Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время Иуд

В Театре им. И. Франко (Театр в фойе) состоялась премьера спектакля «На поле крови» Леси Украинки
13 мая, 20:11
ПАЛОМНИК (ДМИТРИЙ РЫБАЛЕВСКИЙ) И ИУДА (ОСТАП СТУПКА) — АНТИПОДЫ, КАК ЗЛО И ДОБРО / ФОТО ВАСИЛИЯ АРТЮШЕНКО

Одноактную пьесу известной украинской поэтессы, произведения которой появляются на отечественной сцене реже, чем они того заслуживают, поставил Юрий Розстальный. Он долгое время жил в Германии и, думается, это обстоятельство его биографии сыграло не последнюю роль в выборе драматургического материала для своего режиссерского дебюта: Европа, при всем ее нынешнем консюмеризме, благодаря своей многовековой приверженности к философии и культуре настраивает человека на интеллектуальные рефлексии. Пьесы же Леси Украинки, стоящие особняком от драматургического наследия писавших в стилистике бытового театра корифеев, взывают не столько к чувствам, сколько к разуму читателя и зрителя. Это, кстати, становится основным препятствием при их постановке: театр, все же, по своей сути — искусство, играющее на эмоциях человека, манипулирующее его настроениями. Найти адекватное эмоциональное выражение философских диспутов, которые ведут герои драматических произведений поэтессы, удается далеко не каждому режиссеру...

Юрий Розстальный и сценограф Федор Александрович не стали привязываться к историческим реалиям («На поле крови» принадлежит к циклу пьес на евангельские сюжеты). Художник создал светлое пространство из белого полиэтилена, искусственность которого автоматически переносит действие в наше конфликтующее с природой время. Одев героев в современные костюмы, он намеренно отказался от цвета (только один раз здесь «прольется кровь» Христа, красное пятно на белой скатерти лишь подчеркнет черно-белую графику сценографического решения). Контраст черных плаща и шляпы Иуды (Остап Ступка) со светлыми одеждами Паломника (Дмитрий Рыбалевский) должен лишний раз напомнить, что перед нами антиподы, что речь будет идти о борьбе Добра и Зла, полем битвы которых является прежде всего человеческое сердце. Намотанный же на шею одетого во все черное Иуды светлый шарф как бы намекает на то, что даже этот ставший символом предательства человек несет в своей душе частицу божественного света. А значит, имеет право на то, чтобы быть услышанным. Этот шарф в одной из сцен будет обыгран таким образом, что напомнит нам о веревке, при помощи которой исторический Иуда попытался избавиться от бремени совершенного им страшного греха...

Играя Иуду, купившего за тридцать сребреников кусок земли, которая не способна плодоносить и превратится в кладбище, актер Остап Ступка скорее выступает адвокатом, нежели прокурором своего героя. Тем более что Леся Украинка вкладывает в уста Иуды достаточно много аргументов, способных оправдать его поступок на уровне бытового сознания. Будучи сначала очарованной личностью и проповедью Христа, полностью доверившись Спасителю и пожертвовав Ему все свое богатство, «любимый ученик» вдруг увидел во всех действиях мессии обман. И решил отомстить, попутно вернув себе хотя бы часть пожертвованных Учителю денег. То, что за него дали столь унизительно мало, лишь усилило ненависть к тому, кого, как казалось, когда-то любил. И окончательно разрушило веру. Этот спектакль не столько даже о предательстве, которое является результатом безверия, сколько об отсутствии веры, о ее крушении.

Драматург настолько убедительно прописывает лукавую человеческую логику, способную оправдать все, что угодно, что некоторые рецензенты даже видят в ее евангельских сюжетах критику Христа и христианства. В спектакле франковцев, поскольку Ступка выглядит намного убедительнее, нежели Рыбалевский в роли оппонента Иуды, Зло представляется более жизненным, более оправданным с точки зрения выживания в этом мире, нежели апеллирующее к высоким моральным нормам Добро. Так оно чаще всего случается и в жизни: торжество лжи, извращенной логики наших политиков мы каждый день наблюдаем, к примеру, по телевизору, тогда как образцы служения Истине оказались нам недоступными.

Любопытно, что из всех драм Леси Украинки именно «На поле крови» сегодня вызывает живой интерес киевских постановщиков (пьеса эта идет также в театре «Сузір’я»). Исследуемая в ней тема предательства оказалась очень злободневной для сегодняшней украинской реальности. В том, что в спектакле Театра им. И. Франко Иуда выглядит более живым и убедительным, нежели защищающий Истину Паломник, при желании можно найти свой смысл. В нашей политической реальности, которая из-за постоянной саморекламы политиков отодвинула другие сферы жизни на периферию общественного сознания, сегодня не оказалось достойных личностей, которые воплощали бы в себе идеи Добра и Правды. А раз так, то им нет места и на сцене. Те, кто живет во время Иуд, не могут знать, как выглядят вера и верность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать