Зачем мы идем в театр?
Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Часто искусство перпендикулярно жизни, и в этом его сила»
С нынешней осени в нашей столице наблюдается театральный бум. Хотя, казалось бы ситуация к этому не благоприятствует, так как на востоке фактически идет война. В №234-235 «День» попытался исследовать, почему люди пошли в театр и что привлекает зрителей. Своими мыслями уже поделились руководители Театра им. И. Франко, Молодого театра, Национальной оперы, Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, Театра на Подоле. А вот что думает по этому вопросу художественный руководитель Театра им. Леси Украинки:
— Жизнь заставила меня более скептично взглянуть на формулу «Когда гремят пушки, молчат музы». Мне кажется, что в это непростое время люди все больше стремятся к духовному, человеческому. Именно этот «допинг» обусловил тот всплеск зрительского интереса, который мы наблюдаем сегодня. В театр стали ходить не только за тем, чтобы отдохнуть, расслабиться, посмеяться, но и за тем, чтобы, может быть, подсознательно прикоснуться к вечным человеческим истинам. Отсюда несколько иные предпочтения относительно жанра. Комедия, особенно высокая, безусловно, продолжает пользоваться успехом у публики, но драма человеческих страстей, тяготеющая к гармонии, идеалу, всему лучшему, что есть в человеке, востребована гораздо больше, нежели семь или даже два года назад. В этом тоже ощущение сегодняшнего дня, текущего момента.
Поэтому «Насмешливое мое счастье» — спектакль, поставленный в 1966 году, — до сих пор собирает полные залы. У нас аншлаги на Мольера, Островского, Шекспира и, как это ни странно, Тургенева, чью пьесу «Нахлебник» мы поставили впервые в Украине. Казалось бы, спектакль не кассовый, но уже второй год пользуется огромным спросом.
«Везде один...» — спектакль, посвященный жизни и творчеству Тараса Шевченко, — полюбился не только столичной публике, но прошел с аншлагами на гастролях в Черкассах и Львове... Постановки, идущие на малых сценах нашего театра, также любит зритель: «Клавдия Шульженко. Старинный вальс», «Ненормальная», «Жирная свинья»...
Можно сказать, что в последнее время зритель стал меньше ходить на имена. Хотя любимцы публики, безусловно, есть, и мы ощутили это в полной мере, когда пару недель назад пришлось отменить «Деревья умирают стоя». Поклонники Валерии Заклунной были очень расстроены. Но в основном сегодня ходят на автора, а может быть, даже на интерпретацию автора театром. Хорошо, если театр сумел найти в пьесе простую человеческую историю, и в этой истории есть тяготение к гармонии. В ней все мы сегодня испытываем острую необходимость. Ведь чем чаще нарушается гармония в жизни, тем более человек стремится отыскать ее в трехмерном пространстве сцены. В советские времена в «Литературной газете» была рубрика «О пище духовной, как о хлебе насущном». Вот сейчас, мне кажется, людям нужно именно это.
К нам приходили волонтеры, брали билеты для бойцов АТО. Пообщавшись с этими ребятами после спектаклей, я понял: происходящее на сцене их тронуло до глубины души. Часто искусство перпендикулярно жизни, и в этом его сила. И здесь важно угадать с материалом. Понять, что именно поможет восстановить гармонию в тот или иной период жизни страны. Я, например, неплохо знаю Достоевского, ставил спектакли по его великим романам. Но сегодня за него не взялся бы. Мне кажется, Тургенев с его душевностью, призывом к человечности куда более близок, даже необходим современному человеку, нежели больные драмы о свинцовых мерзостях жизни Достоевского. К этому автору сейчас стоит прикасаться крайне осторожно.
Повлияло ли на всплеск зрительского интереса отсутствие российской антрепризы? Да, это сыграло свою роль, пусть и небольшую. Честно говоря, я, несмотря на уважительное отношение к российскому искусству, к российскому театру, считаю это явление крайне положительным. Ведь к нам привозили в основном вчерашних звезд, продукцию очень среднего качества, а иногда и просто никчемную. Поэтому, думаю, наш зритель ничего не потерял.
Выпуск газеты №:
№236, (2014)Section
Культура