Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сквозь призму времени

«Воин» — так называется выставка народной картины и иконы, которая проходит в Музее Ивана Гончара
30 июля, 16:24

Искусство близко для аудитории тогда, когда привязано к реальному времени. Идея тематической экспозиции  связана с событиями на востоке Украины.

«Сейчас, когда у нас идет война, мы решили сделать выставку, посвященную воину-защитнику Отчизны (от воинов Духовной Сечи — образов Архангела Михаила, Юрия Змееборца, Покровы Божьей матери — до ряда картин на темы народных песен, прощания казака с девушкой, ожидания  казака, возвращения с войны). Мы говорим о воине-защитнике, не абстрактном воине, то есть о людях, которые защищают свою страну. Поэтому наша выставка — это  чествование мужчин и молодых парней, которые ныне отстаивают нашу родную землю», — комментирует Татьяна ПОШИВАЙЛО, заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Музея И. Гончара.

В экспозиции представлены давние народные иконы из разных регионов. Преимущественно такие образы воспроизводили на полотне или дереве, однако существуют и изображения на стекле, созданные гуцульскими мастерами. У них доминируют голубой, оранжевый и зеленый цвета, заметна примитивизация анатомического телосложения, наличие украшений из цветов и орнаментов. Изразцы на религиозную тематику — так же характерное явление для гуцульского региона, преимущественно это косовская керамика.

Среди образов наиболее распространенным был лик святого Юрия Змееборца. На выставке представлено несколько таких икон, среди которых «Святой Юрий Змееборец» конца XVIII     — начала ХІХ веков из Киевщины и «Святой Юрий Змееборец» конца ХІХ века из Гуцульщины.

— Образ Юрия Змееборца или же Георгия Победоносца определенным образом  мифологизирован, — рассказывает младший научный сотрудник музея Дмитрий ИДРИСОВ. — Вообще cвятой Георгий жил в IV веке в Римской империи, был солдатом и убит по приказу императора Диоклетиана во время Великих гонений христиан в Риме. Легенда о святом происходит с востока, она получила распространение и на наших территориях, потому что перекликается с украинским фольклором. Одному из восточных городов, по одной версии это была Сирия или Ливан, по другой — Грузия, потому что в Грузии этот святой так же почитается, угрожало страшное существо, которое съедало жителей этого города. Однажды появился на белом коне  cвятой Юрий,  копьем убил гада и спас город. Этот сюжет перекликается с известным фольклорным образом героя-воина на белом коне, который  спасает девушку и убивает ужасного зверя...

Гуцульская икона этого же святого отличается от более традиционного киевского изображения. Юрий Змееборец на стеклянной иконе улыбается, девушка изображена в виде принцессы, хотя распространенными в этой традиции были и изображение простой украинской девушки, которую спасает святой от змея.

Иконы Покровы Пресвятой Богородицы были распространенными в XVIII веке, наиболее — среди казачества. Казаки день Покровы отмечали как свой праздник.

Народную традицию создания картин открывает полотно — копия картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письма турецкому султану», которое называется «Запорожцы». Автором  этой картины является Панас Ярмоленко — известный народный художник, который жил в начале ХХ века в Переяславе.

Середина ХХ века — это время расцвета народных картин, авторами были народные художники, которые продавали свои картины для крестьян, которые размещали их в своих домах. Также был спрос на определенные сюжеты, часто посвященные народным песням или художественным произведениям, среди которых «Одарка и Иван» полотно по мотивам песни Петра Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм», «Ярина» Ярины Ярмоленко, на сюжет из поэмы Т. Шевченко «Невольник», «Ой на горі вогонь горить...»  и «Куди їдеш, відїжджаєш, сизокрилий орле» — созданные по одноименным народным песням. Очень распространенным был образ казака и девушки, негативный персонаж песни мог становиться в интерпретации художника позитивным героем.

Среди работ 1950—1980 гг. заметно выделяется полотно 2003 г. — «Косогон Микита», созданное Марией Косогон, матерью юноши, который вернулся с войны слепым.  Небольшой временной промежуток, который разделяет нас и время создания картины, заставляет еще раз задуматься о трагичности времени, в котором мы живем.

В основе фонда музея и представленной экспозиции — коллекция Ивана Макаровича Гончара. Народные картины собраны преимущественно нынешним его директором Петром Гончаром. А своеобразным продолжением выставки «Воин», которую можно увидеть до 1 сентября,  являются полотна казаков Мамаев, которые относятся к постоянной экспозиции музея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать