Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Скульптор из подземелья Николай Шматько

11 сентября, 1999 - 00:00

Частная галерея Николая Гавриловича насчитывает 150 работ живописи и более 50 скульптур из итальянского и уральского мрамора. Только белого. Экспертная оценка стоимости такой коллекции, по самым скромным подсчетам, составляет два миллиона долларов. Расположено это богатство в подземном помещении на площади 100 квадратных метров. Расположено вынужденно. И это отдельная история.

ЕСТЬ У ТЕЩИ ОГОРОД — ТАМ И «ОКОПАЛСЯ»

Несколько лет тому назад Николай Гаврилович со своей семьей переехал из Одесской области на родину жены — в небольшой шахтерский городишко на Луганщине. Домашнего скарба у Шматько было мало. Основной груз при переезде составляли беломраморные скульптуры, которые долгое время потом находились под открытым небом, забавляя своей наготой местное население. Обещанное помещение Шматько так и не дали, а бить многочисленные поклоны начальникам Николай Гаврилович не стал. Плюнул на все их обещания, продал машину, кое-что из наиболее ценного, уговорил тещу отдать ему часть огорода и «окопался». Столько КамАЗом земли пришлось вывезти из усадьбы, чтобы наконец помещение достигло желаемого размера. Стены будущей галереи укрепил камнем-«дикарем», крышей стали бетонные перекрытия. Для мастерской, правда, места не хватило, поэтому долгие годы приходилось работать на улице. И только нынешним летом Николай Гаврилович с помощью сыновей Андрея и Рафаэля соорудил времянку из шифера.

Свои работы Шматько не продает, поэтому семья постоянно бедствует. А если после выполнения крупного заказа деньги и появляются, то идут на закупку материала. Был бы Николай Гаврилович предприимчивым человеком, мог бы хорошо заработать на галерее, но за вход сюда денег он никогда не берет, хотя людей, желающих посмотреть на чудо, подчас здесь бывает очень много. Для истинных почитателей искусства галерея открыта всегда, даже ночью. Следовательно, с полным правом она может называться народной.

Мнение о таланте скульптора у специалистов разное. Одни восхищаются, на оценку других значительно влияет то, что Николай Гаврилович не имеет высоких званий и даже специального образования. Иные просто завидуют, потому что за свою жизнь, работая в основном по заказу, они приобрели и имя, и популярность, однако лишились главного — своих работ. А Шматько считал делом своей жизни создание галереи и работает над этим уже более тридцати лет, возвышая образ Женщины, Матери, Красоты.

Пока была возможность, мрамор ему доставляли из Италии. Одесские моряки в этом помогали. Когда семья переехала в Красный Луч, с материалом начались проблемы. Николаю Гавриловичу пришлось преодолеть массу трудностей, чтобы получить разрешение на пользование карьером на Урале. Не член Союза художников такого права получить не мог. Шматько получил. Судьба все-таки благосклонна к этому человеку.

СИЛА МРАМОРА + СИЛА ИСКУССТВА

Почти все скульптуры Шматько — обнаженные женские натуры. Но нагота не бесстыдная. Она не вызывает глупых мыслей. Мрамор так податлив в руках мастера, что Николаю Гавриловичу удается передать каждую жилочку, мускул, складочку женского тела. Его хочется потрогать. И странное дело: камень не холодит руку. Напротив — кажется, что от скульптуры веет теплом, живой энергией.

В галерее есть одна работа, о которой хочется рассказать отдельно.

Когда несколько лет назад на уральском карьере Николай Гаврилович выбирал нужные ему размеры мрамора (а то, как попал он в карьер, — тоже весьма интересная история), рабочие посоветовали ему взять монолит соответствующих размеров, но не чисто белый, а с темными вкраплениями. Скульптор вначале отказался от предложения, поскольку работал исключительно с белым мрамором. Но немного позже, как он потом рассказывал, неведомая сила привела его к монолиту и, повинуясь внутреннему голосу, Николай Гаврилович вдруг решил монолит все-таки купить, хотя идеи, как его использовать, у него на тот момент не было. Уже по пути домой родилось желание ваять Пророка.

Обычно, прежде чем приступить к работе над образом, скульптор делает набросок, затем гипсовый вариант. С Пророком было иначе. Как рассказывает Николай Гаврилович, к камню его влекло неудержимо. Он видел этого Пророка так явственно, так четко, что набросок не понадобился. Камень давал живительную силу, а когда скульптор высек голову святого человека, почувствовал сильные, живые потоки энергетики, идущие от Пророка. Сегодня эта скульптура занимает центральное место в галерее Шматько. Говорят, она обладает силой, положительно влияющей на здоровье человека. Многочисленные записи посетителей в книге отзывов это подтверждают.

В галерее перебывало много всякого народу: и профессора, и ученые, и художники, и видные бизнесмены с телохранителями, и иностранцы, и крупные государственные чиновники. Один американец, кстати сказать, долго не решался войти в подземелье через ветхую дверь. А когда познакомился с творчеством скульптора, поразился другому: как можно такой талант в прямом смысле зарыть в землю? Адресовалось это, ясное дело, не Шматько, а государственной власти, руководству города, области, которые на протяжении уже нескольких лет не могут решить вопрос о выделении скульптору помещения для галереи. Тем более, что в связи с закрытием шахт в области появилось много просторных помещений, пригодных для размещения в них галереи. Подчеркнем еще раз — народной галереи.

Помятуя о том, что человек — кузнец своего счастья, Николай Гаврилович сегодня рассчитывает только на свои силы. И духовные, и материальные.

БОГАЧ—БЕДНЯК

Николай Гаврилович — один из тех, кого называют чудаками. Однажды он решил осуществить свою мечту — встретиться с известной француженкой русского происхождения, которая позировала Майолю, Пикассо, Ренуару, а сегодня владеет частной картинной галереей, — мадам Верни. Путь от Луганска до Парижа он преодолел со множеством препятствий. Расстояние от Дрездена до Парижа проехал на плохоньком велосипеде, экономя средства. Спал в стогу сена, спасался от холода в полиэтиленовом мешке, не стыдился принимать помощь от неизвестных ему людей. И хотя перед мадам Верни — богатой и по-прежнему красивой, шикарной женщиной, несмотря на ее годы, — предстал в майке и шортах не первой свежести, нищим себя не чувствовал и достоинства не утратил. Его наполняли восторг и радость, которые охватывают человека, когда он добивается заветного.

Мадам Верни не пренебрегла общением с неизвестным ей скульптором. С большим вниманием просмотрела альбом с фотокопиями его работ и, закрыв последнюю страницу, посоветовала: не разбрасывайте национальные таланты по всему миру. Это сделает вашу страну нищей. Произведения искусства должны принадлежать вашему народу. Этим страна и будет сильной.

И еще мадам Верни напророчила ему богатство. За короткое время беседы она смогла увидеть талант этого уже немолодого человека и... пожалеть его за бедность.

Ах, мадам Верни!.. Услышали бы ваши слова люди, от которых многое зависит в судьбе краснолучского скульптора Шматько.

Ведь бывают дни, когда семье Шматько не за что купить булку хлеба. Зато почти всегда есть резервная банка растворимого кофе для гостей. Семья, состоящая из четырех человек, чаще всего бедствует, а если и выпадает какая- то копейка, скульптор вкладывает ее в свои задумки. Жена его понимает, хотя, как и каждая женщина, хотела бы и теплый дом иметь, а не жить в подземелье, мучаясь от холода зимними вечерами, и от покоя она бы не отказалась, тем более, что со здоровьем у нее не все в порядке. Но, зная характер мужа, не препятствует ему в работе.

Почти два года назад после выполнения заказа одного крупного бизнесмена Николай Гаврилович решил потратить полученные за работу деньги на своеобразные подарки для президентов ведущих стран мира. В Америку, Австралию, Германию, Францию и в другие страны специальной почтой он отправил альбомы с цветными фоторепродукциями своих работ, с пожеланиями дальнейшего укрепления мирового содружества. Первой на подарок откликнулась Австралия. Поблагодарив Шматько за оказанное внимание, его пригласили поработать в стране, не исключая возможности постоянного здесь проживания. Пообещали и оказание материальной помощи при переезде и обустройстве на новом месте. Однако Николай Гаврилович от приглашения отказался, ему хорошо запомнились слова Дины Верни: ваши произведения должны принадлежать вашему народу. Он еще надеялся, что будет замечен в своей стране и по достоинству оценен.

«НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ»

Сейчас скульптор уже не столь категоричен. И понять его можно.

Частная галерея Шматько — уникальное собрание произведений одного автора. Николай Гаврилович вполне может претендовать на звание короля мрамора. И этот самородок буквально находится под землей. Все эти годы он не получил и маленькой толики внимания от своего государства. Речь идет о создании условий для творчества. И для жизни тоже. Нынешнюю зиму, например, семья провела в холоде. Подземелье в 100 кв. м прогреть трудно, тем более, если нет угля. Раиса Андреевна, жена скульптора, в свое время работала на местной шахте 4-бис и имеет право на бесплатный уголь. Однако уже два года семья Шматько топлива не получает, стоит в очереди за своими положенными тоннами. Так что Николай Гаврилович готов уже поехать туда, где будут созданы для его творчества и жизни пристойные условия. Украина продолжает терять свои таланты. В конце августа нынешнего года гостем Шматько стал народный депутат Евгений Марчук. Прежде чем показать ему свое собрание произведений, Николай Гаврилович поделился с гостем своей главной новостью: летом он привез с Урала 16 тонн мрамора, половину которого ему подарило руководство российского карьера. Остальная часть — помощь спонсора. Это значит, что скульптор сегодня находится в пике творчества. Значит, что уже завтра он поразит своих почитателей очередным своим творением. Евгений Кириллович дал высокую оценку мраморным произведения скульптора. Его восхитило мастерство этого человека и поразило то, что в стране не знают о таком самородке. «Буду ли я президентом страны или нет, — сказал он Шматько, — но постараюсь, чтобы Украина видела Ваше искусство». В книге отзывов Евгений Кириллович написал: «Я рад, что познакомился с удивительным человеком — художником Николаем Гавриловичем Шматько. Желаю успехов, творческого везения и здоровья. Желаю удачи и — до встречи».

А Николай Гаврилович после посещения галереи кандидатом в президенты страны Евгением Марчуком сказал так: «После того как человек такого высокого культурного уровня и ранга обратил внимание на мои произведения, у меня появилась надежда, что мое искусство не будет забыто, а культура Украины начнет свое преобразование».

Алла АНТИПОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments