Возродил в себе творца
К 90-й годовщине со дня рождения мастера экслибриса и гравюры криворожского художника Бориса КУНОВСКОГО
«Без преувеличения могу сказать, что Ваши экслибрисы — среди лучших в Украине. Они самобытны и мастерски выполнены. Есть у меня планы издания альбома украинского экслибриса, так что обязательно учту, чтобы Вы были достойно представлены», — писал криворожскому художнику Борису Куновскому президент Украинской ассоциации графики и книжного знака Петр Нестеренко. И это было свидетельством признания высокого профессионального уровня художника с непростой судьбы, достигнутого вопреки тяжелой болезни многолетним упорным творческим трудом. Со временем пришло к нему и мировое признание. К сожалению, то, к чему стремился художник почти всю свою жизнь, произошло лишь на склоне лет.
Борис Павлович Куновский родился 10 июня 1927 года в Кривом Роге. Отец работал на шахте и умер очень рано, когда ему едва исполнилось шесть лет. Мать была малообразованной и работала в основном на низкооплачиваемых работах. Как отметил художник в своей биографической справке, после смерти отца жить стало очень тяжело. Это были голодные 1933-1934 годы. После окончания 1-го класса мать отвезла парня в село Зеленое (в настоящее время Петровского района Кировоградской области) к родной сестре, которая работала учительницей. С началом войны и сама переехала туда.
Именно это живописное украинское село подарило будущему художнику лучшие впечатления на всю жизнь. Как признавался Борис Павлович в своих воспоминаниях, там он постигал школьную науку, там научился играть на скрипке, там полюбил всей душой украинскую природу и начал рисовать. Там свела его судьба с известным в будущем украинским поэтом Иваном Хоменко. По словам Бориса Куновского, личностное и творческое влияние этого необыкновенного человека имело большое значение и в его формировании как личности.
После войны Борис с матерью снова вернулся в Кривой Рог. Работал рабочим геологического отдела на шахте «Новая» и учился в вечерней школе №37. Впоследствии поступил на геологический факультет Криворожского горного техникума, после окончания которого до 1958 года работал на различных горных предприятиях Кривбасса ... Пока тяга к рисованию не победила окончательно, заставив сделать непростой выбор в пользу обучения в художественном заведении.
ЭКСЛИБРИС — ПАМЯТИ УКРАИНСКОГО ПОЭТА ИВАНА ХОМЕНКО
Борису Куновскому было уже за тридцать, когда он стал студентом Московского полиграфического института. Поскольку с детства мечтал иллюстрировать книги, то и выбор именно этого заведения был не случайным. Вычитав в справочнике, что это заведение имеет лучшую школу по этому профилю, он твердо решил ехать в Москву. Борис Павлович часто вспоминал, как появился в институтских коридорах в вышиванке, купленной накануне во Львове, и как профессор Чекмазов созвал тогда всех своих коллег посмотреть на экзотического абитуриента. Однако на преподавателей произвела впечатление не только вышиванка, но и творческие работы молодого художника из Украины, поэтому после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом факультета оформления книг и журналов.
В то время в Московском полиграфическом преподавали такие светила, как известный мастер книжной и станковой графики А. Д. Гончаров, профессор живописи И. И. Чекмазов или искусствовед, член-корреспондент Академии наук СССР А. А. Сидоров, который, между прочим, в свое времени был знаком с Репиным, дружил с Маяковским. Именно эти люди высокого художественного уровня и духовного взлета на всю жизнь оставили в душе Бориса Куновского глубокий след, показав настоящий пример самоотверженного служения искусству и дав первые уроки профессионального мастерства.
ЭКСЛИБРИС — ПАМЯТИ УКРАИНСКОГО ПОЭТА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛИЧЕНКО
Однако окончить полиграфический институт художнику было не суждено. На втором курсе Борис Куновский пережил тяжелый паралич, в результате которого у него отнялась правая рука. Инвалидность ставила крест на рисовании, на его неистовом увлечении живописью. Выписывая художника из больницы, врач посоветовал ему привязывать парализованную правую, чтобы не мешала, и учиться заново все делать левой. И он, как первоклассник, снова учился писать и рисовать. Вот вместо кисти Борис и взялся за резец ... Нашелся и подходящий податливый материал — линолеум. На нем и начал вырезать свои первые графические сюжеты. И так день за днем, превозмогая боль и преодолевая неловкость рук, постепенно становился мастером.
В ту пору его отчаянного соревнования, казалось бы, с непреодолимыми обстоятельствами жизни за право быть художником Борис Куновский в конце концов и пришел к гравюре и экслибрису, а также начал заниматься деревянной скульптурой и резьбой по дереву. И случилось чудо — его левая рука полностью заменила правую, а правая понемногу начала слушаться и помогать левой. Но самое главное, что в этой борьбе в нем все-таки победил творец.
ЭКСЛИБРИС — ПАМЯТИ УКРАИНСКОГО ПРОЗАИКА ИВАНА КОШИЦКОГО
Работая по специальности геолога на рудниках Кривбасса, все свое свободное время Борис Куновский отдавал творчеству, занимаясь преимущественно гравюрой и экслибрисом. Именно благодаря этим лаконичным книжным знакам, выполненным с большой точностью и мастерством, вскоре он стал известен во многих городах Украины, в ближнем и даже в дальнем зарубежье, где существовали клубы экслибриса. Его стали приглашать на всеукраинские и международные выставки. Как-то художник получил письмо от племянника митрополита УАПЦ Ивана Павловского, замученного в 1936 году в сталинских лагерях. Прислав материалы о своем дяде, который в сорок три года сложил свою жизнь за веру, но не предал ее, племянник просил увековечить его образ в книжном знаке. Куновский выполнил его просьбу с большим воодушевлением и высоким художественным мастерством. Этот экслибрис вошел в нескольких международных каталогов.
ЭКСЛИБРИС — ИЗ «ШЕВЧЕНКИАНЫ» БОРИСА КУНОВСКОГО
В 90-х годах художник из провинциального украинского города уже был известен во всем мире как самобытный мастер экслибриса и гравюры. Его книжные знаки вошли в престижные европейские и американские каталоги. Как участник многих международных выставок-конкурсов экслибриса, Борис Куновский был награжден многочисленными дипломами. В частности, он стал дипломантом выставки-конкурса «Сакральный экслибрис» (Вильнюс, 1992), международного конкурса экслибрисов, посвященных Варшавскому восстанию (Варшава, 1994), Международной выставки «Женщина в экслибрисе» (Киев, 1996), международного конкурса экслибрисов, посвященных 200-летию со дня рождения Адама Мицкевича (Краков, 1998), международной выставки-конкурса экслибрисов, посвященных 275-летию г. Екатеринбурга (Екатеринбург, 1998), международной выставки экслибрисов к 100-летию Кудайбергена Жубанова (Актобе, Казахстан, 1999), международной выставки «Украинский книжный знак» (Лондон, 1999) и многих других. Работы мастера из цикла «Шевченкиана» украсили экспозиции Каневского музея-заповедника на Чернечей горе и музея Т. Г. Шевченко в Торонто (Канада). «За вклад в Киево-Могилянское братство на возрождение Университета «Киево-Могилянская Академия» художник был награжден также дипломом этого выдающегося учебного заведения.
ОБРАЗ КАЗАКА КРИВОГО РОГА, СОЗДАННЫЙ БОРИСОМ КУНОВСКИМ
В активе мастера, созданном более чем за тридцать лет его упорного творческой работы, более 250 экслибрисов и многие высокохудожественные гравюры, посвященные украинскому казачеству, в том числе и легендарному основателю Кривого Рога казаку Рогу. Художник создал серию портретов выдающихся украинцев, в частности Богдана Хмельницкого, Тараса Бульбы, митрополита Ивана Павловского, великого подвижника, инициатора разработки криворожских железных руд Александра Поля, между прочим, племянника гетмана Павла Полуботка. Кстати, эта гравюра Куновского стала своеобразной визитной карточкой Кривого Рога. Заслуживают внимания и его деревянная скульптура и резьба по дереву, посвященные в основном любимым с детства бессмертным образам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Ночи перед Рождеством» и других произведений выдающегося писателя. Есть в активе мастера и немало прекрасных живописных работ, написанных художником левой рукой при поддержке правой. Мечтал издать свой авторский альбом экслибрисов и альбом репродукций живописи, деревянной скульптуры и резьбы по дереву. К сожалению, воплотить задуманное не успел. Преждевременная смерть перечеркнула все творческие планы на будущее. 1 марта 2002 года самобытного украинского мастера экслибриса, художника-графика Бориса Павловича Куновского не стало. К большому сожалению, после смерти художника не стало и его удивительной мастерской, куда криворожане ходили, словно в музей, смотреть на произведения искусства, и которая сама, собственно, была произведением искусства. Почти не осталось следа и от творческого наследия криворожского мастера. Кроме небольшой коллекции экслибрисов, переданной потомками в городской музей, город практически ничего не приобрел. Следовательно, часть работ перекочевала в частные коллекции, часть еще хранят потомки, а Кривому Рогу, где жил и работал всемирно известный мастер, награжденный, кстати, почетным знаком «За заслуги перед городом», творения художника оказались не нужны.
И все же криворожане бережно хранят память о своем выдающемся земляке. На выставку экслибриса Бориса Куновского, устроенную 5 лет назад в Криворожском историко-краеведческом музее по случаю 85-летнего юбилея художника, пришли многие его бывшие друзья и коллеги, все те, кому посчастливилось почувствовать благодатную ауру мастера, его удивительных работ, его творческой мастерской и уютного двора. Пришли вспомнить о Борисе Павловиче как о прекрасном искреннем человеке и ярком самобытном творце — настоящем носителе и выразителе украинской ментальности и национального духа. Кто-то вспомнил его слова, адресованные выпускникам разных лет СШ № 37, в которую он пришел учиться в далеком 1937 году: «Пусть всем вам везет, пусть ваши сердца переполняются песнями и любовью к Украине». И это послание, написанное за несколько месяцев до кончины, звучит как завещание художника всем нам, кто остался прокладывать дальше свой земной путь.
Section
Культура