Время корифеев
125 лет назад был создан первый профессиональный украинский театрВ этом году культурная общественность Украины отмечает две значительных даты: 125-летие создания первого украинского профессионального Театра корифеев (1882 г.) и 100-летие создания Николаем Карповичем Садовским в Киеве первого Стационарного театра (1907 г.), сыгравших значительную роль в общем процессе развития нашей культуры и формировании нации.
«ЗАПЕВАЛЫ»
Историю украинского театра со второго десятилетия ХIХ в. до второго десятилетия ХХ в. можно разделить на две эпохи: до 1881 года, когда украинский театр не отделился еще от польского и русского (все три театра работали совместно и актеры вынуждены были играть на трех языках), и от 1881 года, когда украинский театр освободился от этого и вышел на свой самостоятельный путь.
В 1882 году был создан первый Украинский профессиональный театр — Театр корифеев («корифей» в древнегреческом театре — руководитель хора или запевала ). Его основателем и организатором стал Марк Лукич Кропивницкий, который одинаково владел всеми театральными профессиями (но более всего любил актерство). Он был не только актер, но и режиссер, драматург, композитор, исполнитель музыкальных произведений, художник, педагог и организатор театрального дела.
В истории культуры тяжело найти семью, которая бы дала такое созвездие талантов, как скромная, трудолюбивая семья Тобилевичей, где было шестеро детей и четверо из них стали корифеями национального театрального искусства: драматург и актер Иван Карпенко-Карый, актеры Николай Садовский и Панас Саксаганский, их сестра — известная актриса и певица (умершая в возрасте 36 лет) Мария Садовская-Барилотти. Все они продолжали развивать славное дело основателя и, как его называли современники, отца украинского театра М. Л. Кропивницкого.
Наиболее деятельным после Марка Кропивницкого был Николай Карпович Садовский (Тобилевич-средний). Жизнь его бурная, насыщенная творческими и общественными свершениями, — начиная от русско-турецкой войны 1877—1878 гг., в которой он принимал участие и получил Георгиевский крест за храбрость, и в дальнейшем — борьба за права украинского слова и театра в условиях их запрещения.
Счастье улыбнулось Николаю Садовскому еще смолоду. Он встретился с Марией Константиновной Заньковецкой и рядом с ней пошел по пути, который для обоих был единственным в жизни призванием — обое выпили из одного бокала волшебное снадобье театра и ничто уже не могло разлучить их на сцене, несмотря на временные размолвки и разлуки в жизни. Рассказы современников об их первой встрече свидетельствуют, что сблизила будущих художников театра украинская народная песня. И это в какой-то мере символично. Не знамением ли является и то, что обое имели (на украинском языке) одинаковые инициалы — М.К. Заньковецкая, М.К. Садовский.
Вот как это было. Маленький городок Бендеры в Бессарабии, вблизи южной границы Российской империи. В конце 1870-х годов, когда шла русско-турецкая война, этот городок чрезвычайно оживился. Там стоял большой военный гарнизон. Молодой пехотный офицер Н.К. Тобилевич, который добровольно пошел на фронт, был контужен, награжден за отвагу Георгиевским крестом и отправлен потом в Бендеры. Здесь он находился в кругу местных офицеров и их семей.
Однажды, проходя около дома с распахнутым окном, Тобилевич услышал, как жена артиллериста Хлыстова, Мария Константиновна, в будущем гениальная актриса Заньковецкая, играя на фортепьяно, напевала украинскую песню «Коло млину, коло броду»... Мария Константиновна удивленно обернулась и увидела за своей спиной офицера, голова которого была перевязана черной шелковой повязкой, а на груди блестел новый Георгиевский крест.
Офицер кратко представился:
— Тобилевич. Я из Херсонщины. Из Елисаветграда.
— А я черниговка, — сказала она.
Садовский-Тобилевич сравнительно легко и свободно пошел по пути артиста, вступив в труппу М.Л. Кропивницкого, созданную в родном Елисаветграде в 1881 году.
Марии же Константиновне, урожденной Адасовской (сценическое имя Заньковецкая происходит от названия села Заньки на Черниговщине, где она родилась), пришлось многое преодолеть: гнев отца, судьи и мелкого помещика, считавшего актерскую профессию недостойной дворянского рода, сопротивление мужа, что привело к разрыву с ним, интриги театрального мира. Все победило желание стать настоящей профессиональной актрисой и именно в украинском театре.
За несколько лет труппа Кропивницкого окрепла и, добилась права гастролировать в Киеве, Петербурге, Москве; завораживала своей игрой тысячи зрителей. Молодой театр недаром стал называться Театром корифеев. Марко Кропивницкий, Николай Садовский, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский были неповторимыми артистическими индивидуальностями. Сам стиль синтетического театра, сочетавшего драматическое и комедийное действо с музыкальными и вокальными сценами, включая хоровые и танцевальные ансамбли, поражал чисто народной свежестью и непохожестью ни на один существующий театр.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК»
Не только на Украине, а везде, где украинские актеры давали представления, они имели неизменный успех. Даже реакционная пресса не могла уже игнорировать или замалчивать это значительное и своеобразное явление — появление Театра корифеев.
И только в начале ХХ в. актеры имели счастье получить «свою хату» — театральное помещение.
В 1907 году Николаю Карповичу Садовскому удалось открыть в Киеве постоянный Украинский театр. Ну и что же, что актеры, как и раньше, назывались малороссийскими или просто русскими; ну и что, что с большими трудностями арендованное помещение Троицкого народного дома (нынче это помещение Театра оперетты) было далеко от центра. Здесь, в этом большом и не очень уютном доме, где раньше выступала русская драматическая труппа «Общества грамотности», все было перестроено и переделано Н.К. Садовским.
Как руководитель, он придавал одинаково большое значение как внешнему, так и внутреннему виду театра. И в этом он был похож на великого К.С. Станиславского.
Получив стационарный театр, Николай Карпович впервые мог сформировать труппу, которая была нужна ему для больших постановочных представлений. Важным элементом в театре Садовского была музыка. Кроме настоящих опер («Запорожець за Дунаєм», «Продана наречена», «Галька», «Катерина») шли представления, смешанного жанра — музыкально-драматические, где большая роль принадлежала песням и танцам, как, например, «Енеїда» — инсценированная самим Н.К. Садовским поэма И.П. Котляревского. Поэтому в театре был постоянный и сыгранный оркестр. Который приобретал особое звучание, когда за пульт дирижера становился украинский композитор А. Кошиць. Свои музыкальные произведения охотно давали Н.К. Садовскому и Н.В. Лисенко, и К. Стеценко, и другие известные композиторы.
Большой смелостью, даже дерзостью реакционные круги тогдашнего общества считали постановку на украинском языке «Ревизора» Н. Гоголя в переводе Н.К. Садовского, которую театр осуществил в 1907 году. Это была блестящая победа украинского театра (Садовский играл Городничего).
В репертуаре театра было немало исторических пьес из героического прошлого украинского народа. Большинство из них, принадлежавших перу Н. Старицкого, М. Кропивницкого, И. Карпенка-Карого, трактовали прошлое в романтически-национальном духе. Там нередко допускались анахронизмы и произвольное обращение с историческими фактами, но они имели большое влияние на зрителя. В режиссерской практике Николай Карпович не следовал предварительно разработанному плану постановки: работая с актерами, он давал волю фантазии и импровизировал не только мизансцены, а и отдельные сценические позы.
Следует сказать, что Н. Садовский сделал свой стационарный театр по-настоящему народным не только в репертуаре, но и в доступности его посещения. Цены на билеты были значительно ниже, чем в других киевских театрах, даже по десять копеек за место, тогда как в Оперном и Соловцовском (Русский театр, теперь — Театр им. И. Франко) самые низкие цены были по 32 коп. за место. Мест в театре Садовского было только около 600, а в Оперном — вдвое, в Соловцовском в полтора раза больше.
Дешевые цены на места содействовали тому, что в этот Украинский народный театр валом шли люди со всех пригородов — Демеевки, железнодорожной Соломенки, рабочей Шулявки...
Театр Садовского успешно проработал в Киеве семь лет: с 1907 и до начала Первой мировой войны 1914г. Тогда царское правительство прекратило не только существование этого театра, а и вообще всех украинских газет, журналов, книжных магазинов.
Сила и роль корифеев были в том, что они, создавая свой репертуар, формировали по-настоящему народный национальный театр, влияя этим на сознание людей. Они создали школу актерского и режиссерского мастерства и, работая в условиях запретов со стороны царского правительства, подняли украинский театр на значительно более высокий уровень профессионализма, сделали его влиятельным и определяющим фактором национальной культуры. Благодаря их деятельности II половина ХIХ в. вошла в историю украинской культуры как «золотой век» театра.
Выпуск газеты №:
№219, (2007)Section
Культура