Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Звонкие аккорды «Немых ночей»

В Одессе состоялся V Международный фестиваль немого кино
11 июля, 12:27
МЕСТО ВСТРЕЧИ — ЯХТ-КЛУБ МОРПОРТА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

На фоне трагических событий последних месяцев, навязанных «благожелательным» соседом, скорбных процессий и ежедневного геройства наших ребят, казалось бы, не до культуры. Но слава безумцам, верящим в слово, визию и звук, понимающим, сколь важна гуманитарная составляющая не только для духовного здоровья нации, но и презентация ее миру. Одесский фестиваль «Немые ночи», который уже в пятый раз прошел в яхт-клубе Морпорта, под шум волн, на фоне звездного южного неба, — в этом ряду.

В 2010 году, когда стартовал фестиваль, его основной идеей было не только вернуть наследие Великого Немого, но дать возможность услышать тот «эзопов язык», который так успешно освоил кинематограф того времени. Времени жестокой цензуры. Это было особенно актуально, т.к. в нашей стране, по словам идеолога фестиваля Ивана Козленко, «наступала эпоха сумерек». За пять лет команда фестиваля создала собственную территорию творчества, неуклонно расширяя круг своих почитателей. У истоков этого удивительного действа стояли: подвижница украинской культуры в Одессе Галина Дольник; неизменный исполнительный директор фестиваля русскоязычная Екатерина Мальцева, которая вместе с фестивалем постигала украинскую культуру. И в этот «заговор постижения толерантности» включались все новые и новые люди, очень разные, которых фестиваль соединил в поисках новой идентичности, — Катерина Козленко и Наталья Эртнова, Вячеслав Касим и Ирина Медушевская, Дмитрий Абрамов и Андрей Сечковский. Заранее прошу прощения, если  кого-то не назвала из этой маленькой, но так хорошо слышащей друг друга команды, создавшей удивительную страну, где царит кино и музыка. И куда уже привычно собираются музыканты и зрители с разных концов света.

Открывала юбилейный фестиваль смешная и трогательная комедия Александра Довженко «Ягодки любви», снятая им на 2-й кинофабрике ВУФКУ в 1926 году. Эта лента, в отличие от более поздних фильмов Мастера, сделана в стиле кино Макса Линдера, Чаплина и Бастера Китона. Она полна гегов, трюков и погонь. В главной роли — Марьян Крушельницкий. Озвучил эту «довженковскую шутку», придав ей новое очаровательное звучание, этноджазовый проект FKP TRIO.

Открытием «Немых ночей»-2014 стал японский фильм «Запах горицвета» Джиро Кавата. Поражает его эмоциональность, свобода высказывания, тонкий эротизм, которому может позавидовать сегодняшний кинематограф. Тандем мастера искусства бенши — актерского перформанса-озвучки титров, базирующегося на традициях театра Кабуки и Но, — Ичиро Катаока, и виртуозного украинского джазового пианиста Юрия Кузнецова, представили зрителям незнакомый пласт наследия мировой культуры. А удивительная для своего времени японская анимация в фильме Чуцо Аодзи «Игрушечный поезд Таро», соединяющая кукольный и рисованные кадры, показала истоки столь популярного сегодня жанра анима.

Тандем Дмитрия Кирсаноффа и Надежды Сибирской, создателей потрясающего авторского кино, никогда не прибегавшего к помощи продюсеров, был представлен лентой «Менильмонтан». Это один из шедевров французского киноэкспрессионизма, полного нежного лиризма и новаторских приемов. Известнейший аккордеонист белорусского музыкального андерграунда, автор музыки ко многим классическим немым фильмам, Егор Забелов блестяще озвучил сей французский изыск.

Многие годы признанный шедевр классика немецкого кинематографа Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры», своеобразно повествующий историю женщины-вамп Лулу, был в забвении. Подвергнутый цензуре и сокращенный, благодаря усилиям энтузиастов он вернулся к зрителю в конце 1950-х. Открытием также стала умопомрачительная — как внешне, так и по своим актерским данным, актриса Лумза Брукс, вдохновившая не одно поколение режиссеров, включая французскую «новую волну». Ленту эту ярко и вдохновенно, несмотря на немалый хронометраж — 130 минут, — озвучил, украсив неожиданными импровизациями, все тот же Юрий Кузнецов.

Американский фильм «Последний приказ» Джозефа фон Стернберга посвящен перипетиям судьбы бывшего царского генерала Сергея Долгорукого, которого эмиграция забросила статистом в Голливуд. В главной роли величайший артист Эмиль Яннингс, получивший за нее первого в истории «Оскара» за лучшую мужскую роль. Веселые американские ребята из ALLOY ORCHESTRA, давно и успешно работающие в области новой музыки для немого кино, с энтузиазмом озвучили этот фильм, вплетая в свои музыкальные пассажи известные русские мелодии.

Даже на фоне яркой, разнообразной и насыщенной программы фестиваля этого года фильм «Алим», созданный на 2-й кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным, был актуальнейшим открытием. Сценарий картины написан Мыколой Бажаном по мотивам пьесы крымскотатарского поэта и драматурга Ильчи Умера, рассказывает историю татарского Робин Гуда. Она несколько плакатная, но полна приключений, любви и борьбы. Примечательно, что тайным распоряжением «Укринфильма» от 21 апреля 1937 года фильм был запрещен к показу, а копии должны были быть уничтожены. Вопреки всему — картина на украинских экранах, и это укрепляет веру в нашу общую победу.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

«В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ПРАВИТЕЛИ, КОГДА ЕЗДИЛИ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С КЕМ-ТО, ВСЕГДА ВОЗИЛИ С СОБОЙ МУЗЫКАНТОВ»

Специально для создания музыкальных импровизаций к этому фильму на фестиваль приехал уникальный гитарист, лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне, этноджазовый композитор Энвер Измайлов.

Энвер, вы как блестящий музыкант уже давно — человек мира.

— Представляете, даже некоторые соседи не знают, чем я занимаюсь. А вы говорите — «человек мира». Надо осторожней (смеется).

Это говорит об интеллигентности, что не достаете соседей пассажами с утра до ночи. Тем не менее, когда привычный нам мир насильно пытаются перекроить, мы не можем не реагировать на это. Что думаете по поводу происходящего?

— Я — мусульманин, но буквально недавно узнал такую историю. В арабских странах за особо тяжкие преступления — сразу смертная казнь. Это понятно. А тех, кто попался на воровстве, на мошенничестве, освобождают в том случае досрочно, когда они наизусть выучат и прочитают Коран. Результат стопроцентный! Когда человек вникнет в эту книгу, уже не может себе позволить какие-то нечестивые поступки. Жаль, в школе общеобразовательной преподают разные предметы, читают книги разных писателей, не буду судить о художественном качестве произведений. Но если бы с детства, со школьной скамьи и хотя бы один-два раза в неделю проводили уроки Библии, Корана, не было бы такой войны. Не было бы такого количества преступлений.

Я безумно уважаю ваш народ, потому что...

— ...Народы все одинаковы.

Дело в том, что есть у отдельных человеческих сообществ невероятная сохранность, духовная, несмотря на гонения, испытания, которые выпадают на их долю. Вот в данном случае, считаю, что крымские татары, которых так чудовищно лишали основы — земли, сохранили себя, свою культуру, создали инфраструктуру внутри народа. Есть свои учителя, свои врачи, юристы. Это очень важно, мне кажется. Но реалии сегодняшнего дня неумолимы, как видите будущее?

— Вся надежда на Всевышнего. Если Он сделает такой бонус в разумах наших как правителей, так и простого народа. Правители не рождались правителями. Они тоже рождались обычными людьми. Голыми, беззащитными. Испокон веков существует непонятная, даже умышленная тенденция — направлять людей на путь антибожеский. Поведенческие мотивы, стяжательские. Деньги я называю «шайтан», и чего человек ради них только не сделает... Есть такой анекдот: жил персонаж, который любил деньги и пытался их заработать быстро и много. Это ему удалось путем обмана, убийств, подлости... Наконец, добился, всего перепробовал. И на старости лет стал думать о том, как бы завоевать место в раю. Все-таки со временем любой человек обращается к Богу. И он начал строить мечети, синагоги, на церкви деньги давать, детские дома. Пришло его время, идет прямо к воротом рая, а его тормозят: «Куда вы?» — «В рай.» — «Нет, тебе в обратную, противоположную сторону.» — «Как, я же деньги давал?!» — «Не в деньгах счастье, в чистоте помыслов и деяний!» Но я не ответил на вопрос. Не знаю. Самое страшное оружие — это информация. То, что говорится по обе стороны. Абсолютно все зомбированы. Когда каждый день что-то тупо вдалбливают, и сейчас это уже перешло в такую стадию, что не знаешь, кому верить. Вот у меня в Донецке сколько друзей хороших есть. Нормальных, истинных, человечных людей. Они видят весь этот беспредел. А не понимают, откуда все идет, зачем это? Наверное, какая-то доктрина есть — «разделяй и властвуй». Скорей всего, она работает.

И, к сожалению, все происходящее в мире — и позитив, и негатив, — безусловно, отражается на творчестве?

— Знаете, Шостакович тоже написал о войне. Тоже было какое-то вдохновение. Кажется, надо вот встать и осмотреться всем вокруг. Каждому посмотреть, для чего это? Зачем? Земля наша, планета, как бы ты ее не называл, будет все время на одном месте стоять. А люди... Я смотрю иногда «В мире животных», так заложено в природе: пришел гепард, гонялся, гонялся за антилопой, повалил ее. Только кушать собрался — тут стая шакалов набросилась. Настроились съесть — львы появляются. Разогнали всех и едят, а все остальные стоят и ждут, когда им достанется. В жизни то же самое происходит. Кто сильный, он все забирает, а кто не сильный, значит, стоит, ждет, когда ему кинут.

За долгие месяцы вы впервые выбрались с полуострова Крым на фестиваль и великолепно озвучили фильм, а потом с азартом принимали участие в джем-сейшене. Ваши впечатления от фестиваля, от публики?

— Для чего существует культура? Чтобы объединять все народы. Понять, что мы не однорогие или, наоборот, двурогие и т.д. В древние времена правители, когда ездили договариваться с кем-то, всегда возили с собой музыкантов. Поначалу всегда, естественно, возникало напряжение. Не знали, как себя вести. А потом, прежде чем сделать какой-то важный шаг, запускали этот свой «культурный мозг мероприятия». И уже возникает диалог. Это своего рода интродукция, и в этом позитиве переговоры заканчивались в нужном русле. То есть искусство всегда давало толчок к принятию правильных, важных, решений между правителем и странами.

Извините, вы просили не говорить о политике. Но у меня просто с языка срывается вопрос в связи со сказанным выше. Тем не менее, целый ряд творческих людей, интеллигенции, которых мы привыкло ценить, уважать именно за их деяния, вдруг резко вклинились в политику. Стали подписывать какие-то жуткие письма в поддержку оккупации, еще чего-то. Насколько, на ваш взгляд, человек от искусства должен быть в или вне политики?

— Как говорят, «не суди, судим не будешь» — мой первый постулат. Но, знаете, у каждого человека есть люди, которые дороги ему, за которых он в ответе. Дети, например. Во всяком случае, я бы на их месте не подписывал. Но их не берусь судить. Как говорил мне один бармен, мы еще в Фергане работали, — ради своих детей на колени упаду перед каждым, убью ради своей семьи! Это — правильная жизненная позиция. И не знаю, как бы я на их месте себя повел. Но их, думаю, заставляли. Были в этом списке и те, от которых я не ожидал такого. Во всяком случае, людям искусства нельзя верить. Поймите. Никогда! Потому что политика — это само по себе грязное дело, а музыка — она должна быть светлой и чистой.

Каким-то образом, в связи с реалиями сегодняшнего дня, изменилась ваша гастрольная деятельность? Как вы работаете?

— Конечно. Сейчас все планы были сломаны. И не только у меня. Практически — у всех. Не только в музыке, в бизнесе. Во всех отраслях. Организм начал полностью разрушаться. Но что делать? Наверное, ничего страшнее нет, чем потерять жизнь. А все остальное восстанавливается. Если не восстановится, можно заняться чем-то другим. В любом случае Бог дал жизнь, и ее надо прожить, потому что жизнь — это борьба. Вечная борьба.

Можете ли дать совет, как найти тот универсальный язык, который соединит, а не разъединит?

— Каждый человек должен хотя бы чуть-чуть иметь отношение к музыке. Понять систему звукоизвлечения, почему это происходит. Потому что есть гармония, ритм, мелодия, душа. Главное, чтобы стремление было. Когда начинаешь понимать, слышать, начинает душа раскрываться. И вот когда человек будет в жизни все правильно делать, в гармонии, он станет с этой душой жить счастливо и красиво. И рядом стоящий человек будет самым близким ему...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать