Перейти к основному содержанию

Ярослав ФЕДОРИШИН: Принципиально не делаем «черный» театр

Львовское «Воскресіння» отметило 20-летие
18 января, 19:54
ЯРОСЛАВ ФЕДОРИШИН

Львов всегда красиво празднует Рождественские и Новогодние праздники. Среди многочисленных мероприятий, традиционно проводимых в самом центре города — на площади Рынок, львовянам и гостям особенно запомнился уличный спектакль «Рождественская феерия» в исполнении актеров Театра «Воскресіння». Несмотря на то, что нынешний показ «Феерии» далеко не премьерный (ведь «воскресенцы» уже несколько лет подряд показывают на зимние праздники этот зрелищный спектакль), зрители заметили: последний показ был особенно хорош. Почему? Возможно, потому что театр «Воскресіння» только что отпраздновал 20-летие!

А основал «Воскресіння» в 1990-м режиссер Ярослав Федоришин. За очень короткий срок театр завоевал благосклонность публики. И не только. Критика хвалила коллектив за последовательный поиск выразительного театрального языка и конкретной сценической формы и отмечала, что в творческих поисках «Воскресіння» объединились традиции психологического театра и современных театральных форм. На сегодня «Воскресіння» — самый яркий коллектив Украины. Театр играет 190 спектаклей в год, из них до полусотни — за пределами нашей страны! В репертуаре — произведения Стринберга, Чехова, Пиранделло, Пинтера, Шевчука, Леси Украинки, Шепарда, Кольтеса, Байрона, Уайльда, Шекспира и авторские сценарии Ярослава Федоришина. Театр «Воскресіння» работает не только традиционно на сцене — очаровывает зрителя своей атмосферой, актерской игрой и разнообразными эффектами, но и делает уличные спектакли — «Глория», «Святое и грешное», «Иов», «Вишневый сад», которые заставляют публику задуматься о том прекрасном, что существует и внутри нас, и вокруг.

На протяжении этих 20 лет львовян радушно принимали на многих международных театральных фестивалях, в частности в Эдинбурге (Шотландия), Каире (Египет), Трабзоне (Турция), Кошицах (Словакия), Мариборе (Словения), Белграде (Сербия), Хольцминдене (Германия), Линце (Австрия), Москве и Архангельске (Россия), Хвачеоне (Корея), Кракове, Гданьске, Варшаве, Калише, Люблине, Вроцлаве и других городах Польши.

Поклонникам театра также известно, что «Воскресіння» вот уже на протяжении двух десятилетий проводит свой международный театральный фестиваль «Золотий Лев», на котором побывало свыше 500 театров из более 80 стран мира. Отметим также, что театр «Воскресіння» является членом Международного европейского театрального форума (IETM) и Ассоциации международных театральных фестивалей (IFEA).

Об экспериментах на сцене, неожиданностях для зрителя, любви к классике, необязательности театрального образования, ансамблевости и вертикали власти в театре рассказал «Дню» художественный руководитель, актер и режиссер театра «Воскресіння» Ярослав ФЕДОРИШИН.

— Говорят, что театр больше 20 лет не живет — теряет свою творческую активность. Наверное, в этом есть какая-то доля правды, — говорит Ярослав Васильевич. — Мы прошли в определенное время довольно сложный период, когда со зрителями было сложно (возможно, этому способствовала кризисная ситуация в городе). А сейчас коллектив в хорошей творческой форме. Наши последние спектакли («Вишневый сад», «Встретить Просперо», «Разбитое сердце») дают возможность оставаться в том направлении, которое мы выбирали. К нам недавно, благодаря статусу «академического», влились шесть новых актеров — следовательно, я создаю ансамблевый театр. И не имеет значения, будем мы играть «Вишневый сад», или «Гамлета», или какую-то другую вещь, для меня важно, как будет чувствовать себя мой ансамбль в обстоятельствах того времени, как они друг другу будут помогать.

— С самого начала вы задекларировали себя как духовный театр. Почему именно так?

— В начале 1990-х нам очень хотелось поставить много классических произведений, которые по тем или иным причинам, к сожалению, не видели света рампы. И мы сказали себе, что в театре должен быть очень хороший код. В первую очередь — светлый. А духовный... Мы задумались о том, что собрались в труппу не по дипломам, полученным в институтах, а по зову души. Духовность есть в каждом классическом произведении — с глобальными, вечными истинами. Поэтому мы так и назвали свой театр — духовным. А «Воскресіння» — от того, что у каждого из нас своя вера — чисто театральная. Остаемся верны принципу общения на вербальном уровне. Нас не так интересуют тексты, как эмоции и энергия актера. Считаем, что текст органичен лишь тогда, когда связан с глобальными вещами. Тогда это создает определенную, сугубо театральную, атмосферу на сцене. Вот такая наша маленькая кухня. Своих принципов свято придерживаемся, а наши успешные выступления на многих международных фестивалях показывают, что мы выбрали правильный путь.

— Вы сказали, что под крышей театра собрались люди с разными дипломами. Значит ли это, что не все ваши актеры имеют театральное образование?

— Театральное образование имеют почти все наши актеры, просто школы у них разные — киевская, харьковская, московская, львовская... А это, конечно же, разные преподаватели с разными подходами — к голосу, телу, эмоциям актера. Понятно, что и я вношу коррективы, потому что строю ассоциативный театр. А сюжетная линия для меня возникает потом. Именно поэтому, наверное, некоторые наши спектакли кое для кого непонятны, тяжелы, но это мое направление, мое творчество, и я веду за собой весь наш коллектив именно в таком понимании.

— Как быстро адаптируются у вас актеры?

— Иногда проходит даже год времени. А потом они говорят: «А-а-а... Это же, оказывается, так просто». На мой взгляд, это хорошо, потому что когда актер с самого начала уверен в том, что знает, как и что делать, — это неинтересно. Театр — это всегда обман. Мы обманываем зрителя, но в хорошем плане, во благо. Всегда нужно думать о том, какую энергию получает зритель. Принципиально не делаем черный театр, потому что сейчас в жизни и так много грязи. И когда я читаю таких учителей, как Станиславский, Немирович-Данченко или Вахтангов, я сопоставляю с настоящим (в то же время они жили в эпоху Гурджиева, софистов, и это имело для них огромное значение). Точно так, как для нас сегодня открыты все рамки разных теорий, и если мы знаем, что существовала страна Майя с ее магическими вещами, если мы знаем о квантовой физике, что все построено у нас на волнах, и мы не только песчинка сугубо телесная... Поэтому строить какую-то жизнь на сцене, не принимая во внимание вещей, касающихся энергетики, невозможно. Именно поэтому я заставляю артистов знакомиться с новыми течениями, открывать их заново, потому что это — Вечность...

— Говорят, что иногда вы берете в труппу (или, по крайней мере, на стажировку) людей, не имеющих актерской профессии...

— Да, я практиковал это с момента основания театра. Вот и сейчас в театр вернулся Слава Репин — у него нет актерского образования. Но, бывает, непрофессиональный актер обладает такой харизмой, что ему и специального образования не нужно. У меня работал Владимир Колчинский (к сожалению, он уже ушел в мир иной), который также не имел театрального образования. Но это был актер, которого очень запоминали, — его внешность, харизма очень нравились зрителю. Вот и берем актеров без образования, потому что это еще одна возможность открыть невероятно интересную творческую личность.

— Руководитель Театра им. М. Заньковецкой Федор Стригун всегда говорит о своем театре как о семейном. Что вы можете сказать в этом смысле о театре «Воскресіння»?

— Все, кто работает в моем театре, и не только актеры, говорят, что все мы — как одна семья. Хотя мне кажется, что это неправда. Наверное, мы все — единомышленники. То есть каждый из нас, конечно, думает по-разному, но все мы связаны одной верой — чисто театральной. Меня кто-то может назвать диктатором — в театре вертикальная власть. Меня так учили наставники, и иначе я не умею. Режиссура — очень сложная профессия. И мастерство режиссера заключается прежде всего в том, чтоб вывести актера (как бы между прочим) именно на то, что тебе нужно. Мы много работаем. Иногда, бывало, ставили какую-то одну пьесу на протяжении года. А теперь выпускаем спектакли очень быстро — наверное, потому что есть подсознательное понимание.

— Что побудило вас поставить актеров на ходули?

— В Украине много ходулистов — например, коллективы из Евпатории и Киева. И они, наверное, на ходулях могут сделать намного больше, чем мы. Но они готовят отдельные номера, а мы — целые спектакли. Мы сейчас являемся единственным в Украине театром, который ставит большие уличные спектакли как драматические. Такие постановки имеют колоссальные перспективы. Это невероятная атмосфера, другая плоскость, иной способ мышления... Это другой жанр, и этому жанру учат и в Америке, и в Европе. Как мы к этому пришли? Я видел много прекрасных, мощных спектаклей в России, Германии и Франции (DEREVO, Антагон, Малабара). И это на меня произвело колоссальное впечатление. Это театры, где соединены цирк, гимнастика, танец и драма. И мы решили попробовать.

— Вы когда-нибудь поднимали вопрос о создании во Львове уличного театра?

— Я этот вопрос ставлю перед властями каждый год. Но, к сожалению, до сих пор не можем прийти к согласию, как этот проект будет финансироваться. Хочу, чтобы это был не филиал «Воскресіння», а новый областной театр. Считаю, что такой театр нужен, потому что очень нравится зрителю. В Европе такие театры играют в огромных (20 на 30 метров) ангарах и летом, и зимой, и билеты на их спектакли очень дорого стоят — до тысячи долларов. А людей приходит — до четырех тысяч, и собираются они со всего мира.

— Вы объездили, наверное, полмира, имеете много наград с престижных театральных фестивалей. Кроме того, более 20 лет организовываете во Львове прекрасный фестиваль «Золотий Лев», имеющий статус международного. Сейчас занимаетесь созданием уличного театра. Чего себе пожелаете? Может, есть какая-то заветная мечта?

— Желаю единственного — здоровья. Я многого не сделал, многого не знаю. Не успеваю за всем... Если же будет здоровье, смогу планировать, а главное — воплощать какие-то интересные вещи. Возможно, в следующем году получим статус европейского театра...

СПРАВКА «Дня»

Ярослав Федоришин окончил Харьковский институт искусств. Потом — ГИТИС (учился у Анатолия Эфроса. С любовью и гордостью вспоминает своих преподавателей — Михаила Туманишвили, Бориса Морозова, Розу Сироту, Иосифа Райхельгауза). Стажировался в Польше у всемирно известного польского режиссера Кшиштофа Занусси. В 1990 г. основал Львовский духовный театр «Воскресіння», бессменным художественным руководителем которого является по сей день. А еще Федоришин — организатор и бессменный руководитель Международного театрального фестиваля «Золотий Лев».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать