Перейти к основному содержанию

«Волшебный сад»

Сценограф Мария Левитская представила «Автопортрет в декорациях»
06 мая, 11:19

Жанр своей книги «Музи і музика мого театру» (издательство «Либідь») известный украинский сценограф, живописец, главный художник Национальной оперы Украины Мария Левитская определила как «Автопортрет в декорациях». И это понятно, ведь вся ее жизнь подчинена театру, и живет творческая душа художницы среди созданных ее фантазией декораций к спектаклям, живет насыщенно и вдохновенно, наслаждается и мучается, торжествует и страдает от усилий, положенных на возведение собственного художественного Храма, который должен выглядеть венцом ее художественного мира.

Книга создана в виде изысканного альбома, проиллюстрированного фотографиями сценических и станковых работ М. Левитской, которые сопровождаются литературным рассказом художницы о собственной жизни, философии творчества, моментах рождения идей, процессах создания декораций и костюмов к знаковым спектаклям (дизайн и макет издания осуществлены Ириной Сомовой).

Эмоциональная визуальная экскурсия по художественному миру Марии Левитской создается дизайнером, словно своеобразный спектакль. Фотографиями декораций, костюмов, композиций, набросков, эскизов, мизансцен опер, балетов, драматических спектаклей И. Сомова формирует представление читателя о творчестве автора, ведет его по хронологии событий, компонует соответствующее экспозиционирование тех или иных работ. Так подтверждается существование особого места Марии Левитской в ​​украинском сценографическом искусстве.

В каждой работе художницы присуще гармоничное сочетание масштаба и наличия деталей, стремительность линий, полет рисунка, буйство красок, графическая скрупулезность и живописный взрыв, пульсация цветов, которые объединяются в композиции причудливых узоров, фантастических пейзажей, барочных по торжеству колористики картин сценических действий. Таким предложенным композиционным макетированием И. Сомовой удалось передать атмосферу особого стиля, присущего именно Марии Левитской. Она визуально вводит в творческую лабораторию художника, дает возможность эстетически наслаждаться богатством фантазии, потрясающей колористикой работ, констатирует таким образом самобытную авторскую технику.

КАК ПОЗНАТЬ ДУШУ ХУДОЖНИКА?

 Только через его творчество ... Литературная часть книги Марии Сергеевны существенно помогает созерцанию и постижению ее сценографической наработки. Небольшие по объему, но весьма насыщенные эмоциями, рассказы о работе над каждым спектаклем превращаются в изысканные новеллы, которые определяют мир Левитской — художницы и человека. Читая эти литературные зарисовки, вспомнилось известное: «Каждый пишет, как он дышит ...». От того, как Левитская воспринимает мир и себя в нем, из мозаики событий рождается неожиданно свежее, яркое, искреннее жизнеописание. Ничего скучного, многословного, никаких искусственных мудрых выводов. Только эмоции, оригинальные размышления, моменты рождения идей, моменты создания спектаклей, увлечение миром и искусством. В такой манере  М. Левитской визуальный ряд книги органично сочетается со своеобразной, эстетично изысканной литературной констатацией того, что с ней происходило. Художница размышляет над тем, как возникает образ спектакля, вспоминает о многочисленных ассоциациях, рождении из размышлений новых смыслов, форм, которые приходят из творчества гениев прошлого. Некоторые из новелл воспринимаются расширенными афоризмами, так точно, метко, остро и образно пишет Мария Сергеевна о жизни, отношениях с родителями, сыном, с учителями, о личной потребности творчества. За лаконичностью изложения угадывается огромный объем пережитого, переосмысленного. В небольшом абзаце — вселенная чувств. Согласно классическому определению, в литературном минимализме Марии Левитской — еще одна выразительная грань ее таланта.

В предисловии к книге руководитель Национального театра  им. Леси Украинки, народный артист Украины Михаил Резникович отметил: «Очень сложно сформулировать ее художественное кредо. Она неуловимо-талантливо непосредственная. Мгновенно и легко откликается на самые парадоксальные предложения режиссеров. И в каждой новой работе всегда непредсказуема неожиданностью своего таланта. Критерием выбора решений у нее все-таки остается не разум, а интуиция. Она никогда не объясняет своих решений: «Не знаю ... Так захотелось ... Я чувствую ...», вот степень убедительности ее доказательств». Левитская подтверждает: «Свое подсознание мы часто открываем в творчестве ...» и подчеркивает, что всегда в работе пользуется советом выдающегося художника Федора Нирода: «Ты либретто ни читай, ты музыку, музыку слушай!». И она всегда слушает музыку, она ее слышит ... Поэтому декорации и костюмы Марии Левитской как мелодия, которая звучит, музыка, которая визуализируется, звуки, которые становятся картинами, наглядной основой музыкального материала. Всегда музыка в спектакле для сценографа — главное действующее лицо, и от нее, ее волшебных, загадочных, феерических мелодий, мотивов, тем рождается для Левитской образ спектакля — наглядный аналог музыки. И это не просто зрительная иллюстрация, а собственная, сценографически прорисованная, интерпретация музыкального материала. Так, разорванные струны скрипки Паганини становятся образом черных траурных лент, а появление Принца в «Золушке» обозначенная водоворотом стилистически прорисованных облаков, которые клубятся и переливаются, «создавая магические кольца — будто бы замыкая в себе божественную энергию бури». Мистика «Макбета» усиливается видом мощных древних колонн замка, а в «Бале-маскараде» театрально оживает выдуманная художницей «Биография места действия». Предчувствие трагедии рождает щемящую атмосферу фантастической Венеции ХVШ века.

Рассказ художницы о каждой постановке выглядит своеобразным собственным спектаклем, с завязкой, развитием и кульминацией, соответствующим выводом. Личностно мотивированы мысли о творчестве режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, с которыми Левитской довелось работать — Ирина Молостова, Михаил Резникович, Анатолий Шекера, Итало Нунциата, Анатолий Соловьяненко, Марио Корради, Виктор Литвинов. За несколькими предложениями — личность, ее характерная черта, яркое свидетельство таланта, оригинальность творческого почерка.

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ, ПРИДУМЫВАЕТ, ФАНТАЗИРУЕТ, СОЗДАЕТ

В «Волшебном саду» Марии Левитской много растений-спектаклей, кустов-эскизов, цветов-картин. Их отличает обязательное присутствие невероятного полета фантазии, убедительность решения, совершенство формы, наслаждение от созерцания цветового звучания музыки. Декорации Марии Сергеевны имеют огромное энергетическое напряжение, они очень «живые», убедительно организуют и формируют пространство. Это ощущение создает особое сценическое поле спектакля, где все ее составляющие сливаются в едином звучании, и отсюда возникает невероятный момент гармонии. Достигать этого — высшая цель художника. Мария Левитская в постоянном поиске, внутренне прислушивается, экспериментирует, придумывает, фантазирует, творит. Она очень внимательна к историческим деталям, которые предлагает музыкальное или драматическое произведение. Ничто в образе сценографии не возникает случайно, все основания для того или иного решения осмысленные, подтвержденные исторически, эпохально, местно. Все прочувствовано и «переплавлено» собственным пониманием того, что происходит на сцене. 

Мария Левитская, кроме непосредственно творческой деятельности, имеет безупречные, исчерпывающие знания театрального производства, функционирования технических цехов, без которых невозможно создание спектакля. Она искренне восхищается этими невидимыми создателями сценического действа, которые делают возможной жизнь ее нарисованных эскизов, фантазийных декораций и костюмов. Она умеет учитывать все, определять главную идею, создать не только задник или определить некую характерность костюмов главных персонажей, но и просчитать весь объем сцены. Необходимо начать с особых черт пола, а закончить просчетом высоты колосников, да еще и учесть вид кулис, гармонизировать все предметы в пространстве сценической коробки. Такое доскональное знание специфики оперной сцены в очередной раз свидетельствует о существовании особого мира Левитской, произведения которого, как правило, становятся знаковыми образцами украинского театра.

Кроме сугубо театральных работ, есть в книге глава, где Мария Левитская представлена ​​как живописец и опять же — стильный новеллист. Рассказ о «Иерусалиме земном, Иерусалиме небесном», путешествие к американскому Большому Каньону, эмоции, воплощенные в живописи, пастели ... Полотна художницы очень настроенческие, колоритные благодаря ее мечтательному взгляду на природу, горы, море, небольшой сельский пруд, закат и подсолнухи после грозы. Кисть Левитской в ​​эмоциональном состоянии любования цветами, делает маки, подсолнухи, ирисы, бархатцы, мальвы почти ощутимыми на ощупь. Их аромат разноцветно изобилует под ветром и облаками, солнцем и молодой луной. Хотя живопись причудливо отражает различные состояния мира природы, которые свободно и непринужденно пульсируют насыщенными цветами разноцветной палитры, полотна все же напоминают сценическую постановку, в них четко угадывается театральная сущность, умение автора в отдельном сюжете сконцентрировать главную эстетическую мысль, сделать композицию визуально гармоничной и прекрасной для созерцания.

Финальную главу «З мого життя ...» автор посвящает своему талантливому роду, для представителей которого искусство было смыслом бытия. Наряду с прадедами, дедами, отцами, мамой, известным живописцем Ириной Левитской, слова памяти и благодарности Даниилу Лидеру — «Учителю в искусстве. Учителю по жизни». Мария Сергеевна даже сына назвала в честь Лидера. В творчестве Учитель всегда помогает: «Когда я в растерянности, не вижу решения, то мысленно вспоминаю: а что говорил он? — и «оно» приходит».

В книге «Музи і музика мого театру» зафиксированы все творческие ипостаси Марии Сергеевны, представлен талантливый мастер и его искусство — яркое, разноплановое, эмоциональное. Содержание книги утверждает, Левитская — искренний человек и истинный художник, поэтому так трогают душу застывшие мгновения ее страниц. Пространство «Волшебного сада» художницы свободно для всех. Открывая его, читатель словно «оживит» театральный чудо-ящик. И тогда в вымышленных причудливых декорациях начнут действовать герои и героини, сцена засветится феерично, музыка зазвучит и тайны художественного мира Марии Левитской начнут раскрываться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать