Животные так похожи на людей!
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090317/445-7-2.jpg)
В Музее украинского народного декоративного искусства проходит выставка керамики «Мария Галушко. Возвращение». Увидев работы киевского мастера, вы по-новому посмотрите и на окружающий вас мир.
В своем классическом понимании «наивизм» — течение, сформировавшееся в 20—30-е годы XX века и олицетворяющее душевный порыв как непрофессионалов (Нико Пиросмани, Анри Руссо, Бабушка Мозес, Мария Примаченко), так и начинающих профессионалов (Марк Шагал). Наивизм как отдельное направление искусства долго оставался в тени традиционно-академической школы. Но при этом он не страдал от отсутствия внимания публики, а через полстолетия занял достойную позицию по отношению к существующим культурным категориям. Наивизм — самостоятельная, независимая позиция изобразительного творчества, не ограниченная в поиске, и проект «Мария Галушко. Возвращение» — яркое тому подтверждение.
Имя Марии Глушко вошло в художественную жизнь Киева в 70-х годах XX века благодаря энергии творцов-монументалистов Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, которые открыли и опекали ее необычный, мощный талант. Под их же опекой художница создала свои первые творческие работы, сразу определив свой особенный стиль.
Будучи фантазером и сказочником, Мария умеет придавать обычным персонажам ирреальный или символический характер, приукрашивая их выдумками из цветочных композиций. Она гостеприимна к зрителю и охотно приглашает в свой удивительный мир. Любимым для нее остается анималистический жанр, характерный, превращающий привычные изображения животных в забавный условный бестиарий. Керамические животные художницы лицом похожи на людей. В ее работах туловища, лапы, копыта, рога — как у настоящих животных, а мордочки наделены человеческими глазами и точно передают многообразную мимику человеческого лица. Иронично обыгрывая образы своих земляков — ташенцев, художница придает им легкое интимное звучание, точно улавливая при этом характер и настроение каждого. В конце 60-х она активно работала над серией «Свадьба», создавая ироничные портреты односельчан. Здесь и отец с матерью, встречающие молодоженов, и музыканты, и сваха с кружкой, и даже сам черт...
Как рассказала «Дню» заведующая отделом керамики Музея украинского народного декоративного искусства Ирина Бекетова, персонажи мастера реальны.
— Это ее односельчане, которых она любит, помнит и очень трогательно о них рассказывает. Здесь присутствуют как собирательные образы, так и конкретные. Например, Петрик пасет овец; или играют трое музыкантов; бабы о чем-то болтают у колодца. «Микола» — это воспоминания о сельском парне, который хорошо играл на балалайке и пел. Работа «Пан Черт» — воспоминания о деде Максиме (однажды он увидел, как пан в одежде прыгнул в речку). Ее животные — это тоже реальные образы — коровки и лошадки, чьи имена она знает и помнит. Мастерица часами лепит каждый лепесток, каждую травинку и каждую веточку, чтобы затем прикрепить их на тело животного, создавая, таким образом, своеобразный орнамент...
К сожалению, в 90-е годы имя Марии Галушко было незаслуженно забыто. И только сейчас, благодаря совместным усилиям научных работников Музея украинского народного декоративного искусства, Национального музея народной архитектуры и быта Украины, куратора выставки, члена Национального союза художников Украины, лауреата творческой премии им. Катерины Билокур Марины Семесюк, проект «Мария Галушко. Возвращение» стал возможным. Выставка радует добротой и душевным теплом.
Выпуск газеты №:
№45, (2009)Section
Культура