За премьерами — на Подол
В этом сезоне некоторые столичные театры оказались просто-таки рекордсменами...
В основном по количеству поставленных спектаклей. Одно из «призовых» мест, бесспорно, занимает Киевский академический драматический театр на Подоле под руководством Виталия Малахова. В течение года в репертуаре этого театра были: и современная пьеса, и украинская классика, и сценические произведения, апеллирующие к молодому зрителю...
ЖИЗНЬ В АНТРАКТЕ
Театр захватывает, интригует, заставляет смеяться или же лить слезы, побуждает духовно обогащаться или призадуматься над философскими проблемами. Можно проникаться страданиями героя или дистанционно наблюдать за развитием сюжета. Однако самое интересное происходит тогда, когда актеры покидают зрительный зал, идя за кулисы. Именно так часто думают зрители, потому, что именно после спектакля, или, во всяком случае, в антракте продолжается настоящая жизнь. Интриги и счастливые мгновения, боль, слезы или даже коварные поступки, а иногда и любовь — все происходит на самом деле, и неограниченно временем одной сценической истории. Вероятно, зная популярность темы «за кулисами» известный нынче драматург Александр Мардань (автор пьес «Очередь», «Последний герой», поставленных на киевской сцене Дмитрием Богомазовым) написал пьесу «Антракт». А постановщик Виталий Малахов и режиссер Сергей Бойко, понимая благодарность и «самоигральность» такого материала, создали по этой пьесе спектакль на сцене Театра на Подоле.
Большинство диалогов актрис провинциального театра (Тамара Плашенко, Мария Рудковская, Ирина Грищенко, Анна Саливанчук и Татьяна Печонкина) продолжаются в их гримерке, где на поверхность всплывают события из их личной жизни, проблемы, а также внутренние интриги. Однако такие обстоятельства являются для них вполне обыкновенными. Они еще мечтают расправить крылья, однако уже не очень надеются. Но их покой нарушает приезд популярного режиссера Павла Богомолова (Сергей Бойко), который начинал свое становление именно в этом театре, а, кроме того, в свое время успел «появиться» в жизни почти каждой из актрис. Богомолов сначала планирует поставить пьесу, в которой присутствуют откровенные реплики и интимные сцены, однако все, кроме молодой и дерзкой Ирины, отказываются участвовать в спектакле. Но потом он предлагает пьесу «Антракт», давая каждой из актрис ту роль, которая отвечает ее внутренней сущности (мать, сестра, жена, любовница, дочь), побуждая к откровенности. Читая монологи, актрисы открываются. Однако режиссер едет из города, оставляя на память об общей работе только видео, на котором — запись репетиций. Таким образом каждая из актрис имеет возможность не только увидеть себя как будто глазами постороннего человека, но и внимательнее заглянуть в собственную душу.
ЭЛИКСИР МИЛОСЕРДИЯ
Не обошли вниманием в Театре на Подоле и социальные проблемы сегодняшнего дня (наркомании, СПИДа). И, вместе с тем, — тему одиночества, общественного отчуждения и горькой боли за свое будущее. Представление «Летний вечер в раю» в постановке Виталия Малахова и Ольги Татариновой по пьесе современного драматурга Сергея Щученко — это история трех молодых людей, которым за короткий срок пришлось пережить и горькую печаль, и боль потери, и страстную любовь. Они встречаются в простом городском кафе — на этой территории и соединяются их души и судьбы.
Маша (Елена Свирская) — не нашедшая себя девушка, ее удручают повседневные заботы и однообразие жизни. Саша (Сергей Гринин) — молодой парень, влюбленный в Машу. Однако одиночество и жизненная неустойчивость сделали его наркоманом; позже он узнает, что болен СПИДом. Герман (Мирослав Павличенко) — иностранец. Он знакомится с Машей в кафе, влюбляется в нее и предлагает ей выйти замуж, обещая счастливое и материально обеспеченное будущее. Однако никакие материальные блага не смогут сделать человека счастливым, если он лишен возможности любить и быть спасением, другом и поддержкой для любимого человека. И не зря девушка, несмотря на яркие перспективы, возвращается к больному и одинокому Сашке.
Спектакль «Летний вечер в раю» — социально актуальный и вместе с тем очень камерный, интимный. Во время просмотра вспоминается известная кинолента Алана Бадоева «Orangelove», кино, также апеллирующее к природным (а не приобретенным) человеческим качествам — милосердию, добру и способности к самопожертвованию.
ЗЕРКАЛО МУДРОСТИ
Материалом для спектакля «Зеркало Сен-Жермена» (постановщик — Виталий Малахов, режиссер — Андрей Пархоменко) стала пьеса культового мастера интеллектуального детектива Бориса Акунина. По сюжету этой эксцентричной комедии, зеркало — предмет известного философа и алхимика, которое в то же время имеет символический смысл (многоизмеримость времени и пространства, отображение прошлого и современного) — способное исполнять желания, даже если они произнесены случайно или просто необдуманно.
Этот волшебный элемент интерьера позволяет современности и прошлому поменяться героями. И то, как они будут вести себя в необычной для них ситуации, и решит их судьбу. Но несмотря на эпатажные выходки действующих лиц, их бессмысленные поступки и проявления полной неадаптируемости к предлагаемым обстоятельствам, они открывают для себя настоящие истины. Тогда и мир кажется им более привлекательным, несмотря на время и пространство, в которое они попали.
Итак, «новый русский» Вован (Андрей Пархоменко) становится более корректным, мудрым и рассудительным; ему даже удается построить бизнес там, где коммерция в обычном для него смысле вообще не существует. Вместо этого Томский (Игорь Славинский) начинает принимать правила игры будущего, не теряя при этом естественной для него воспитанности.
Спектакль «Зеркало Сен-Жермена» — игровой, эксцентричный. Эта комедия ситуаций воспринимается как сплошная пародия на «современные культы» (рекламный бизнес, материальные блага). А кроме того, подвергает просто-таки безжалостной критике некоторые «приобретенные» особенности сегодняшнего дня — искривление ценностей, жизненных приоритетов, подмена понятий и игнорирование вечных ценностей духовной жизни человека, важных в любые времена.
СТРАСТИ КАЛИТКИ
Несмотря на особую ответственность в работе с украинской классикой, в Театре на Подоле все же взялись за постановку пьесы И. Карпенко-Карого «Сто тысяч». Причем роль Герасима Калитки досталась Богдану Бенюку, у которого уже есть опыт работы с этим материалом.
Спектакль Виталия Малахова демонстрирует актуальность проблематики комедии «Сто тысяч». Хотя и комедией в чистом виде ее назвать довольно сложно. Дело в том, что герой Богдана Бенюка не иллюстрирует тезис «обогащение ради обогащения», и характер Калитки воспринимается, скорее, в драматическом, даже философском ключе. Он — настоящий хозяин, умело ведет хозяйство, берется за дела с особой ответственностью и мудро относится к любым жизненным ситуациям. Даже его психологический портрет побуждает к неоднозначному толкованию. Он то рассудительный и внимательный, то раздраженный, а иногда даже несколько сентиментальный. Спектакль Виталия Малахова в очередной раз подтверждает мнение, что режиссер, при постановке того или иного текста, не только вступает с автором в диалог, но и прибегает к полемике.
P.S. Напоследок хочется отметить, что это не весь перечень премьер, появившихся на сцене театра за прошлый год. Будут ли отмечены представления специалистами?.. Впрочем, церемонии вручения столичной театральной премии «Київська пектораль» осталось ждать недолго. Поэтому время покажет...
Выпуск газеты №:
№17, (2009)Section
Культура