Жизнь внутри... метафоры
В столичном Украинском доме показана премьера спектакля Ольги Данилюк «Contact Line»Сценарий — Ольги Данилюк и Дмитрия Левицкого, сценография Федора Александровича. Спекталь состоялся в рамках социального проекта «Я-ДіЯ».
На афише издалека, с противоположной стороны Европейской площади, видна надпись: «Театр нового поколения». Это читается и как технологически новый театр (например, бывает автомобиль или компьютер нового поколения), и как театр, созданный молодыми людьми. После просмотра склоняешься именно к этому второму значению. Так как участники спектакля — несколько ребят родом из прифронтовых территорий. Три года назад Ольга Данилюк делала с ними театральный проект «Письма незнакомому другу из Нью-Йорка». Тогда они были еще школьниками. Теперь это трогательно дружный творческий коллектив, хороший пример стабильности человеческого сообщества, пример, всегда редкий, а в наши ненадежные времена и подавно. Интересно, что Ольга Данилюк, выпускница Британской театральной школы, считает нашу, еще советскую, систему стационарных театров консервативной и отсталой. Но при этом сам ее коллектив демонстрирует как раз черты театра-дома — то, чего трудно достичь вне старомодного репертуарного театра. Эти молодые люди — не профессиональные актеры, но их держит вместе что-то по-человечески более теплое и важное, чем профессия.
Собственно, именно это прежде всего и ложится в основу хороших впечатлений от спектакля — а не его технология и даже не его весьма актуальная (военная, точнее — антивоенная) проблематика. Об этом стоит специально упомянуть, поскольку в пресс-релизе и в программке к спектаклю активно акцентируется именно новизна или по крайней мере модерность технологических приемов. Процитируем: «Спектакль «Contact Line» выстраивается методами современной драматургии на пересечении документалистики, театра и интерактива». Или: «Это интерактивный мультимедийный социальный спектакль, где живет действо сочетается с элементами мапинга и видеопроекциями»...
Все упомянутые компоненты в спектакле действительно есть. Но в современном нашем театре их не использует, пожалуй, только ленивый. Сами по себе эти компоненты не плохие и не хорошие. Однако, когда они соединены между собой несколько умозрительно и дидактически, то не создают целостного эмоционального впечатления. А оно таки важно, без него лучшие замыслы рискуют стать банальными. Если в обычном отечественном «мультимедийном» спектакле перед началом публике рекомендуют отключить мобильные телефоны, то здесь призывают их не выключать — ради более полной интерактивности. Вот, в итоге, и вся разница. Существенная, но хотелось бы большей.
Основополагающий принцип театра Ольги Данилюк — ничего не играть и не гиперболизировать. Исполнители действительно честно пытаются донести до публики определенные драматические истории войны — с обеих сторон фронта, а не только с «нашей стороны». В самом деле — эти ребята не играют и не «гиперболизируют». Но они же действуют внутри большой гиперболы! Игровое пространство спектакля — это некий большой аквариум, метафора войны, стеклянный лабиринт, из которого персонажам надо выбраться. Однако они (ничего не играя) живут в этой эстетично безупречной метафоре, как в обычном общежитии, и со стороны даже кажется, что им там комфортно и уютно.
И напоследок — о новизне социальной проблематики проекта «Contact Line». По словам Ольги Данилюк, «это не то, о чем обычно говорят, а то, о чем молчат... У этих молодых людей есть смелость сказать то, что идет вразрез с основным нарративом»... Ладно, но что считать у нас «основным нарративом»? Если говорить о театре — разве это не «Серые пчелы» В. Малахова и А.Куркова, не «Плохие дороги» Т. Труновой и Н.Ворожбит, не «Хлебное перемирие» С. Жадана и не все те пьесы и спектакли, где речь идет о трудно высказываемой правде нынешней войны?
Выпуск газеты №:
№189, (2020)Section
Культура