Великое, величественное, религиозное, светское
В «Мистецькому Арсеналі» открылась масштабная экспозиция отечественного искусства — от эпохи палеолита до постмодерна — приуроченная к 1025-летию Крещения Киевской Руси
«Великое и величественное» — это более 1000 произведений украинского искусства из 35 ведущих музеев и из частных коллекций Игоря Воронова (Киев), Игоря Диченко (Киев), Тараса Максимьюка (Одесса), Дмитрия Горбачева (Киев), семьи Новаковских (Львов), семьи Лисиков (Львов).
Проект имеет целью продемонстрировать самые яркие страницы истории украинского искусства, начиная с эпох палеолита, Триполья, античных городов Северного Причерноморья, через древнерусское, барочное, классицистическое искусство до сецессии, модернизма и постмодерна.
Самые древние образцы церковного искусства — кресты-энколпионы, которым уже почти 1000 лет. Немного младше (ХІІ век) рукопись Апостола, известная под названием Кристинопольской (коллекция Львовского исторического музея), — один из самых древних письменных памятников, которые сохранились на территории Украины.
Фоторепортаж: Виктор Янукович: «Христианство имело решающее значение...»
Среди редких авторских икон Самборской школы эпохи Ренессанса (коллекция музея «Дрогобыччина») — работы Василия Глибкевича из Церкви Святого Юра в Дрогобыче, только что внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и художника Федуско из Самбора — иллюстратора легендарного Пересопницкого Евангелия. Не менее интересными являются барочные иконописные памятники из родового собора последнего гетмана Украины Кирилла Розумовского (коллекция Национального заповедника «Чернигов древний»).
В залах «Мистецького Арсенала» выставлены древнейшие на территории Украины музыкальные инструменты — возраст этих артефактов, сделанных из костей мамонта, достигает 14 тысяч лет. Другие археологические сенсации — уникальный золотой наряд знатной скифянки из Рыжановского кургана на Черкаcщине (коллекция Института археологии НАНУ), а также найденные в 2008 году на территории Херсонеса античные фрески конца ІІ — начала ІІІ века н.э. — последние впервые экспонируются за пределами заповедника «Херсонес Таврический».
Украшением «Великого и величественного», безусловно, является коллекция скульптуры Иоанна Георга Пинзеля. Пинзель — выдающийся скульптор эпохи зрелого барокко и маньеризма (XVIII век), загадочный художник, следы которого теряются в истории. Его работы были открыты и спасены от уничтожения в советские времена подвижником музейного дела Борисом Возницким. «Галицкий Микеланджело» наконец обрел заслуженную мировую славу после триумфальной выставки в парижском Лувре зимой 2012—2013 гг. Приятно, что гости «Мистецького Арсеналу» увидят больше, чем посетители Лувра: кроме широко известных покрытых золотом фигур, представлены несколько некрашенных работ, которые из-за их большого размера не смогли транспортировать в Париж, — в частности «Святой Иоаким» и «Святая Елизавета» из костела Непорочного зачатия в Городенке.
Организаторы «Великого и величественного» собрали впечатляющую подборку живописи: произведения самого известного русского портретиста времен Екатерины ІІ, украинца Владимира Боровиковского (Полтавский художественный музей имени Н. Ярошенко), сакрального монументалиста Николая Ге (Харьковский художественный музей), мастера жанровой картины и певца украинского быта Николая Пимоненко, академика Петербургской Академии искусств, соавтора росписей Владимирского собора в Киеве и обладателя титула лучшего рисовальщика Рима Вильгельма Котарбинского (Сумской областной художественный музей им. Н. Онацкого), и, конечно, полотна гениев украинского наива — Марии Приймаченко и Анны Собачко-Шостак (Национальный музей народного декоративного искусства). Авангард и модерн также представляют великие имена, связанные с украинской землей, — Александра Экстер (Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины) и Казимир Малевич (из нашего «сельского Лувра» — историко-художественного музея села Пархомовка Краснокутского р-на Харьковской обл.).
Часть выставочного пространства отдана современным художникам — как старшему поколению (Анатолий Криволап, Тиберий Сильваши, Виктор Сидоренко, Николай Малышко, Николай Маценко, Александр Сухолит), так и молодым экспериментаторам: одаренный харьковчанин Роман Минин в витражах из серии «Свет шахтера» замыкает жанровые картинки из жизни современников в мифологизированное пространство фрагментов-клейм житийной иконы, Владимир Кузнецов в серии графитти-муралов «Колиивщина» интерпретирует современные социальные катаклизмы в композиционной схеме Страшного суда, Степан Рябченко совмещает эстетику неоновой рекламы с сакральными сюжетами, а большие темные силуэты из проекта «На память» участника нынешней Венецийской биеннале Гамлета Зинькивского перекликаются с величественными фигурами фресок в древнерусских соборах.
Выставка «Великое и величественное» будет проходить до 22 сентября.
P.S. На 1-й стр. представлена икона, которая многим из нас впервые откроет работы Федуско из Самбора — одного из самых выдающихся художников Галичины второй половины XVI века — иллюстратора Пересопницкого Евангелия, на котором присягают украинские президенты.
Выпуск газеты №:
№130, (2013)Section
Культура