Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вначале была графика, остальное — каприз

07 декабря, 00:00

В галерее «Грифон» открылась персональная выставка житомирского художника Николая Бутковского. Николай Бутковский охотно пробует себя в самых разных искусствах. Даже сравнительно небольшая нынешняя экспозиция включает графику, живопись и левкас. При этом находки и ходы, сделанные в графике, могут быть перенесены куда угодно, но обратного пути (из левкаса и живописи — в графику), по-видимому, нет. Николай Бутковский — изначально график. Свои открытия он делает почти исключительно здесь. Остальное — авторский эксперимент, если не каприз.

Именно в графике Николай Бутковский разработал и отработал свое поразительное умение строить композицию. Его лучшие работы — соединение изысканной простоты, порой подчеркнутого лаконизма, а иногда даже аскетизма, с емкостью и глубиной содержания. Дело не в пресловутом языке символов, хотя какие-то свои, автором любимые и зрителями узнаваемые совпадающие детали есть во многих работах Николая Бутковского. Даже о цепи ассоциаций вспоминать вряд ли уместно — много ли вспомнишь, глядя на несколько безупречно проведенных линий, создающих прозрачное и грустное изображение- настроение? Ну а цвет — это уже, извините, каприз. Черно-белая графика или монохромный левкас Николая Бутковского рядом с его же живописью ни в чем не теряют, более того — их благородная сдержанность явно выигрывает по сравнению с несколько анилиновой пестротой красок. Впрочем, автору, безусловно, виднее.

Житомирский художник хранит верность не предметности, а сюжетности. Даже, казалось бы, сугубо настроенческие работы, где все вроде бы «работает» на передачу определенного состояния («Грусть желтых лилий») или изящной графической мелодии («Сапфо»), все же не превращаются в нечто самодостаточное. В изыскании сюжетов Николай Бутковский увлеченно-беспристрастен — и очень честен. Спекулировать на злободневности или (что хуже) возвышенности он не желает. Результат — поразительная «Тишина» (собственно — «Пиета») с незабываемыми парашютиками одуванчиков вокруг двух скорбно замерших фигур. Столь популярным сейчас у художников притчам Николай Бутковский предпочитает костюмированный кукольный спектакль («Большие и малые»). Но вообще поучать — не его призвание. Он скорее напоминает — и не столько о вечном, сколько о важном, а главное — об очень человечном. Быть может, потому житомирскому художнику так дороги его влюбленные, скорее трогательные, чем счастливые («Мелодия», «Не лучшие дни», «Сорока на хвосте принесла»).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать