Перейти к основному содержанию

«Вкусные» спектакли

Донецк ходит в театр массово, празднично, несмотря на морозы и майданы... семьями и компаниями!
18 февраля, 15:43
ПЕРЕОСМЫСЛЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. К ЮБИЛЕЮ Т. ШЕВЧЕНКО НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗДРАМТЕАТР В ДОНЕЦКЕ ПОСВЯТИЛ СПЕКТАКЛЬ ПО ПОЭМЕ «СЛІПИЙ», ЗА ОСНОВУ КОТОРОГО ВЗЯТА ПЬЕСА М.КРОПИВНИЦКОГО «НЕВОЛЬНИК» / ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ПАЩУКА

Что зрители ищут в своем Национальном театре и что находят? Прежде всего, они находит зрелище. С прекрасным вокалом (достойным оперы), зажигательными танцами, красивыми костюмами и хорошим концом сценических историй.

Например, мюзикл «Три мушкетера». Постановщики Василий Маслий (он же хореограф) и Игорь Рыбчинский «вкусно» приправили эту популярную романтичную историю острым перцем иронии. И вот уже роскошно одетые в причудливо сконструированные костюмы придворные на сцене — условно-шахматные фигуры. Легкомысленный король (Александр Филатов) с пружинами на шляпе разъезжает на... велосипеде. Тонкоголосый коротышка-любовник Бекингем (Роман Горовых) вставляет знакомые английские словечки. Королева (Любовь Доброноженко), похожая на куклу, с головой на блюде огромного воротника. Монашек как будто вытянули из варьете. А кроваво-блестящий кардинал Ришелье (Сергей Банников) в красных перчатках-крагах удлиненными пальцами-когтями дирижирует-разыгрывает свою шахматную партию, собственно, сюжет Дюма.

Художник Андрей Романченко здесь, как и в других своих спектаклях, грандиозно выстраивает пространство. В «Мушкетерах» это три сборные подвижные железные башни, похожие на строительные леса, со ступеньками, мостиками. Они дают возможность множеству мизансцен, смене места действия и создают образ головокружительного механизма жизни.

Иронически пытался подать мелодраму Э. де Филиппо «Филумена Мартурано» под названием «Умри — я женюсь!» молодой режиссер Игорь Матиев. Молодые актеры труппы — Зоряна Дыбовская, Андрей Афанасьев, Максим Шерстюк, Николай Гусейнов вместе с опытными Ольгой Заворотько и Андреем Бориславским пошли за ним. А вот исполнители главных ролей Елена Хохлаткина (Филумена) и особенно Виктор Жданов (Доменико) опирались на свой предыдущий опыт «прямохождения» по тексту — что написано, то сыграно, страдание так страдание, восхищение так до сладости. Без подтекстов, парадоксов и иронии. Пока ирония — оружие сильных людей, одна из основных интонаций современности.

«Прямохождение» по роли иногда производит сильное впечатление. Как вот работа Татьяны Романюк (Шарлотта) в спектакле малой сцены «Осенняя соната» И.Бергмана (киевский режиссер Ольга Гаврилюк). Сильные чувства вплоть до слез не оставляют равнодушным зрителя. Хотя интереснее кажутся резкие контрасты психологических состояний дочери Шарлотты Евы (Светлана Бойко).

Иронией и юмором пронизан и другой спектакль малой сцены — «Леди и кларнет» М.Кристофера в постановке режиссера Вадима Пинского. Бенефисная роль Элис исполнена Наталией Стефашиной утонченно и красиво, но слишком серьезно. Ныне формула юмора заключается в умении говорить смешно о вещах серьезных и серьезно о вещах смешных, не воспринимая в то же время самого себя всерьез. Не воспринимайте себя всерьез, господа, легче будете жить.

Ныне Украина, как известно, отмечает юбилей Тараса Шевченко. Национальный театр в Донецке посвятил этому спектакль по поэме «Сліпий». В основу взята пьеса М.Кропивницкого «Невольник». Режиссер Игорь Матиев осмелился переосмыслить классическое наследие. Схематическая драматургия насыщенна поэтической образностью. Сценограф Андрей Романенко вздыбил сцену огромным деревянным пандусом с многими крышками, которые становятся то кострами, то церквями, то могилами, то тюрьмами, то деревья из них прорастают, то свет из них бьет. И огромное небо (проекция) — светлое, ласковое, тревожное, грозовое, ночное и солнечное. Земля и небо — и в этом вечном пространстве человек. Не характер — фигура. Предельное обобщение понятий, высокая поэзия.

Конечно, мог бы решиться молодой режиссер в определенных местах заменить шершавую прозу Кропивницкого на соответствующие поэтические строки Шевченко. Не посмел, пошел другим путем. Текст пьесы сокращен, действие насыщенно массовыми сценами — казацкими, военными, девичьими, песенно-танцевальными. Ввезенные запорожцы, выставленные по пояс из распахнутых крышек, переговариваются почти речитативом, отбивая ритм кандалами.

Отказался Матиев и от пейзанского хеппи-энда шевченковской поэмы. В спектакле Ярина (Зоряна Дыбовская), дождавшись слепого любимого Степана (Максим Селиванов) из плена, приголубила его, а затем вернула ему кобзу и благословила на подвиг кобзарства. В финале все участники во главе со Степаном поют величественную песню из оперы-думы Александра Злотника. Хотя «Молитва за Україну» Николая Лысенко была бы здесь сильнее и более уместна, но и этот могучий хор трогает неравнодушное сердце.

Донецк ходит в театр. Значит, просит душа. И получает зритель и зрелище, и психологизм, и поэзию, и вокал, и свет красоты и надежды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать