Перейти к основному содержанию

Встречи под «аркой воображения»

В Дрогобыче состоялся VII Международный фестиваль Бруно Шульца
20 июня, 17:47
Фото предоставлены организаторами фестиваля

По ночному Дрогобычу двигалось человеческое сообщество с факелами в руках. Было что-то фантастическое в том факельном шествии по улицам мимо старинных, архитектурно изысканных зданий, которые уже спали. Тоненький ломтик золотистой луны вовсю пытался помогать освещать остановки шествия у определенных мест. Здесь на разных языках звучало слово Бруно Шульца – на польском, украинском, английском, немецком, грузинском, китайском, македонском, русском. Казалось, оживает прошлое и среди толпы выдающихся личностей хотелось угадать трагические глаза самого Бруно Шульца, который, уверена, шел вместе со всеми, вспоминал и заново переживал события своей жизни в этом щемящем маршруте памяти в свою честь. Особенно пронзительным было ощущение в том месте, где бессмысленная роковая пуля гестаповца остановила его земной путь. Невероятно грустно здесь, где прямо на мостовой лежит плита, сообщающая об этом... Внезапный пронзительный вой городского бездомного пса эхом разнеслось по ночному небу Дрогобыча, словно ожили призрачные персонажи Бруно Шульца и сразу стало понятно: он - здесь, с нами и это так сокрушается и плачет его душа...

Так завершился в Дрогобыче VП Международный фестиваль Бруно Шульца. Каждые два года на неделю Дрогобыч становится городом, где оживают фантазии, придуманные, описанные и вырисованные польско-еврейско-украинским писателем и художником Б. Шульцем.

***

В Украине творчество Шульца не широко известно. Знакомить с ним и популяризировать решили энтузиасты Дрогобыча, который был родным для писателя, здесь он родился и трагически погиб в 1942 году. В результате возникла идея Фестиваля «Под аркой воображения Бруно Шульца», который начали украинские и польские ученые и художники. Полонистический научно-информационный центр им. И. Менько Дрогобычского педуниверситета им. И. Франко под руководством Веры Менек совместно с Обществом «Фестиваль Бруно Шульца» в Люблине под председательством Гжегожа Юзефчука, Благотворительным Фондом «Музей и Фестиваль Бруно Шульца», вместе с соорганизаторами и партнерами - Министерством Культуры и национального наследия РП, Институтом Книги в Кракове, Польским Институтом в Киеве, Генеральным консульством РП во Львове, Президентом города Люблина, Городским головой Дрогобыча, Дрогобычским педуниверситетом им. И. Франко, Львовским областным магнитопроводом им. Ю. Дрогобыча, Дрогобычским «Творческим объединением Альтер» - поставил цель вернуть из небытия имя Бруно Шульца и сделать его творчество предметом науки, литературоведческого и художественного исследований.

В научном смысле сделано немало, издаются литературные труды, монографии, исследования, интерпретации, посвященные творчеству Шульца, сборники выступлений, лекций и докладов предыдущих фестивалей. Он активно переводится на другие языки. Кстати, именно благодаря Шульцфесту появился новый перевод на украинский Ю. Андруховича.

***

О поликультурности фигуры Б. Шульца, для которого все же Украина была той землей, где родился и сформировался его талант, шла речь на масштабном открытии форума, который проходил в зале соорганизатора - Театра им. Ю. Дрогобыча. Присутствующие высокие дипломатические гости, художники, писатели, журналисты, ученые, представлявшие 14 стран, делали акцент на культурной толерантности творчества Шульца, отмечали, что оно сверх времени и относится к явлением, выходящим за рамки только украинской, польской или еврейской культур, оно принадлежит всему миру .

Архитектура Фестиваля причудливая. Она сочетает в себе литературные, научные, изобразительные, музыкальные, театральные, перформативные, кино, фото, инсталляционные художественные проекции, инспирированные художественным воображением Бруно Шульца.

В течение фестиваля проходит научная конференция «Бруно Шульц и современная теория культуры», секционные заседания, литературные авторские чтения украинских и польских писателей, лекции, дискуссии переводчиков, культурно-исторический семинар «Биография и творчество Бруно Шульца: дрогобычские межвоенные контексты». Охват творчества Шульца чрезвычайный, ракурсы докладов изысканные. Приведу хотя бы несколько примеров: «Бруно Шульц: искусство как культурная экстравагантность», «Между аверсом и реверсом. Об эскизах рисунков Бруно Шульца», «Поэтика преувеличения Шульца», «Феномен оптической метафоры Бруно Шульца», «Мотив руки в Шульца и Рильке», «Куклы, манекены и другие несовершенные создания Бруно Шульца». «Антисовременность Бруно Шульца», «Знать Шульца? Канон восприятия и потенциальные диссиденты» и другие. С констатацией влияния на собственное творчество произведений Шульца познакомили со своими новыми произведениями писателя Ю. Винничук. Ю. Андрухович, Т. Прохасько, С. Жадан, А. Бойченко.

      ***

Очень мощная изобразительная составляющая фестиваля. Отдавая дань таланту графика и художника Шульца, традиционно на Фестивале происходит много визуальных проектов. Шульцфест делает свой пролог во Львове. Так, в Национальной галерее искусств им. Б. Возницького экспонировалась выставка «Река и люди» Станислава Бая (Варшава), а в Галерее «Дзиґа» - вернисаж «Мертвый сезон» Якуба Войнаровского (Краков). Дрогобыч предоставил несколько неординарных экспозиционных площадей для художественных проектов. Так, в гимнастическом зале Университета им. И. Франко состоялись инсталляция «Полы и манекены» Мариуша Джевинского (Люблин), видео-арты, выставки современной живописи «К 120-летию Гимнастического зала». В экспозиции выставки «Невероятно под стать» в Костеле св. Варфоломея, что в центре Дрогобыча, художник-фотограф Томек Сикора (Варшава) сделал попытку визуально соединить людей. В объединенных половинках лиц возникали либо идеальная гармония, либо деструкция, либо шаткое равновесие. В масштабном пространстве Дрогобычской синагоги удивительной цветовой гаммой «Из воздуха и света» завораживали полотна Анджея А. Видельского (Люблин). А Ондраш Шурани из Будапешта представил «Дом вечности. Иконография еврейских кладбищ». В Трускавецком Художественном музее Михаила Биласа состоялась коллективная выставка произведений украинских и польских художников из коллекции фестиваля и выставка «Фаршированный карп» Станислава Ожуга (Жешув), в арсенале которой были и иллюстрации к рассказам Шульца.

***

Театральная программа Шульцфеста-2016 была разноцветной, но, как уже отмечалось, «инспирирована» творчеством Шульца. И если в спектакле «Вечеринка в стиле ретро» Театра им. Ю. Дрогобыча зрители смогли окунуться в атмосферу города времен прошлого столетия, ощутить его колорит в старинных фотографиях, в тогдашних песнях, музыке оркестра, настроении конферансье и при этом чувствовать себя как в благородном ресторане, сидя за столиками в фойе театра, то в перформансе Влодка Кауфмана (Львов) и Александра Максимова (Дрогобыч) в разрушенном пространстве синагоги могли увидеть, как актеры представляли себе жизненный путь художника. Держа на своих плечах длинные доски, они составляли из кирпичей дорогу, по которой впоследствии прошли. В такой визуальной метафоре виделся намек на крест судьбы Бруно Шульца, который ему пришлось так тяжело нести.

В спектакле «Письмо к Богу» А. Крыма киевского Театра на Подоле говорится о старом еврее Лемаресе. В исполнении Владимира Кузнецова колоритный и трагический образ Лемареса вышел прочь в духе Шульца. Подобных евреев помнят в Дрогобыче. В своем бесправии, бедности, одиночестве они сумели сохранить человеческое и мужское достоинство.

Портрет Бруно Шульца, викПортрет Бруно Шульца, выполненный художником Львом Скопомонаний художником Левом Скопом

Концерт памяти Альфреда Шрайера тоже незримо соединил с Бруно Шульцем. Музыкант Шрайер когда-то был учеником гимназии, где преподавал Шульц. Он прожил долгую красивую жизнь, стоял у истоков основания фестиваля, через него можно было духовно прикоснуться к Шульцу. И вот музыкальный коллектив, организованный когда-то Шрайером, пополнился молодыми музыкантами. Они сыграли его любимую музыку для дрогобычан и для него, а значит - и для Бруно Шульца.

Связь горожан со своим знаменитым земляком прослеживался и в проекте «Фильм-выставка», в котором приняли участие несколько дрогобычан, которые рассказали свои жизненные истории. Каждый человек является собственным музеем, укрытием своих тайн, - утверждают авторы фильма Кшиштоф Жвирблис и Андрей Юркевич. Поэтому всегда человек будет интересен для мира. Мнение, такое созвучное смыслу творчества Шульца.

В поэтико-музыкальном проекте Atlas Estremo Юрий Андрухович совместно с польской музыкальной группой «Карбидо» отправился в путешествие вокруг света, представив из своего виртуального дневника 13 городов. Под эмоциональное музыкальное сопровождение и выразительный видеоряд Андрухович спел-рассказал свои впечатления. Хотя они были достаточно субъективны, затронули каждого, больше всего, когда автор «путешествовал» по революционному Киеву в 2014 году.

Весьма экспериментальным получился спектакль «К свету» по И. Франко Театра «Альтер». Каждый из персонажей «рассматривался» зрителями через видеопроектор. Молчаливое присутствие актеров предоставляло возможность сосредоточиться на тексте, который звучал в записи. Но тотальное использование технических средств разрушило наличие такого необходимого для театра обмена живой энергией между сценой и залом.

Моноспектакль «Фемина» Театра формы (Вроцлав) в исполнении Юзефа Маркоцкого тоже из разряда сугубо экспериментальным. Чисто пластическое, бессюжетное действо повествует о внимание мужчины к лицу женщины. В результате заинтересованности человек в конце концов превращается в женщину. Задействованы причудливые световые, визуальные, видеоэффекты, экстравагантные манипуляции с краской, которую актер наносит на обнаженное тело.

Спектакль «Коричные лавки» по Шульцу Театра куклы и актера «Кубус» из польского Кельце полностью соответствует определенному жанру - жизнь как перформанс. Литературная фантасмагория романа искусно переплавляется актерами в театральное действо. Лучше всего этот материал подходит для кино, что и доказал Войцех Гас в фильме «Санаторий под клепсидрой» (1973), но и у режиссера Роберта Дробнюха, театрализовавшего «Коричные лавки», фантазии не занимать. На белом бумажном заднике в исполнении театра теней возникают картины рассказов Шульца-мальчика об истории своего детства и жизни с родителями. Из темноты свет фонарика выхватывает его лицо. Рассказ разбит на хронологические новеллы. Возникновением призрачных вариаций движения теневых фигур как констатируется другая реальность, которая соединяется с Шульцем-мальчиком только благодаря моментам его проявленного воображения. Очень выразительная, загадочная звуковая и музыкальная партитура. В основном это не мелодии, а скорее какофония звуков. Рассказ мальчика достигает апогея абсурда, то, как он неестественно видит своих мать и отца, впечатляет. Ему тесно в этой реальности. Актер разрывает бумажный занавес и исчезает в вымышленном зазеркалье. Многозначительно выглядит белый фон бумаги с черной дырой человеческого силуэта. Словами завещания Шульца звучит финальная фраза: «Живи, потому что самое большое несчастье - не прожить жизнь».

События Шульцфеста-2016 его участники будут осмысливать до следующего Фестиваля. Будут писать новые книги, дальше погружаться в литературу и живопись Шульца, открывать неизвестные до сих пор аспекты, делать по его произведениям исследования, вдохновляться на собственное творчество, нести в мир мысли о городе, который сделал Шульца именно таким. И стремиться вновь приехать в Дрогобыч, прославленный Шульцем.

Одна из последних публикаций польского руководителя Фестиваля Г. Юзефчука называлась «Дрогобыч в поисках самого себя». Как хорошо, что кардинальное культурное направление такого важного поиска здесь определяет Бруно Шульц.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать