Вспоминая маэстро
«Иван Карабиц в кругу друзей» — восемь лет спустя
В Национальной музыкальной академии Украины звучала музыка знаменитого украинского композитора и произведения, ему посвященные. Ивану Федоровичу исполнилось бы 65-ть, но уже восемь лет как он ушел в вечность...
Есть люди, находиться рядом с которыми — прекрасно и удивительно, потому что они освещают мир вокруг своим творчеством и своими поступками. Таким человеком был Иван Карабиц. Он писал великую музыку. Ушел несправедливо рано, но остался в памяти всех, кто его знал, как композитор от Бога и человек рыцарского благородства.
Супруга музыканта, профессор академии Марианна Копыця рассказала, что абсолютно все (друзья, ученики, коллеги) отозвались на просьбу участвовать в фестивале «Иван Карабиц в кругу друзей», считая за честь выступить в зале НМАУ. Поэтому утопическая на первый взгляд идея — провести фестиваль при полном отсутствии финансирования — стала возможной, более того, скромно названный — «Мини-фест», он стал значительным событием украинской культуры. Постарались организаторы: Национальная музыкальная академия Украины и Институт музыки им. Р. Глиэра во главе с ректором Александром Злотником и заместителем директора Мальвиной Зарудянской. Местом проведения выбрали именно Малый зал НМАУ: когда входишь в здание с улицы Городецкого, то погружаешься в звучащее пространство, голоса инструментов и пение доносятся почти из-за всех дверей, а в коридорах и на лестничных площадках тоже занимаются студенты. И сразу вспоминается, что Карабиц подчеркивал: «Будущее Украины — за молодежью»!
Программа включила два вечера превосходной музыки и интересные выступления. Так, проректор академии Елена Береговая рассказала об Иване Карабице — композиторе, которому были подвластны буквально все музыкальные жанры. Об учителе, воспитавшем плеяду ярких талантов. О талантливом создателе и вдохновителе таких форумов, как «Киев Мюзик Фест», открывшем миру Украину музыкальную, Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, о человеке, возродившем «Летние музыкальные вечера» в Мариинском парке нашей столицы. А еще со сцены прозвучала история, которой поделились композитор Анна Гаврилец и ее муж, альтист Дмитрий Гаврилец. В 1990-е годы, когда всем жилось нелегко, Дмитрий вместе с пианистом Александром Козаренко собирались на международный конкурс в Париж, подготовили все документы и визы. Неожиданно оказалось, что для участия необходимо внести валютный взнос, которого у музыкантов не было. Иван Карабиц пришел в Союз композиторов и увидел — сидит Аня Гаврилец и плачет. На вопрос «Что случилось?» сначала не хотела отвечать, потом все рассказала. В тот же вечер Карабиц принес деньги. Музыканты поехали на конкурс и вернулись со званиями лауреатов. Похожие истории вспоминают все, кто знал Ивана Федоровича. Он был наделен даром дружбы и участия, всегда откликался и помогал людям.
Открыли фестивальный концерт «Вариации на Знаменный распев. Памяти Ивана Карабица» — сочинение Юрия Ищенко в исполнении талантливой пианистки Оксаны Антоненко.
— Это сочинение имеет свою историю, и она кажется несколько мистической, — вспоминает Юрий Ищенко, известный композитор, профессор академии. — Тему «Знаменного распева» я отыскал в середине 1990-х годов, готовил ее для написания вариаций моими студентами. Но получилось так, что дал им другие темы. А потом подумал: мне тема очень нравится, я сам поработаю... Прошло лет семь-восемь, и вот в конце 2001 года я неожиданно почувствовал, что пришло время писать вариации. Тема в записи лежала в столе и вдруг дважды в течение нескольких дней мне попалась на глаза. Я начал писать и чувствую — она разрастается, делается из эпической эпико-драматической, героический образ постепенно становится трагическим. Я не мог понять, что происходит. А это был декабрь 2001 года, я продолжал сочинять и в январе 2002-го. Сочинение большое, заняло много времени, и вдруг я узнал о трагической смерти Ивана Федоровича. Это было неожиданно. Хотя я знал, что он болен, но не думал, что так серьезно... И тут понял, что фактически начал писать вариации о его жизни. Вышло так, что в «Знаменном распеве» выявилось трагическое начало, и в музыке все это есть — уход, прощание, завершение и молчание...
Мы познакомились в консерватории, когда Иван поступил на первый курс, а я уже был педагогом. Я заметил его на первом экзамене. Карабиц написал большую пьесу для флейты и фортепиано и очень выделился среди других студентов. Я подошел к нему, поздравил с пьесой, мы разговорились. А спустя несколько лет стали коллегами.
Он никогда не изменял своему призванию художника, ни разу не сфальшивил, поэтому его музыка выделяется яркостью и талантом. Ныне слушал его замечательные прелюдии: они так свежо написаны, как будто это первое исполнение. Слушая эту музыку, я словно увидел и услышал Ивана, его характерную улыбку, даже речевую интонацию... Человека нет — а он начинает в своей музыке существовать! Это уникальный случай — не каждый композитор становится частью своей музыки, только настоящая творческая личность.
Прекрасный виолончелист Золтан Алмаши сыграл Сарабанду Баха, посвятив исполнение памяти Ивана Карабица, и Сарабанду Елены Ильницкой для виолончели соло. На такой же высоте прозвучала Легенда для виолончели и баяна Анны Гаврилец (исполнители Золтан Алмаши и Владимир Гайдычук). Яркое впечатление оставил Парафраз для фортепиано Андрея Бондаренко в исполнении автора. А Баркаролу Игоря Щербакова представили Дмитрий Таванец и Александра Зайцева как классический образец произведения для двух фортепиано.
И конечно, звучали сочинения Ивана Карабица: завораживающий Вальс для альта (соло в исполнении Дмитрия Гаврильца), три прелюдии из цикла «24 прелюдии» для фортепиано, которые отлично исполнил Артем Ляхович, а невероятно смешные «Повести, которые состоят только из одних названий» для баритона и фортепиано озвучили Иван Чайченко (баритон) и Андрей Бондаренко (фортепиано).
Второй вечер начался Квартетом Ивана Карабица в исполнении прославленного Квартета им. М. Лысенко — и что-то чудесное стало происходить, словно сама музыка рождалась от движения смычков, парила над сценой и наполняла зал. А композитор смотрел с большого фотопортрета на сцене — какое красивое, светлое лицо!
Блистательный скрипач Анатолий Баженов перед тем, как сыграть знаменитого «Музыку» («Музыканта»), ему посвященного, сказал:
— Идея написать это сочинение возникла у Вани, когда мы с ним вместе служили в ансамбле песни и пляски КВО. Он хотел передать дух народного музыканта, который может все: петь, плясать, играть. Это классический украинский репертуар, а он включает не так много произведений.
И сыграл на вдохновенном взлете, изобразив звучанием скрипки душу свободного и творческого человека...
Когда на сцену вышла Тамара Ходакова (сопрано) и исполняла песни из вокального цикла Ивана Карабица «Мати» на стихи Бориса Олийныка (партия рояля — Наталья Королько), все сплелось гармонично: голос, поэзия, музыка. И были слезы на глазах людей в зале — от красоты этого союза. Завершил фестиваль страстный, симфонии подобный Украинский квинтет Бориса Лятошинского, любимого учителя Ивана Карабица, в исполнении квинтета им. Д. Бортнянского. А самый волшебный момент наступил, когда включили запись радиопередачи о хоровом концерте «Сад Божественных песен», и раздался живой голос Ивана Федоровича. Он рассказывал о Григории Сковороде, какой это был необыкновенный человек, поэт и философ, который остался неразгаданным до конца. «И вот мы с вами тут сидим, а он где-то есть, где-то он ходит со своей сопилкой»...
P.S.: 17 марта в Национальной музыкальной академии Украины состоится музыкальный вечер, посвященный трем легендарным юбилярам — 135-летию Рейнгольда Глиэра, 115-летию Бориса Лятошинского и 65-летию Ивана Карабица.
Выпуск газеты №:
№37, (2010)Section
Культура