Вначале была графика, остальное — каприз
В галерее «Грифон» открылась персональная выставка житомирского художника Николая Бутковского. Николай Бутковский охотно пробует себя в самых разных искусствах. Даже сравнительно небольшая нынешняя экспозиция включает графику, живопись и левкас. При этом находки и ходы, сделанные в графике, могут быть перенесены куда угодно, но обратного пути (из левкаса и живописи — в графику), по-видимому, нет. Николай Бутковский — изначально график. Свои открытия он делает почти исключительно здесь. Остальное — авторский эксперимент, если не каприз.
Именно в графике Николай Бутковский разработал и отработал свое поразительное умение строить композицию. Его лучшие работы — соединение изысканной простоты, порой подчеркнутого лаконизма, а иногда даже аскетизма, с емкостью и глубиной содержания. Дело не в пресловутом языке символов, хотя какие-то свои, автором любимые и зрителями узнаваемые совпадающие детали есть во многих работах Николая Бутковского. Даже о цепи ассоциаций вспоминать вряд ли уместно — много ли вспомнишь, глядя на несколько безупречно проведенных линий, создающих прозрачное и грустное изображение- настроение? Ну а цвет — это уже, извините, каприз. Черно-белая графика или монохромный левкас Николая Бутковского рядом с его же живописью ни в чем не теряют, более того — их благородная сдержанность явно выигрывает по сравнению с несколько анилиновой пестротой красок. Впрочем, автору, безусловно, виднее.
Житомирский художник хранит верность не предметности, а сюжетности. Даже, казалось бы, сугубо настроенческие работы, где все вроде бы «работает» на передачу определенного состояния («Грусть желтых лилий») или изящной графической мелодии («Сапфо»), все же не превращаются в нечто самодостаточное. В изыскании сюжетов Николай Бутковский увлеченно-беспристрастен — и очень честен. Спекулировать на злободневности или (что хуже) возвышенности он не желает. Результат — поразительная «Тишина» (собственно — «Пиета») с незабываемыми парашютиками одуванчиков вокруг двух скорбно замерших фигур. Столь популярным сейчас у художников притчам Николай Бутковский предпочитает костюмированный кукольный спектакль («Большие и малые»). Но вообще поучать — не его призвание. Он скорее напоминает — и не столько о вечном, сколько о важном, а главное — об очень человечном. Быть может, потому житомирскому художнику так дороги его влюбленные, скорее трогательные, чем счастливые («Мелодия», «Не лучшие дни», «Сорока на хвосте принесла»).
Выпуск газеты №:
№225, (2000)Section
Культура