Возвращение «Блудного сына»
В Харькове и Киеве с успехом прошли гастроли популярного актера Виктора Сухорукова![](/sites/default/files/main/articles/27032013/10teatr.jpg)
После громкой и удачной московской премьеры в прошлом году «Старшего сына» в постановке Павла Сафонова (Театральная компания «Свободная сцена») спектакль увидели украинские зрители. В главной роли выступил популярный российский актер Виктор Сухоруков, и это стало определяющим в новом сценическом прочтении пьесы Александра Вампилова.
Многим зрителям запомнился одноименный фильм Виталия Мельникова, где главную роль сыграл легендарный актер Евгений Леонов, а его партнерами были Николай Караченцов, Михаил Боярский и Светлана Крючкова. Фильм вышел в 1976 году. В советские времена скепсис по поводу того, что «все люди — братья», Вампилову простить не могли (его пьесы оказывались насколько пессимистичными, настолько и просветленными). Особая вампиловская аура разочарованной души цепляла и не отпускала. Каждая история драматурга оказывалась цепочкой обманов и признаний в любви, тоски по справедливости и невозможности ее достигнуть.
Виктор Сухоруков еще до премьеры заявил, что с Леоновым не хочет соревноваться. Если герой Леонова — Сарафанов — был пьющим и потерянным, то Сухоруков сделал этот персонаж возвышенно-странным и почти блаженным. Актер вместе с режиссером увидел в пьесе Вампилова чудодейственную и «голливудскую» историю, в которой присутствуют библейские темы — заблуждения, приобретения, мужества, сиротства и, самое главное, — всепрощения.
Слово «голливудское» выплыло не случайно. Несколько лет назад вышел американский вариант «Старшего сына» режиссера Мариуса Балчунаса, который стал известным благодаря таким лентам, как «Ржевский против Наполеона», «Любовь в большом городе» или «Гитлер капут», где было много безвкусицы и бессмысленности. А история «старшего сына» и его «блаженного» отца, перенесенная в страну эмигрантов — Америку, осталась на этом фоне пронзительно вампиловской, трагикомической историей, о которой нам рассказывал в свое время Леонов, а сейчас по- иному поведанная Сухоруковым.
С ним в ансамбле играют актеры, знакомые массовому зрителю по сериалам, и потому их появление на сцене вызывает волну аплодисментов (Евгений Цыганов/Евгений Пронин, Евгений Стычкин, Евгения Крегжде, Ольга Ломоносова, Василий Симонов, Роман Полянский). Но Виктора Сухорукова любят по-другому. Его удивительная игра роли Сарафанова, о которой не один год он мечтал и считает ее чертой для себя, переходом в актерскую зрелость, не оставляет равнодушными зрителей. Актер не обманывает публику, обещая им катарсис, как очищение души. А в финале уходит еще дальше — заключительная мизансцена копирует знаменитую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Критики ломают копья по поводу того, оправданно ли такое решение, нет ли здесь режиссерского произвола и дешевого пафоса. Но очевидно, что игра Сухорукова, его актерская и человеческая харизма поднимает спектакль до высоких обобщений.
Выпуск газеты №:
№56, (2013)Section
Культура