Вернисаж
Четыре миниатюры Пересопницкого евангелия нарисовал в XVI веке известный в то время мастер из галицкого города Самбор — Федуско. Такое открытие сделал львовский реставратор и художник Лев Скоп, сообщает www.radiosvoboda.org. Художник в своем исследовании использовал распространенный в западном искусствоведении метод формального анализа. Свое научное открытие Лев Скоп аргументировал в книге «Мастер миниатюр Пересопницкого евангелия — Федуско, живописец из Самбора». До сих пор имя автора художественного оформления Пересопницкого евангелия не было известно. Ведь в XVI веке мастера редко подписывали свои работы. Художник Лев Скоп доказывает, что фигуративное и орнаментальное оформление Евангелия выполнил мастер Возрождения — Федуско (имя не установлено). Исследователь утверждает, что пересопницкие миниатюры полностью соответствуют Самборской школе живописи второй половины XVI века. Самбор был одним из центров развитых ремесел Перемышльской земли, где была иконописная школа. По предположению ученого, художественную мастерскую возглавлял Федуско. Он был образованным человеком и знал тогдашнюю живопись Италии, Франции. Мастер ориентировался на лучшие европейские образцы и создал целый цикл разнообразных икон.
Мастер редкой техники В киевской галерее «Триптих» открылась персональная выставка Валерия ШкарупыВ экспозиции представлено около 12 работ, выполненных в технике левкаса на полотне. Большинство из них создано в течение последнего года. Как рассказал «Дню» автор картин, работы которого хранятся в музеях и частных коллекциях Украины и мира, техника левкаса очень древняя. Она бытовала еще в древнем Египте и Греции, а к нам пришла с византийскими иконами. В основе грунтовки — клей, мел. «У меня она несколько видоизменена. Я использую полотно и тот же левкас, только акриловый. Он более пластичен и позволяет работать на полотне, моделировать изображение, лучше воспринимает цвет, краски. Левкас — сложная техника, она не делается за один раз. Это длительный процесс. В среднем на одну работу идет полгода, некоторые требуют и большего времени», — делится художник.
«Название серии — «Ихтис», что значит «рыба», — продолжает пан Валерий, — образ рыбы присутствует на всех картинах. Я сам по гороскопу Рыба, поэтому мне близка тема бесконечности, воды, движения. Самая любимая работа — последняя, большая золотистая «Латимерия». К ней постоянно возвращается взор, думаешь, может, что-то пропустил. В определенный момент чувствуешь, что уже не можешь ничего прибавить, и она идет в свободное плавание, а на ее место приходит другая, и начинается тот же процесс».
По словам директора галереи Татьяны Савченко, Валерий Шкарупа занимает в украинском арт-пространстве место, присущее лишь ему: «Техникой левкаса на полотне он владеет виртуозно, я не знаю другого художника, который бы так ею владел. Украинские художники очень любят левкас по дереву, а здесь — ткань. Как ему удается все слои материала, из которого делается левкас, вместить на куске ткани? Для этого нужны обстоятельные знания и высокий профессионализм. Он, как Леонардо, работает на льняных красках. Добавляет в краски левкасную основу. Не знаю, кто из художников мог бы это себе позволить, ведь это старинные рецепты. Шкарупа сам очень любит древность, антиквариат, в свое время много работал в археологии. У него свои секреты в создании картин. Это не только интересно и сложно технологически, но и производит незабываемое эстетичное впечатление, ведь он сам — эстет. Валерий очень скромный человек, не маячит на экранах, страницах газет. Прежде чем ставить вопрос, как коллекционеры относятся к нему, нужно спросить, как культурное сообщество относится к нефигуративу вообще. Для этого нужно общество, хорошо подготовленное интеллектуально и эстетически. У нас по большей части востребован фигуратив, то, что человек понимает. Эта игра цветных пятен понятна не каждому. Но? невзирая ни на что, он небезызвестный художник».
Выставка Валерия Шкарупы будет длиться лишь неделю — до 6 сентября. Скромный художник, который также является техническим директором «Триптиха», пожертвовал неделю для выставки своего американского коллеги Фила Туровского. А пан Валерий в настоящее время готовится к работе над новой серией левкасов. В ближайшее время планируются пленэры и выставка в Академии абстракционизма в Севастополе.
Выпуск газеты №:
№155, (2011)Section
Культура