Загадки и страшилки
В Киевском ТЮЗе состоялась премьера «Двух кленов»
Спектакль по сказке Евгения Шварца поставила режиссер Ирина Стежка. Новая работа тюзовцев впечатлила зрителей зрелищностью, колоритом и... страшилками (в духе фильмов ужасов). Добавляла эффекта дымовая завеса, пускаемая в зал для пущего страха... Вдруг перед сценой из темноты возникали два чудища в виде огромных деревьев. Они набрасывались на главную героиню — Василину (Иоланта Пелепчук), которая кричала, отбивалась, пытаясь убежать. Но чудища ее настигали и продолжали терзать... Дети вдавливались в свои кресла с расширенными от страха глазами, смотрели, что же будет дальше...
Так неординарно начала «читать» пьесу классик советской драматургии Евгения Шварца режиссер. Хотя этот драматург-сказочник всегда отличался легким чувством юмора, а его произведения — кладезь доброй мудрости, тонкого вкуса и полного отсутствия грубого насилия и, тем более, жестокости. Можно вспомнить несравненные шварцовские пьесы: «Обыкновенное чудо», «Золушку», «Сказка о потерянном времени», по которым поставлены знаменитые фильмы, на которых выросло несколько поколений зрителей. Поэтому несколько странно, что Ирина Стежка пошла по «кровожадному» пути в своей сценической сказки «Два клена».
Отсутствие четких задач у актеров сквозило в каждой сцене. Главная героиня Василина у Шварца — символ отваги, мужества. Она вступает в борьбу с Бабой Ягой и прочей нечестью, чтобы освободить своих сыновей. А спектакль ТЮЗа почему-то был нацелен на развлечение зрителей. Глубокой мысли и поучительных моментов в спектакле не наблюдалось. А ведь дети, как известно, сразу всему подражают и копируют (как хорошее, так и плохое). Странно выглядела и Баба Яга ( Марина Андрощук), которая превращалась... то в Кармен, то других колоритных девиц, но в с ужимками путан. Вся разноцветная мишура в виде костюмов Бабы Яги, ее эротических танцев с младшем сыном Василины, напоминали заезжий балаган, наспех сколоченной труппы. А как результат режиссерских изысков — маленьким зрителям понравилась разбитная Баба Яга и совсем не произвела на них впечатление блеклая Василина. А ведь в сказке все должно быть как раз наоборот. Вот и получился спектакль о Бабе Яге, которая молодиться, посещает косметические салоны и Бразильские карнавалы... А такой крен непозволителен, и если уж дополнять драматурга, то нужно это делать со вкусом.
Сценография спектакля тоже не блистала разнообразием. Картинка не менялась на протяжении двух часов. Две огромные коряги на сцене, в которых трудно было опознать те самые два клена (в них и находились заколдованные сыновья Василины), да еще периодически въезжала инвалидная коляска Бабы Яги, оснащенная различными пищалками и зеркалами... и это мигание, дым и гром стало, так сказать, сценографией постановки.
В спектакле «Два клена» конфликт превратился в увеселительное путешествие героини к Бабе Яге, а по пути ей встретились Медведь, Пес и Кот. Хотя в каждой сказке всегда мораль — «добрым молодцам урок»… А чему научит маленьких зрителей этот спектакль тюзовцев? Можно понять желание режиссера отойти от консервативных решений и привнести что-то оригинальное в сказку. А уж если подражать старым фильмам ( как, например, здесь — «Новогоднее приключение Вити и Маши» с обаятельной и комичной Бабой Ягой), то это дело вообще не благодарное. Тем более, что дети режиссерский «ход» вычисляют моментально.
Все-таки сказка «Два клена» у Шварца героическая, даже патриотическая. Ведь сыновья Василины — защищают родную землю, а в спектакле нота героизма совершенно утрачена. «Красочные выходы» Бабы Яги напрочь затмевают сцены борьбы и освобождения заколдованных богатырей. Словом, все в новом спектакле перепуталось и сместились акценты. Впрочем, действие развивалось стремительно и зрители не скучали...
Выпуск газеты №:
№184, (2007)Section
Культура