Юбилей «Кин-дза-дзы»
Режиссер Георгий Данелия раскрыл тайны съемок этой культовой картиныФанаты собираются с размахом отметить 20-летие картины Георгия Данелия «Кин- дза-дза». Поклонники фильма даже собираются на предстоящих торжествах разговаривать на придуманном авторами сценария чатлано-пацакском языке. В фильме снимались Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Ирина Шмелева, Ольга Машная. Как отмечает газета «Версия», когда в 1986 году фильм вышел на экраны, Георгий Данелия пачками получал письма от разгневанных зрителей. «Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?» — такие вопросы были в письмах.
О том, как снимался этот необычный фильм, рассказал газете сам режиссер. По его словам, все начиналось с того, что он решил снять фантастический фильм и пригласил в соавторы Резо Габриадзе, с которым к тому времени уже написал вместе два сценария к фильмам «Не горюй» и «Мимино». «Как-то мы с Резо начали болтать, и вдруг у нас сама собой «наболталась» история о том, как два человека оказались на другой планете, — рассказал Георгий Данелия. — Решили, что это отличная идея для нового фильма. Резо, который тогда жил в Тбилиси, приехал в Москву, и мы сели писать. Язык планеты Плюк сочинили легко, получилось нечто вроде смеси из разных языков. «Пацак» — смесь слов «пацан» и «кацап», «эцилопп» — перевернутое английское слово police, «пепелац» — от грузинского «пепел», то есть «бабочка».
«КУ» И АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
«А со словом «ку» чуть было не вышли неприятности: я уже монтировал фильм, когда принесли газету «Правда» с указом о назначении нового генсека, где было напечатано «К.У. Черненко», — рассказал режиссер. — И так во всех газетах: К.У. Черненко... К.У. Черненко... Что делать? Надо срочно менять! Пока думали, Черненко умер, и к власти пришел Горбачев».
Одна проблема была решена, но тут же создателей картины подстерегли другие неприятности — развернулась антиалкогольная кампания. И снова понадобились срочные перемены: по словам Г. Данелия, в первом варианте сценария Гедеван вез не уксус, а чачу. А за чачу по тем временам давали пять лет.
«Вылетали целые эпизоды: первоначально земляне с плюканами попали на Альфу вместо Земли, потому что перебрали спиртного и «слегка» промахнулись. В общем, сценарий писался долго, все много раз менялось», — вспоминает Г. Данелия.
Наконец сценарий был закончен и отправлен на одобрение в «Госкино» и, что довольно странно по тем временам, его получили. Известно, что тогдашний министр кино Камшалов осилил лишь четверть сценария и сказал режиссеру: «Если б не твое имя, я бы эту фигню сразу выкинул!» Несмотря на это, Камшалов добро на картину дал.
СТРАННЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ
Снималась «Кин-дза-дза» два с половиной года. Причем к концу первого режиссер готов был от картины отказаться, уж слишком со многими непонятными трудностями пришлось столкнуться: например, конструкторы авиазавода им. Миля сделали из стратегических материалов макеты пепелаца, но они по дороге в Каракумы потерялись.
Когда директор «Мосфильма», отчаявшись в поисках, подключил КГБ, выяснилось, что макеты отправили аж во Владивосток. Но и на этом злоключения съемочной группы не закончились. Декорацию «Корабль в песках» разнесло ураганом. Подземный пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал «Лихтваген» — водитель был мертвецки пьян. А ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. «Знаете, оператор Паша Лебешев был уверен, что нам пакостят инопланетяне, о которых мы снимали фильм, — вспоминает Г. Данелия. — Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду. Иногда я думаю, что он был прав».
КОСТЮМЫ ИНОПЛАНЕТЯН
Были и проблемы с костюмами: в то время в пошивочных цехах «Мосфильма» работали для картины Сергея Бондарчука «Борис Годунов» и на что-то другое у них просто не оставалось времени. Данелия решил обходиться своими силами. «Инопланетян» одели в то, что нашли в костюмерных «Мосфильма»: например, ботинки на Евгении Леонове — из картины «Тиль Уленшпигель».
Летчики подарили группе старые летные костюмы, их тоже задействовали. Кое-что раскопали, в прямом смысле этого слова, на свалке.
Так Ирина Шмелева, актриса, исполнившая роль Тачаночницы, рассказывает: «До сих пор перед глазами такая картина: Георгий Николаевич Данелия стоит на помойке над черным пальто, топчет его ногами, чтобы оно выглядело именно так, как ему надо. А потом еще отрывает у него рукав... У меня был наряд, сшитый из разных кусочков кожи. На меня примеряли различные варианты костюмов, а когда в перерыве между двумя примерками я набросила на себя какую-то тряпку, просто чтобы не стоять раздетой, Г. Данелия вдруг сказал: «Вот так и будешь сниматься!» Но на этом дело не закончилось, режиссер «втыкал» мне в голову кучу пружинок, но и это ему не понравилось, в результате на меня нацепили жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые были необходимы».
ТРУДНЫЕ СЪЕМКИ ПОДКОСИЛИ ЗДОРОВЬЕ АРТИСТОВ
Пески, дикая жара и перелеты из Москвы в Каракумы подкосили здоровье артистов. Планировалось ехать в Каракумы весной, но съемочная группа попала туда летом, в период дикой жары. Съемки начинались в шесть часов утра. А к 12 часам дня работу приходилось приостанавливать.
«Когда мне позвонил Данелия и пригласил у него сниматься, я так обрадовался этому предложению, что, не раздумывая, согласился, — рассказал Юрий Яковлев. — Прочитав сценарий, правда, ничего не понял, но решения не изменил. Но все мои восторги, почти как по В. Маяковскому, «разбились о быт». Это был самый тяжелый фильм в моей жизни: пески, дикая жара и перелеты раз в три дня в Москву, чтобы отыграть спектакль в Театре Вахтангова — и обратно. И так все лето и осень. Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества».
Так же трудно приходилось и другим актерам: Станислав Любшин и Евгений Леонов тоже продолжали играть спектакли в Москве, первый — во МХАТе, второй — в «Ленкоме». Кроме того, фильм снимался при постоянных доработках сценария. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст, который за ночь все выучивали. Но за ночь режиссер с Резо Габриадзе успевали полностью переписать сцену и утром выдавали совершенно новый текст.
МУЗЫКА
Музыку к фильму писал грузинский композитор Гия Канчели. Его в свое время порекомендовал Г. Данелия композитор Андрей Петров, когда выяснилось, что сам он поработать над картиной не сможет.
В «Кин-дза-дзе» звучит музыка «инопланетян», и она должна была быть не только примитивной, но и неблагозвучной. Г. Канчели написал мелодию. Но Г. Данелия не понравилось, по его мнению, это была слишком сложная мелодия, которую нужно было упростить.
«Когда я ему это сказал, он возмутился, — рассказал Данелия, — и с омерзением сыграл упрощенный вариант на пианино. На следующий день стали записывать музыку в студии. Вызвали всего двух музыкантов. Пианист искал подходящие звуки в синтезаторе, а скрипач старался, чтобы скрипка звучала как можно фальшивее». Но и этого Г. Данелия оказалось мало: «Я считал, что должно быть еще хуже. Сам взял скрипку в руки, и мою игру признали такой омерзительной, что дальше некуда. Но чего- то все равно не хватало... И тут я увидел — в углу валяется старый ржавый замок. Попробовал — замок раскрывался с очень гнусным скрипом. Попросил скрипача поиграть на замке... Опять не то». «Надо было еще упростить мелодию. Г. Канчели чуть плохо не стало, ведь там всего четыре ноты. В итоге договорились оставить две. Для композитора, который писал симфонии, это было невыносимо, и я решил, что, пока мы будем записывать этот номер, Гия посидит в музыкальной редакции. Сидим с ребятами в студии, и тут приходит нам в голову попробовать бритвой поскрести по стеклу. Это оказалось именно то, что нам нужно. Но вот беда — никто не соглашается нам помочь «играть» на стекле. В итоге я вызвал Г. Канчели. И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу», — рассказал режиссер.
ЦИТАТЫ
* «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и Владимир Николаевич тоже...»
* «Вместо того, чтоб все время думать, что ты первый грузинский космонавт...»
* «Как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок... Ку!»
* «Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти... макароны».
* «Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»
* «Прораб! Скрипач не нужен...»
* «Ну и зараза же ты, родной...
— Он хуже.
Он — просто кю!»
* «Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
— Ну, это на глаз...
— Дикари!»
* «У тебя в голове мозги или кю?!»
* «Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!»
* «Небо... небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач...»
* «Что они хотят?
— Ку они хотят...»
* «Это твое заднее слово?
— Заднее не бывает...»
Краткий чатлано-пацакский словарь
Кц — спичка
Цак — колокольчик для носа
Эцих — ящик для узников
Эцилопп — представитель власти
Пепелац — межзвездный корабль
Гравицаппа — деталь от мотора пепелаца
Кю — допустимое в обществе ругательство
Ку — все остальные слова
Выпуск газеты №:
№90, (2006)Section
Культура