозревал, что они могут где-то пересечься. Где Вагнер, где современная оперная режиссура и где этот мракобесный поп, который, не видя спектакля, пишет донос? Он решил, что эта постановка оскорбляет его религиозные чувства? Если его религиозные чувства в принципе могут быть оскорблены, значит, он неверующий, значит, он — шарлатан или язычник», — написал российский режиссер Кирилл Серебренников в своем Facebook.

По его словам, «надо требовать прекратить преследование наших коллег по этому смехотворному поводу». «Новосибирск, проснись! Не позорьтесь! Иначе эти подлецы и мракобесы придут «оскорбляться» к вам», — добавил Серебренников.

Андреас УМЛАНД, кандидат исторических наук, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии:

—  Это проблема нетолерантной атмосферы в самой России. Если там поискать, то, наверное, и в классической русской литературе, музыке можно найти что-то, что противоречит сегодняшнему законодательству касательно религии, политических взглядов, сексуальной ориентации и т.д.

Это — выражение всеобщей репрессивной атмосферы, которая сейчас коснулась Вагнера и его «Тангейзера». Это — выражение всеобщего абсурда, который есть в России касательно свободы слова, вероисповедания, политических взглядов и т.д.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать