Возвращение блудного сына
Почти 80 лет музыка Грига не звучала на Харьковской балетной сцене!Премьера «Пер Гюнта» была приурочена к Международному дню танца. Это стало событием в городе. Высокий международный статус Харьковской балетной труппы и сценическая история этого спектакля, поставленного 20 лет назад в Норвегии, уже обеспечивали неординарность события, а его итог превзошел ожидания!
Напомним, впервые в мае 1997 г. балет «Пер Гюнт» увидели зрители на праздновании тысячелетия первой столицы Норвегии — города Трондхейм — в исполнении артистов Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьянеко. И вот спустя два десятилетия для Харькова был подготовлен оновленный вариант спектакля, поставленный по мотивам пьесы Г. Ибсена с учетом специфики харьковской труппы, нового музыкального и сценографического прочтения (хореография Вадима Писарева, дирижер — Владимир Гаркуша, художник — Надежда Швец).
Генрих Ибсен и Эдвард Григ — национальные герои Норвегии. Но и во всем мире, начиная с XIX века, интерес к их творчеству не угасает. Темы Грига всегда актуальны — он певец всепобеждающей любви и красоты родной природы. Ибсен глубже других драматургов заглянул в подсознание окружающего общества. И подметил те проблемы, которые актуальны и сегодня. Особенно памятен в наши дни его афоризм: «Чистая совесть — лучшая подушка». Ведь, оставляя после своих похождений разбитые сердца и обманутые надежды, его герой Пер редко вспоминает о том, что две любящие женщины, мать Озе и юная Сольвейг, всю жизнь провели в его ожидании... Скрашивая последние минуты умирающей матери, Пер Гюнт еще не понимает, что утратил собственную сущность. И потому к Сольвейг приходит уже старым и несчастным, поздно осознавая, что жизнь растрачена попусту...
«Пер Гюнт» особняком стоит среди других пьес Ибсена. Что это — философская притча, сказка странствий блудного сына, история верной любви или драма всепрощения? Балетмейстеры по-разному пытались отвечать на эти вопросы, взяв за основу яркую и эмоционально насыщенную музыку Грига к «Пер Гюнту» в драматическом театре. Так, Вадим Писарев с помощью соавтора либретто Юрия Станишевского и аранжировщика Дмитрия Родионова объединил в спектакле несколько идейных мотивов, а харьковские артисты по-своему смогли расставить смысловые акценты.
Кстати, в хореографии Вадима Писарева лежит отпечаток его собственных актерских работ и виртуозных исполнительских возможностей... В массовых сценах (пробуждение дня, шабаш троллей, дом умалишенных, куда попадает Пер Гюнт) балетмейстер использует различные композиционные построения классического танца, гротесковую хореографическую лексику, а также те характерные приемы, которые подсказывает богатое образное содержание музыки Грига. Насыщенное звучание оркестра под руководством главного дирижера Харьковского национального театра оперы и балета им. Н.Лысенко — Владимира Гаркуши — создает атмосферу музыкального праздника, в котором доминируют фантастические краски и проникновенные лирические мелодии.
При этом в постановке В. Писарева очевидны ориентиры на особенности лирического дарования его постоянной партнерши Инны Дорофеевой (нынешний худрук Харьковской балетной труппы), с которой они и были главными исполнителями премьеры в 1997 г. Пожалуй, более других соответствует образу нежной и преданной Сольвейг Елена Шевцова, которая украсила харьковскую премьеру. И другие ее коллеги по труппе: Светлана Калашникова и Антонина Радиевская могут гордиться, что они ученицы Светланы Колывановой, многие годы влияющей на судьбу харьковского балета как непосредственно, так и через учеников.
В роли Пера Гюнта выступили два ведущих танцовщика — Денис Панченко, привычный к рамкам романтического балетного героя, и непосредственный, больше похожий на сельского парня Андрей Козарезов. С его игровым характером удачно контрастирует лирический образ Сольвейг у молодой, многообещающей балерины Кристины Кадашевич. Кстати, от спектакля к спектаклю крепнет разносторонний талант Алексея Князькова (Доврский король), во многих последних премьерах артист по-настоящему незаменим. То же можно сказать о даровитых и техничных артистках — Ларисе Грицай, а также Светлане Исаковой, которая в очередь с опытной Татьяной Семеновой создает образ коварной соблазнительницы Анитры.
Недавно на сцене Харьковского театра оперы и балета произошел «прорыв» в искусстве сценографии — до сих пор обходившиеся писаными декорациями, художники приобрели себе соратников в лице мультимедийных дизайнеров. И спектакли, особенно балетные («Маленький принц», «Снежная королева», а теперь и «Пер Гюнт»), в этом сотрудничестве стали гораздо ярче, динамичнее и современнее.
Зрелищность — сильная сторона нового спектакля. Но едва ли она затмевает смысл духовного поиска, отраженный в перипетиях судьбы Пер Гюнта. Авторы, не повторяя пройденного, нащупывают современный нерв истории «блудного сына», они близки к серьезным духовным открытиям в осмыслении истинных человеческих ценностей. И, наверное, правы, утверждая, что «в образе Пера — каждый из нас, а место действия — вся Вселенная»!
Выпуск газеты №:
№82, (2017)Section
Культура