Жизнь, отданная Шевченко
Украинский меценат из Канады Василий Иваницкий — организатор сооружения памятников Кобзарю в разных странах
Это был, без преувеличения, уникальный человек. Стою возле его последнего пристанища на Лычаковском кладбище во Львове. Бронзовая фигура действительно незаурядного господина, который сидит в задумчивой позе, установлена на низком гранитном постаменте. Составным элементом скульптурной композиции являются миниатюрные барельефные изображения некоторых памятников Шевченко. На постаменте высечена надпись: «Доктор Василий Иваницкий 18.01.1918—27.08.2005. Почетный гражданин г. Львова».
Кем же был он, этот неутомимый энтузиаст и настоящий украинец, для которого, судя по всему, увековечение памяти Великого Кобзаря стало самым дорогим делом его жизни?
«ОН БЫЛ ФАНАТОМ СВОЕГО ДЕЛА»
Об этом активном культурном и общественном деятеле, его роли в создании мировой монументальной Шевченкианы, к сожалению, в Украине известно немногим людям. Но среди украинской диаспоры он был заметной фигурой: недаром же в уникальной по своей значимости книжке Станислава Лазебника «Зарубежное украинство: истоки и современность» именно воспоминаниям о нем посвящен отдельный раздел «Призвание Василия Иваницкого». За рубежом хорошо знали и уважали за преданность украинскому сообществу, организацию строительства памятников Кобзарю по всему миру. Об этом увлечении доктора Иваницкого его приятель из Канады Юрий Москаль, выступая на похоронной церемонии, сказал: «Он был фанатом своего дела». С моей точки зрения, товарищ был прав, весьма подходяще отметив, благодаря чему оно, это дело, стало возможным. Еще бы! Когда исчезает старательность, не остается ничего, что могло бы придать ценность нашей жизни.
А начиналось все еще в детстве. В родительском доме на стене висел портрет гениального поэта, к которому подросток относился с большим уважением. Он красовался в окружении вышитых украинских рушников. Значительное влияние на мальчика имел Кобзарь, он рано начал его читать, увлекся творчеством поэта. Поэтому можно предположить, что с того дня, как он ушел из родного дома в свет, слово Шевченко было с ним. При случае отметим, что герой этого рассказа был весьма немногословным, когда речь шла о его жизненном пути. Василий Иваницкий родился 18 января 1918 года на Ивано-Франковщине. Учился в Коломыйской гимназии. Из Украины выехал в 1937 году. Учился в Польше, Германии. Получил степень доктора экономических наук. Кроме украинского, свободно владел русским, немецким, английским, польским, испанским языками. В 1946 году эмигрировал в Аргентину. Занимаясь в Буэнос-Айресе бизнесом, он проявил себя активным организатором украинского сообщества в этой стране, возглавив Украинскую центральную репрезентацию. Впоследствии выступил одним из инициаторов создания в 1967 году Мирового конгресса свободных украинцев (ныне — Мировой конгресс украинцев).
«В историю украинства Аргентины, всей Южной Америки, — отмечает Станислав Лазебник в своем публицистическом произведении, — Василий Иваницкий навсегда вошел как организатор строительства памятников Тарасу Шевченко в разных странах. Это стало для него самым главным призванием в жизни. «Подвиги проходят, а памятники остаются», — любил он повторять афоризм римского поэта Овидия».
Большинство монументов Кобзарю, сооруженных при участии пана Иваницкого на территории Северной и Южной Америки, — настоящие памятники-подарки местным украинским общинам, поражающие высоким мастерством скульпторов в воссоздании образа Шевченко. Впрочем, увековечение памяти Шевченко было только одним из проявлений многогранной натуры Василия Иваницкого. Кроме установления памятников Кобзарю, он еще активно помогал просветительским заведениям Украины, организовывал гастроли украинских исполнителей в Аргентине, Бразилии, Канаде.
«ПАМЯТНИКИ ДОЛЖНЫ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ОБРАЗ МОЛОДОГО ТАРАСА»
В прошлом году в газетной публикации «История монументов Кобзарю» («День» № 159-160/2013) искусствовед Ярослав Кравченко обстоятельно исследовал вопрос о появлении в Украине памятников, установленных в честь гениального поэта. Поэтому, готовясь к 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко, как раз время хотя бы сжато осмотреть довольно большой вклад Василия Иваницкого в увековечение его памяти по всему миру. Иваницкий входил в состав общественного комитета по сооружению в 1964 году памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне. По оценке признанных экспертов, действительный член Королевской Академии искусств Канады, скульптор Леонид Молодожанин (Лео Мол, родом из Волыни, стал впоследствии соратником В. Иваницкого) и архитектор Родослав Жук «создали едва ли не самый интересный образ поэта, образ того Шевченко, который в свои 26-30 лет написал поэмы «Гайдамаки», «Великий льох», «Невольник», поэзии «Чигирине, Чигирине», «Сон», «Розрита могила» и т. п. Меня, тогда студента, поразило, с какой ответственностью отнесся Дуайт Эйзенхауэр к своему выступлению на открытии памятника. Отмечаю это, потому что 34-й Президент США высоко оценил его как такой, «который дает моральную силу бороться против тиранов». С тех пор прошло достаточно времени, чтобы с определенностью констатировать: истинность эти слова не утратили.
ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ ВАСИЛИЙ ИВАНИЦКИЙ НАШЕЛ НА ЛЫЧАКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ. СОСТАВЛЯЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СКУЛЬПТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ МИНИАТЮРНЫЕ БАРЕЛЬЕФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПАМЯТНИКОВ ШЕВЧЕНКО
Василий Иваницкий очень серьезно и ответственно подошел к воплощению образа Тараса Шевченко в монументальных произведениях. Будучи рьяным поклонником слова Шевченко, он считал традиционное изображение образа Великого Кобзаря — в тулупе, меховой шапке, мрачным — ошибочным. Станислав Лазебник вспоминает: «Он не был таким, — утверждал Василий Михайлович. — Памятники должны воспроизводить образ молодого Тараса в расцвете сил и надежд, красивым, элегантным». Об этом автор «Зарубежного украинства» с Василием Иваницким не раз говорил в 1991 году, когда ездили по маленьким городкам бразильского штата Парана, где принимали участие в закладке символических камней в фундаменты будущих монументов Великому Кобзарю из Украины.
В целом же такой подход следует приветствовать как позитивный сдвиг в скульптурном изображении Шевченко. Василий Иваницкий был организатором установления в 1971 году монумента молодому Тарасу в Буэнос-Айресе. Он был причастен и к сооружению памятников Кобзарю в Энкарнасьоне (Парагвай), Обере (Аргентина), Прудентополисе (Бразилия). На площадях этих городов появлялся привлекательный молодой Шевченко.
Было еще в жизни Иваницкого такое дело, как помощь украинскому сообществу из Санкт-Петербурга в установлении скульптуры поэта и художника в городе на Неве. Благодаря его личной просьбе уже упоминавшийся Леонид Моложанин, который в свое время учился в известной Академии художеств в Ленинграде, согласился подарить городу своей юности памятник Шевченко собственной работы. Свое обещание художник выполнил. Несмотря на то, что местная власть всячески тормозила реализацию этого мемориального мероприятия, в 2000 году при участии президентов Украины и России монумент Шевченко в Санкт-Петербурге был открыт.
«ВОЛНА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Украинский меценат из Канады Василий Иваницкий постоянно в эмиграции скучал по Украине и на 87 году своей жизни навсегда вернулся на украинскую землю. В марте 1997 года он учредил во Львове Всеукраинский благотворительный фонд «Фонд имени Тараса Шевченко», в котором был президентом до 27 августа 2005 года, когда в городе Льва перестало биться сердце Василия Михайловича. Эта организация заботилась о строительстве памятников великому поэту, осуществляла ряд других полезных культурно-просветительских мероприятий. Так, именно «Фонд имени Тараса Шевченко» оплатил значительную часть расходов на сооружение монумента Шевченко в Луганске. Эта же общественная организация подарила в 2003 году скульптуру поэта Севастополю. Благодаря усилиям доктора Иваницкого, как в одном из выступлений рассказывал его родственник Орест Косык, еще один памятник Кобзарю появился в Ялте.
«Ну и шевченколюб!», — скажете вы и не ошибетесь. Примите во внимание и то, что Иваницкий непосредственно причастен и к появлению во Львове монумента Шевченко и архитектурной композиции — бронзовой «Волны национального возрождения». Позволю себе опять процитировать С. Лазебника, который написал в своей книжке о том, как к жителям Львова пришел Великий Кобзарь: «...История создания величественного архитектурно-скульптурного ансамбля во Львове по инициативе Василия Иваницкого началась на... украинском кладбище на окраине Буэнос-Айреса. По его просьбе товарищество «Украина» (бывшее Товарищество связей с украинцами за пределами Украины) отправило в столицу Аргентины львовских скульпторов, братьев Владимира и Андрея Сухорских — победителей творческого конкурса на лучший проект памятника Тарасу Шевченко в городе. Возглавляемый Иваницким Фонд Шевченко создал для них все условия в мастерской в Буэнос-Айресе. Сначала была изготовлена гипсовая модель статуи молодого поэта, которая через океаны и моря прибыла в Украину. Впоследствии этот же путь осуществила и «Волна», транспортированная в двух больших контейнерах на пароходе. Памятник уже возвышался во Львове, тогда как остальная часть ансамбля отливалась в бронзе на киевском заводе «Художник».
В то время, когда шли творческие и строительные работы, в Канаде и США продолжался организованный Василием Михайловичем сбор средств на установление монументального ансамбля во Львове. Вспоминаю, как радовался он тому, что эта цель объединила украинцев Аргентины, Северной Америки и Украину, но при этом везде публично приуменьшал свою роль в этой исторической акции». Такая уж была особенность его характера — не привлекать внимание к тому, чему он способствовал в своей жизни, что важного для украинства ему выпало сделать.
Очень хорошо, что львовская власть не осталась в стороне, признала весомость сделанного им. Нелегкий труд Иваницкого ради увековечения памяти Кобзаря, его жизненное поведение могут послужить и образцом, и моральным примером для каждого из нас. Вообще я считаю: осознав, что цена, оплаченная меценатом за создание мировой монументальной Шевченкианы, слишком высока, он, по нашему мнению, заслуживает всеукраинского почитания со стороны государства. Это феномен, аналог которому в Украине трудно найти.
Иллюстрации предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№32, (2014)Section
Культура