Война крови с кетчупом
Британский фильм «Семь психопатов» с первых же кадров начинает соответствовать расхожей поговорке о новом как хорошо забытом старомНепутевый сценарист, горький пьяница Марти пытается найти вдохновение для нового сценария, который, собственно, и называется «Семь психопатов». Волей случая он оказывается втянутым в авантюру, затеянную его эксцентричными друзьями, такими же лузерами, как он — актером-неудачником Билли и пенсионером Хенсом. Эти двое занимаются тем, что крадут породистых собак, потом связываются с хозяевами и получают обещанное вознаграждение за якобы найденного домашнего любимца. Цели, в общем, благородные: Хенс отдает деньги на лечение жены, больной раком. Но однажды они похищают милого песика, который принадлежит местному гангстерскому боссу Чарли — настоящему отморозку, и все летит кувырком.
На самом деле психопатов здесь более чем семеро. Некоторые появляются на экране лишь как плоды воображения Марти, другие существуют в реальности, третьи сходят со страниц его сценария в жизнь — с самыми серьезными, то есть кровавыми последствиями.
Режиссер — 43-летний ирландец Мартин МакДана (любопытно совпадение его имени с именем протагониста) — получил «Оскара» за короткометражку «Шестизарядник» в 2006 году, а прославился пронзительной драмой «Залечь на дно в Брюгге» (2008) с прекрасными Колином Фарреллом и Ральфом Файнсом в главных ролях. Актерский состав «Психопатов» — без преувеличения — звездный. Писателя Марти вновь играет Колин Фаррелл, Хенса — Кристофер Уокен, Билли — Сэм Рокуэлл. Вуди Харрельсон вполне органичен в роли бандита Чарли. На несколько минут появляется наша прославленная соотечественница Ольга Куриленко. Наконец — и уже одно это интригует есть Том Уэйтс: в роли психа с белым кроликом в одной руке и страшным мачете в другой.
С такой труппой можно сыграть что угодно. В основе своей идея хороша: остранить сюжет через прием кино внутри кино, поработать с пространством воображаемым (внутри головы Марти) и реальным (которое должно, конечно же, догнать и перегнать воображаемое по степени невменяемости). Увы, получается не совсем так, как, вероятно, планировалось.
МакДана работает по лекалам, освоенным еще в «Брюгге» — пытается сочетать черный и местами циничный юмор с неподдельностью переживаний, комичные ситуации — с реальной смертью и страданиями. Но то, что ему по наитию дебютанта удалось четыре года назад, сейчас почему-то не работает. Вдруг стало крайне и не лучшим образом заметным влияние Тарантино: в скорострельных диалогах, в шутках, в фейерверках насилия, в обилии чудаковатых персонажей; однако то, что впечатляло еще в середине 2000-х, сейчас выглядит вымученным. Постмодернистский кетчуп плохо сочетается с настоящей кровью. Понимая это, МакДана переключает регистры во второй половине, заставляя героев предаваться рефлексиям, однако из-за этого фильм ощутимо теряет в энергии, финал выглядит и вовсе скомканным.
Помощь приходит с другой стороны. Свое умение работать с актерами МакДана показал еще в «Залечь на дно в Брюгге». Собственно, на актерах «Психопаты» и держатся. Даже если история кажется затянутой и излишне сентиментальной, если «тарантиноидные» остроты не срабатывают, все равно интересно смотреть на то, что творят в кадре эти опытные лицедеи: и Фаррелл с его героем, эволюционирующим от раздолбайства к стоическому мужеству, и чудесно неуравновешенный Билли-Рокуэлл, и инфантильный Чарли-Харрельсон, и просто гипнотически движущийся, говорящий и молчащий Уокен, и, конечно, смешной, опасный и трогательный (все одновременно) Том Уэйтс. Вся эта братия вкладывается в фильм как может — и спасает его.
Выпуск газеты №:
№16, (2013)Section
Культура