Все начинается со слова
О новом пособии по актерскому мастерству «Літературна композиція: від задуму до сценічного втілення»Систематизировав свой многолетний преподавательский опыт, доцент кафедры театрального и хореографического искусства Института искусств национального университета Прикарпатья им. В.Стефаника Надежда Кукуруза издала книжку «Літературна композиція: від задуму до сценічного втілення» (издательство «Лілея-НВ»), предназначенную для актеров, режиссеров, мастеров художественного слова да и просто почитателей театрального искусства.
Автор словно берет своего читателя за руку и отправляется с ним в путешествие по лабиринтам литературной композиции, отыскивая верные пути того художественного поиска, когда слово, благодаря таланту, сможет стать театром.
В творчестве допускается все, здесь множество возможностей и без школы, без определенной системы знаний и подходов к процессу творения, результат будет иметь привкус непрофессиональности. Чтобы уберечь будущих художников, молодых актеров от ошибок, помочь овладеть путями создания литературной композиции для сцены, автор делает свое обстоятельное исследование в отрасли методологии и теории художественного чтения.
Отмечая то, что творение литературной композиции — «процесс чрезвычайно сложный. Исполнитель должен в совершенстве овладеть техникой сценического вещания и актерским мастерством», Н. Кукуруза делает исторический экскурс в жанры искусства художественного слова, рассматривает исторический ход формирования понятия «литературная композиция». Начинает с истоков, античной Греции. Углубление в смысл термина происходит через рассмотрение времен Возрождения, мирового ХІХ века, впоследствии происходит переход к периоду развития русской реалистической литературы и профессионального театра, и подробная остановка — на творчестве украинских художников, для которых литературная композиция стала смыслом творчества. Рассматривается искусство выдающихся актеров-чтецов: Г. Ивицкого, Б.Чернова, О. Лесниковой, С. Бондаренко, А. Паламаренко, П. Киселева, Л. Джигуль, И. Шведова, С. Максимчука, И. Петрова.
Чрезвычайно информативный раздел «Формы литературной композиции в современном культурно-художественном пространстве», где внимание автора сфокусировано на таких разновидностях, как литературный театр, поэтический театр, монотеатр, театр одного автора, то есть таких жанрах, где «живое слово совмещается с театральной игрой, хореографией, пластикой, визуальными видами искусства, музыкой». Речь идет о творчестве Львовского «Театру в кошику», Харьковского театра «Post Scriptum», молодежного театра-студии «Вінора», Киевского театра поэзии «Мушля», Днепропетровского театра «Крик», Киевского театра «МІФ», Тернопольского театра «Бродячий кіт», отдельных известных исполнителей моноспектаклей Ларисы Кадыровой, Петра Миронова, Евгении Нищуке, Галины Стефановой, Лидии Кушковой.
После такой подробной теоретической части Надежда Кукуруза переходит к непосредственно практическим рекомендациям для создания литературной композиции. Начало — это замысел композиции, где актер, используя «критерий собственного творческого вкуса», должен дать себе ответ на вопрос, почему именно этот материал, как он совпадает с его индивидуальностью, ложится на актерскую природу. Дальше происходит разработка литературной первоосновы композиции. Здесь автор рассматривает принципы, методы и приемы построения композиции, ее жанровые разновидности, элементы внутренней формы, останавливается на рассмотрении особенностей создания разножанровых произведений.
Выпуск газеты №:
№120, (2014)Section
Культура