Война, мир, театр
В Украине появился новый Фестиваль патриотического театра «МИРОтворцы»
Инициатива создания первого Фестиваля патриотического театра «МИРОтворцы» (директор Ксения Улитовская) принадлежит Управлению культуры, национальностей и религий Днепровской облгосадминистрации. Не случайно такая идея возникла именно в этом крае, граничащем с горячими районами востока Украины, охваченными войны. Именно Днепропетровщина одна из первых стала на защиту нашей страны. Здесь знают, как воевать, помогать переселенцам, спасать раненых. В Днипре успешно функционирует Центр помощи бойцам АТО, создан Музей АТО. С этого года будет существовать Фестиваль патриотического театра, целью которого стала попытка понять тему российской оккупации, войны и вынужденного переселения людей средствами именно театрального искусства. К общественным организациям активно присоединилось Днипровское отделение Национального Союза театральных деятелей Украины, Украинский музыкально-драматический театр им. Т. Шевченко, сцены которого были предоставлены для фестивальных спектаклей.
«СЦЕНА - ЭТО НАША ПЕРЕДОВАЯ»!
За пять дней зрители увидели 11 спектаклей, объединенных общей тематикой, с высокой концентрацией национального патриотизма, насыщенных эмоциями и переживаниями неизвестных до сих пор ощущений. События двух военных лет в Украине только начинают переосмысливаться художниками. Эта тема так плотно вошла в нашу жизнь, стала ее неестественной, но частью, что не обращаться к ней средствами художественного выражения становится уже невозможно. Появляются литература, музыкальные произведения, песни, документальное и художественное кино, театр разворачивается немного медленнее, но все же его усилия и попытки уже с уверенностью свидетельствуют о рождении нового направления украинского театра. Возвращение заезженного в былые советские времена понятия патриотизма приобретает новые смыслы для украинцев, и, в частности, театральная сцена уже способна предложить произведения патриотической тематики нового духовного сорта и общественного контекста. В них на первый план выходят чисто личностное отношение человека к проблеме, размышления над своим будущим, попытки преодоления растерянности, поиск своего места, формирование гражданской позиции, выстраданное убеждение необходимости быть со своей страной, защитить ее, отдать жизнь за ее свободу.
Такие актуальные социально-болезненные темы лучше можно выразить средствами так называемого документального театра. По велению времени документальная драма оказалась сейчас наиболее убедительным художественным инструментом для освещения современных тем войны, смерти, нравственного и физического травмирования личности. Преобладал документальный театр и на Фестивале «МИРОтворцы». Точности его названия способствовала возможность объединить понятия миротворцев как военных, несущих победу, и актеров, которые творят мир, образы искусства. Театр во все времена не остается в стороне от процессов, происходящих в обществе. «Сцена - это наша передовая! - отметил ветеран АТО, актер Днипровского театра им. Т. Шевченко Игорь Кирильчатенко и в театральном концерте актеров театра своеобразно расшифровал знакомую аббревиатуру - «Ангелы Тебя Охраняют». Под этим лозунгом и проходил Фестиваль, который получил в Днипре значительный зрительский резонанс, каждый спектакль собирал полный зал, по окончании происходило взволнованное обсуждение.
Итак, правдивым документальным языком о жизни сегодняшней Украины, о войне и мире. Фестиваль оказался своеобразным первооткрывателем понятий, возникших благодаря исключительным обстоятельствам нашей действительности. Ну кто раньше слышал о Театре Переселенцев, кто видел первое в мире представление о гибридной войне? Кто знал, что Гамлет может стать украинским патриотом и воевать в АТО? Все это есть в Украине, и все это отражено в ее современном театре.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СИЛЬНУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ
Театр Переселенцев возник в Киеве и объединил людей, которых неумолимые обстоятельства оторвали от родных домов и поставили перед необходимостью реального выживания. Самые активные не только выживают, но и пытаются «переплавить» свои страдания в искусство и обратиться к соотечественникам, рассказывая об общей судьбе в сложные для Украины времена. Документальный театр имеет очень сильную эмоциональную составляющую, потому что перед зрителем не какая-то вымышленная и смоделирована ситуация, а только правда, рассказанная человеком, который сам пережил это и сам рассказывает. События, о которых идет речь в моноспектакле «Товар» Театра Переселенцев автора, режиссера и исполнителя Алика Сардаряна, ужасают своей безжалостной реалистичностью. Непосредственный участник событий, о которых рассказывает, он строит свое представление максимально лаконично. Никаких декораций, только видеоэкран, на котором будут проявляться кадры ранений, спасения и смерти и труп солдата (Максим Наконечный). На нем А. Сардарян продемонстрирует поведение медиков, спасающих раненого. Эмоции рассказчика сдержанные, они пережиты и затаенны. Еще совсем молодой человек, который преждевременно повзрослел из-за пережитого, спокойно говорит о вещах, от понимания которых становится жутко. Бесспорно, для рассказа о том, что делает война с людьми, как они теряют человеческий облик, логичным является документальный театр. Именно в такой художественной форме - прямой путь к эмоциям, в ней невероятный сплав жизненной и художественной правды, способной привести к катарсису.
Еще один спектакль Театра Переселенцев «Где Восток?» Н. Ворожбит (авторы проекта: Георг Жено и Алексей Карачинский) также поражает пронзительностью человеческих историй. Особенностью документальных спектаклей становится скрупулезное внимание к деталям, даже организация зрительного пространства - необходимый момент совместного сотворчества. Стулья зрителей выставляются в форме лабиринта, люди сидят близко друг к другу, напротив, смотрят в глаза, возникает ощущение ситуативного сообщества. Актеры находятся среди зрителей, они тоже сидят в зале и в нужный момент встают и начинают свой рассказ. Эффект непосредственного присутствия рядом с человеком, испытавшим невероятные переживания, приводит к пониманию, что все это могло бы произойти и с тобой... Таким образом, кроме художественной ценности, документальные спектакли о военных событиях современной Украины рожают мощную волну человеческого сочувствия. И это едва ли не наибольшее, на что способен театр. Участники этого спектакля, которые сознательно стали актерами, рассказывают, как жили эти два года без собственного дома, в результате которых - болезни, депрессии, уныние, отчаяние. Возможно, театр для них - это определенный выход, спасение, попытка бороться с обстоятельствами, желание распрощаться с прошлым, забыть все и пытаться жить дальше. Для многих зрителей было странным услышать, что существует украинский фольклор Донбасса, и когда певицы ансамбля «Дивина», который существовал когда-то при Донецком университете, спели песни, стало ясно, что это одна страна, одни корни и темы народности. Там их песня оборвалась, но она продолжается в Киеве. Оптимизм людей, которые остались без родительского дома и поддержки государства, настолько высок, что способен заряжать и других, тех, кто имеет лучшие условия жизни, способен родить участие и потребность помогать
По тому же принципу - «актеры среди людей» построена и документальная драма ZЛАТОМІSТО (реж. Галина Джикаева) полтавского «Театра современного диалога». Зрительские кресла расставлены кругами. Истории переселенцев кричащие, в то, о чем идет речь, трудно поверить. Война для нас всегда была только в телевизоре, далеко, и вот она - рядом, калечит судьбы и жизни наших людей. Участники-актеры рассказывают свои истории, как эстафету передавая право рассказа следующему, касаясь его плеча. Они кружат по рядам зрительного зала, сходятся, сталкиваются, каждый, как отдельная планета, следует по своей орбите. Люди расходятся, становятся врагами, ищут помощи. В финале актеры «выходят из круга игры», из числа зрителей. Они рассказали свои истории, теперь хотят услышать реакцию других. Начинается диалог... У спектаклей документального театра иное качество искусства. Здесь нельзя анализировать профессионализм исполнителей, он отходит на второй план, подменяется искренностью и естественностью человеческой органики, которая становится определяющей составляющей этого жанра.
Для украинцев слово «блокпост» уже стало привычным. Этот военный термин в Киевском театре украинской традиции "Зеркало" делают названием спектакля. У автора, поэта Б. Гуменюка, это понятие приобретает масштабное звучание и постановка получает название «Блокпост Украины». Режиссер Владимир Петранюк представляет спектакль-песню, спектакль-молитву, где жизнь предстает рушником, вышитым «червоними і чорними нитками». Как найти понимание бывшим братьям, друзьям, соседям, которых война развела по разные стороны общей дороги жизни? Только смотреть в свое сердце, слышать вселенные и песню матери-Украины.
А еще прислушиваться к светочам нации. Они прозвучали в моноспектакле «Я вам цей борг ніколи не залишу» (реж. Лидия Кушкова) в исполнении актрисы Днипровского театра им. Т. Шевченко Марии Проценко. В ее трактовке Поэт - обычный человек, но с «обнаженным сердцем», который способен словом поднять народ. В сюжетно выстроенном поэтическом монологе М. Проценко показывает сложный процесс создания, проникновенно передает размышления Лины Костенко о судьбе и обязанности художника, о судьбе нации, «которая больна»... Впечатляет актуальность поэтических строк: Тут не сходить свобода. Тут сходять хрести…» И все же Поэт оставляет надежду, которая проступает сквозь тоскливые звуки песни «Пливе кача...»
ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ - ВОЙНА И МИРНАЯ ЖИЗНЬ
Сквозной темой всех спектаклей фестиваля «МИРОтворцы» стала констатация, что в Украине сейчас существуют две реальности - война и мирная жизнь. Поиск моментов их сосуществования предоставляет театру чрезвычайные возможности. Здесь правда выворачивается своей неприглядностью, текст диктует форму, она же украшает драматургию. Театр способен художественными средствами найти, или хотя бы наметить, выходы из этой ситуации. Со сцены надо говорить правду, ту, которую люди говорят друг другу дома, на улице, и тогда, возможно, найдем общий язык.
О непрерывности времени, истории народа говорилось в саунд-вижн-драме «Город Z: Хранители» В. Лебедева (реж. Светлана Лебедева) Запорожского экспериментального «Нового театра». Действо построено в жанре «спектакль-кино», где сценические моменты продолжаются в киновыражении. Запорожье - казацкий край, на фоне его древней истории разворачивается современная реальность. Солдат Иван возвращается с войны на Донбассе, он разочарован и внутренне опустошен. Он встречает удивительных людей - Хранителей, прообраз казаков-характерников. Они помогают Ивану возродиться к жизни и тем самым не дают прерваться ходу истории славной Украины. Необычная форма постановки сделала сюжет динамичным, зрелищным, насыщенным неожиданными поворотами и решениями, свидетельствующими, как через судьбу одного человека может прорасти история всего народа.
Эта же тема зримо выступает в моноспектакле «Время любить» Я. Верещака Запорожского муздрамтеатра им. В. Магара (реж. Евгений Головатюк). Актриса Наталья Зубик рассказывает о своей семье, мужчинах, оказавшихся в гуще событий Майдана, российском нашествии на Востоке. Человек оказывается перед выбором, момент которого становится решающим, останешься ли ты Человеком?..
Киевский режиссер Андрей Май представил на Фестивале две авторские работы - моноспектакль «АТО: интервью военного психолога» (Херсонский Центр им. Вс. Мейерхольда) и документальный спектакль-кабаре «Байки Севера» (Луганский украинский муздрамтеатр). Документальный текст военного психолога, который работает на передовой фронта, составил драматургию спектакля. Актер Эльвин Рзаев театрализует его, оживляет действием, активно использует интерактивное общение со зрителями. Из этого возникает картина разрушения внутреннего мира и сознания человека, который был на войне. Опять демонстрируется сила воздействия документального театра. Часть труппы Луганского украинского театра после оккупации города выехала в Северодонецк и начала новую жизнь, тяжелую во многих аспектах, бытовых, эмоциональных, материальных, но честную в моральном плане. В спектакле актеры рассказывают собственные жизненные истории, которые произошли до и после войны. Режиссер предлагает им делать это в костюмах и образах кукольных персонажей, казалось бы, что серьезного могут сказать зайчики, белочки, свинки?.. Но монологи зверюшек вполне серьезные, драматичные и даже трагичные. Актерам разрешается «выходить» из образа, и тогда зритель слышит настоящую историю конкретного человека. И в своем сценическом образе, и в человеческом актеры стремятся найти смысл существования и разобраться в общественной ситуации, в которой неожиданно оказались. Истории перекликаются, переплетаются, отрицают друг друга, но все сходятся в одном вопросе: «Где мы?» Неутешительным микрофонным эхом слышится: «Нас нет!» Из документальной драматургии, на теме отношений актеров-животных с действительностью режиссер пытается создать определенную модель современного общества, он делает проекцию на ситуацию в стране, подтверждая, что театр является моделью общества. Люди, как эти театральные персонажи, - марионетки в руках тех, кто ими управляет. Их никто не слышит, не хочет заниматься их проблемами. Подумалось, а если бы показать этот спектакль в зале Верховной Рады, чтобы так реально депутаты услышали художественно интерпретированную правду жизни. Может, такой эмоциональный «взрыв» заставил бы их забыть свои мелочные выяснения отношений и услышать украинцев?
КОГДА ПРОСТЫЕ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ГЕРОЯМИ
Все спектакли фестиваля «МИРОтворцы» были о войне и мире, о жизни и смерти, неожиданной, невозможной, победной и торжествующей. Война - это очень конкретно. Здесь полутона отсутствуют, все разделено на черное и белое, правду и ложь. Ты, или тебя... Эту природу войны создатели спектаклей переносят на сцену. И постановки становятся тоже предельно простыми и понятными: констатация правды, разоблачение лжи. Наше время стало моментом, когда простые люди становятся героями. О них величественно говорим, что они не умирают! Но умирают! Остается только память и необходимость художественного переосмысления. На сцене в театре, на экране в кино, на полотне, в музыкальном звуке, в песне, стихотворении... Художники выполняют свой долг - хранить память, творить настоящее, создавать образ героя, настоящего украинца, отдающего жизнь за всех нас. Идея Фестиваля плодотворна. Помогать донести до зрителей результаты этих творческих усилий, знакомить с творчеством разных украинских театров. Это, несомненно, будет способствовать привлечению внимания к патриотической теме, поднимать национальный дух и сознание.
Заключительным спектаклем фестиваля стал «Гамлет» Шекспира (реж. Ярослав Геляс) Закарпатского украинского муздрамтеатра им. братьев Шерегиев. Сюжет на все времена. Принц средневековой Дании становится молодым патриотом Украины. Идея о том, что надо объединяться, чтобы победить врага и защитить страну, становится ведущей. В разное время главный гамлетовский вопрос «быть или не быть?» произносился с различными оттенками и подтекстами. Сейчас для Украины он звучит однозначно: не быть - войне, быть - миру!
Section
Культура