Перейти к основному содержанию

Жизнь без антракта

В Киеве отметили 100-летие известного театрального режиссера Леонида Варпаховского
28 августа, 18:47

В Русской драме прошел вечер памяти этого мастера сцены. На нем была показана премьера документального фильма «Без антракта» (театральные истории, рассказанные Анной Варпаховской). Автор и режиссер ленты Галина Долматовская считает, что этот фильм появился благодаря участию и фактическому соавторству дочери легендарного режиссера актрисы Анны Варпаховской, которая сумела воссоздать картину непростой судьбы Леонида Викторовича, творчество которого яркой страницей вписано в историю искусства украинского и российского театров. А «мостик» времен соединил события сегодняшней жизни с днями, оставшимися под грифом «воспоминания». В кадре Анна Варпаховская начинает рассказ об отце в Монреале, своем нынешнем месте жительства, где ее усилиями и под ее руководством довольно успешно существует Русский театр им. Л. Варапаховского...

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА КОЛЫМУ!»

Богатейший архив режиссера, сохранившиеся телеверсии спектаклей, поставленных им в различных театрах (в общей сложности Варпаховский поставил 68 спектаклей), дают возможность достаточно подробно воссоздать этапы жизни талантливого театрального мастера, замечательного человека, на судьбу которого несправедливо выпало 17 лет сталинских лагерей и другие трагические события. Кто как не дочь, свято относящаяся к памяти и наследию отца, может вспомнить историю их семьи; рассказать о знакомстве родителей в лагере; их большой любви; о творческих методах режиссуры Варпаховского, следующего урокам своего учителя — Всеволода Мейерхольда. Анна Леонидовна с теплотой близкого человека и точностью библиографа «ведет» зрителя жизненной дорогой своего отца. Через его личную историю воссоздается судьба эпохи, времени, в которое выпало жить и творить режиссеру.

Однажды Варпаховского спросили, благодаря чему в страшные сталинские годы он выжил? И Леонид Викторович ответил: «Театр и любовь — я был очень легкомысленным человеком»! За «легкомыслием», приписываемым себе режиссером, скрывалась его недюжинная сила воли, потому что легко переживать пребывание в сталинских лагерях вряд ли удавалось. И сил этих у Леонида Викторовича хватило на то, чтобы выжить, не сломаться и продолжить заниматься любимым делом. Он любил повторять: «Хочется сделать еще много чего-то нового»...

Очередной кадр фильма — вид заснеженного Магадана и плакат «Добро пожаловать на Колыму!» С грустной двусмысленностью воспринимается сейчас это «приглашение». Но для Анны Варпаховской это возвращение в детство, здесь жила их семья, в Магаданском театре работал отец. Фоном звучит музыка из «Травиаты», той самой оперы, работа над которой свела ее родителей. Все оживает в памяти, когда Анна Леонидовна через много-много лет видит свой дом, садится на деревянную скамью во дворе. Трудно сдерживать слезы... Может, провидение делает ей царский подарок: у Варпаховской появляется возможность осуществить постановку на сцене Магаданского театра. Той самой, на которой ставил ее отец. А затем идут кадры знакомства актрисы и будущего режиссера с театром, коллективом, репетиции и, наконец, премьера знакового для ее отца спектакля «Волки и овцы».

Обстоятельно представлен в фильме киевский период Леонида Варпаховского, работа над составившими славу театра им. Леси Украинки спектаклями «Давным-давно», «Мораль пани Дульской», «Дни Турбиных», «На дне», «Деревья умирают стоя»...

Финальные кадры фильма — под звуки песни с красноречивым рефреном «Я свободен!..» по выбоинам заснеженной колымской дороги неспешно движется старый автобус. Лицо едущей вместе с членами съемочной группы Анны Варпаховской по-настоящему счастливо. Она выполнила задачу исследователя, миссию наследницы, продолжательницы дела... Для памяти не существует расстояний. А масштаб колымских просторов, уходящих далеко за горизонт, словно подтверждает масштаб личности Леонида Варпаховского.

«В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ»

Вторая часть вечера «перенесла» зрителей в уютную домашнюю обстановку. На малой сцене Русской драмы за столом у самовара и чаем собрались друзья. Борис Курицын, заведующий литературной частью театра и автор книги о Леониде Варпаховском, образно назвав эту встречу «в кадре и за кадром», приветствовал «сошедшую с экрана» Анну Варпаховскую, приехавшую из Канады, чтобы участвовать в юбилейном праздновании отца, а заодно и сыграть одну из главных ролей в спектакле «Бабье лето» (одна из премьер минувшего сезона).

Известная актриса Александра Смолярова, работавшая с Варпаховским и хорошо знавшая его, рассказала, что Леонид Викторович был личностью уникальной, ни на кого не похожей. Он обладал особым качеством — верой и уважением к актеру. Если что-то не удавалось в спектакле, он никогда не обвинял актера, всю ответственность брал на себя. А Николай Рушковский, популярный артист, педагог, тоже хорошо знавший режиссера, сказал, что «Леонид Викторович — человек-легенда».

Недавно Музей театра им. Леси Украинки пополнился уникальным фотоальбомом, в котором режиссер собрал фотографии, запечатлевшие процесс работы над спектаклем «Давным-давно». А заместителю директора киевского Музея М. Булгакова Кире Питоевой Анна Варпаховская передала рукопись романа «Записки покойника» с авторским посвящением Леониду Викторовичу (Варпаховский дружил с Булгаковым).

«ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ»

После спектакля «Бабье лето» нам удалось пообщаться с Анной Леонидовной Варпаховской.

— Как родилась идея документального фильма?

— В последнее время меня очень занимает документальное кино. Я посмотрела несколько фильмов Галины Долматовской, она очень талантливый режиссер, сняла имевшие резонанс картины о Фурцевой, Серовой, Мозжухине. Я сама к ней пришла и сказала, что могу рассказать интересную жизненную историю о своем легендарном отце. Может, нам попробовать сделать об этом картину? И я начала рассказывать взахлеб все истории отца, она заинтересовалась. Стала изучать все материалы, знакомиться с архивами, находящими в Бахрушинском музее, они богатейшие, и вот таким образом работа началась. Долматовской очень понравилась перспектива кинопутешествия от Монреаля до Магадана, идея связи времен и поколений. А когда в Магадане мне предложили поставить спектакль (хотя поначалу я всячески отнекивалась — я же актриса, а не режиссер), то Галина убедила меня. Она говорила: на этой сцене познакомились твои родители, здесь работал отец, будучи заключенным, а теперь ставишь ты, и фильм расскажет не просто архивную историю, а историю с продолжением, о театральных традициях. Я благодарна Долматовской за это, потому что поверила в себя, подружилась с коллективом театра и даже уже поставила там второй спектакль — «Волки и овцы». Работа над фильмом длилась два года. Недавно состоялась премьера в Москве. Ныне я хочу решать вопрос о показе фильма на телевидении, чтобы с ним познакомилась более широкая аудитория. А еще планирую проехать с этой картиной по городам США и Канады, где мы играем свои спектакли с Театром им. Л. Варпаховского.

— Ваш театр в Канаде существует 12 лет, и за океаном люди узнают о режиссере Леониде Варпаховском...

— На каждом спектакле наши зрители имеют программку, в которой подробно написано о Варпаховском: что он поставил, где и как работал. Благодаря нашим усилиям за рубежом о нем сейчас больше знают, чем в Украине и России. Долгое время я обижалась, что на родине очень мало внимания уделялось творческому наследию отца как режиссера и личности, а сейчас почувствовала, что что-то изменилось, появился интерес. Это радует, потому что Леонид Викторович был поистине большим режиссером, с высочайшего уровня образованием: театральным, музыкальным, литературным, философским. Он был яркой личностью, разносторонне образованным человеком высокой культуры. Он учился у Всеволода Мейерхольда, видел спектакли Станиславского, работал с художниками Кукрыниксами. Отец заслужил по праву, что его помнят и ценят. Я считаю, что судьба обидела Леонида Викторовича. Поэтому хочу воздать ему то, чего он недополучил при жизни. Планирую переиздать его книгу — это настоящий учебник по режиссуре. У отца каждый спектакль, над которым он работал, был расписан до мелочей, все было четко продумано, поэтому спектакли его получались такими совершенными. Так нынче постановщики не работают. У Варпаховского была высочайшая культура решения сценического пространства. Уверена, его наследие может служить хорошую службу и режиссерам, и молодым актерам.

— Сколько вам было лет, когда умер Леонид Викторович?

— Двадцать шесть.

— Он видел вас на сцене?

— Отец дал мне роль в своей последней постановке — спектакле «Волки и овцы» в Московском театре им. Станиславского. Мама очень хотела, чтобы я поработала с ним, а папа сопротивлялся. Он не представлял, что может дать роль дочери, но все же, когда пошел на уступку, то тщательно репетировал со мной роль Глафиры, очень волновался, получится ли. После генеральной репетиции сказал, что ему понравилось, как я работаю... А вот премьеру он уже не увидел: я сыграла ее на следующий день после его смерти. Кстати, за роль Глафиры я, тогда начинающая актриса, получила премию. Знаете, только спустя годы осознала, что актерской профессией овладела благодаря отцу. Это были мои настоящие театральные университеты.

ТЕАТРАЛЬНАЯ «БАЦИЛЛА»

— Это Леонид Викторович подвигнул вас к решению стать актрисой?

— Нет. Отец считал, что актерство очень тяжелый труд, и далеко не все зависит от таланта, слишком много привходящих. Поэтому он не хотел видеть меня актрисой, но я ведь выросла за кулисами, постоянно ездила с родителями на гастроли, присутствовала на всех репетициях отца и просто «заразилась» театром. Меня поддержала мать: «Леня, пусти ее в актрисы, потому что она тебе потом скажет — ты сломал мне жизнь»! Я не представляла, что могу заниматься чем-то другим, кроме театра. И эта «бацилла» сцены не дает мне покоя до сегодняшних дней. Я когда уехала в Канаду, уже через полгода играла на сцене с французским актерами на французском языке, т.к. жизни без театра не мыслю!

— Сколько названий на афише Русского театра им. Л. Варпаховского?

— Мы — театр антрепризный, играем 13 названий, но приходится все время репетировать что-то новое. Русская диаспора в Канаде не такая уж большая, зрительский потенциал достаточно ограниченный, поэтому приходится постоянно ставить новые спектакли. Я очень рада, что отныне мы имеем возможность играть «Бабье лето» на сцене киевской Русской драмы, ведь это особый, любимый театр, в котором шли лучшие спектакли моего отца.

— В ваших планах есть новые проекты в содружестве с Театром им. Леси Украинки?

— Намечается один новый интересный проект. Первый спектакль, который мы поставили в Канаде, был «Дядюшкин сон» Достоевского. В Киеве мы задумали возобновить его, сделать новую версию, в которой будут играть актеры-лесинковцы. В этом спектакле я тоже получила роль. Репетиционный процесс пройдет в Монреале. Премьера намечена на 30 сентября, а 8 октября ее увидят киевские зрители.

СПРАВКА "Дня"

ВАРПАХОВСКИЙ Леонид Викторович, театральный режиссер, педагог, теоретик театра. Родился в Москве в 1908 г. Окончил литературный факультет МГУ и Московскую консерваторию. Работал в московском ТРАМе ассистентом режиссера и художника (1931—1932). В 1933—1935 годах — ассистент и ученый секретарь ГосТИМа. Работая под руководством Всеволода Мейерхольда, сформировал систему его театральных взглядов, до конца жизни оставался убежденным мейрхольдовцем. В 1935 году был арестован и выслан на три года в Казахстан, в 1937 году снова арестован и осужден на 10 лет лагерей (БАМлаг, Дальстрой, Нексикан, Колыма, Ягодное, Магадан). В 1947 году был освобожден, но через пять месяцев вновь арестован. В заключении и ссылке в общей сложности провел 17 лет. В 1953 г. вернулся, в 1955-м был реабилитирован. Работал в театрах Тбилиси, Киева, Харькова, Ленинграда. С 1957 по 1961 год — главный режиссер Московского театра им.Ермоловой, с 1962 по 1970-й — в Малом театре, в 70-е годы — в Театре им. Евг.Вахтангова и Театре им.К.Станиславского. Умер в Москве в 1976 г. В 1995 году в Монреале создан Русский театр, носящий имя Леонида Варпаховского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать