Как нам научиться свое не отдавать?
Исторические уроки на маршруте Киев — Круты — Батурин — Киев
Маршрут Киев — Круты — Батурин — Киев, идея которого принадлежит главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной, стал одним из завершающих аккордов работы Летней школы журналистики «Дня» этого года. Вместе со студентами-практикантами в путешествие отправились журналисты и руководители редакции «Дня».
ВМЕСТО ПРОЛОГА
Как уже, наверное, успели заметить читатели «Дня», следя за газетными публикациями, программа Летней школы-2009 была особенно концентрированной. Музей Ивана Гончара, Чечельник, Конотоп, воссозданное казацкое поселение «Мамаева Слобода», этнический фестиваль «Країна Мрій», многочисленные выставки и интересное общение: попытки молодых журналистов проанализировать эти события и выразить свои впечатления вы ежедневно видите на страницах «Дня».
Интеллектуальный туризм должен стать одной из составляющих журналистики. На этом «День» делал ударение неоднократно. Ведь разве может журналистика, называющая себя качественной, не знать в лицо собственной страны, а горизонты свои ограничивать киевскими холмами? Именно поэтому программу Летней школы журналистики «Дня» мы пытались максимально «растянуть» — не только тематически, но и историко-географически. Такие «мировоззренческие походы» (если эти путешествия воспринимать именно так, а не упрощено — как экскурсии) требуют соответствующей книжно-справочно-энциклопедической амуниции. Потому что на встречи с историей с пустыми руками не ходят. Именно поэтому этот вид туризма «День» называет интеллектуальным — вы знаете куда, за чем и для чего едете.
Наиболее знаковым для студентов (во всяком случае, судя по их отзывам) оказалось путешествие в исторически насыщенные места — железнодорожную станцию Круты и городок Батурин. Знаковым, потому что Круты и Батурин принадлежат к разбросанным по всей Украине — во времени и пространстве — «историческим узлам», складывающимся в «рисунок» украинской современности. Знаковым — потому что и в Крутах, и в Батурине история сегодня воскресает. Не нужно и говорить о том, что «живая», овеществленная история — не только в именах и датах, но и в конкретных местах, деталях, прямых ссылках — значительно доступнее для восприятия и понимания. Она не оседает где-то в закоулках памяти мертвым багажом, а становится доступной для пропускания через фильтры сегодняшнего дня, для сопоставления с явлениями и характерами нынешними. «Живая» история носит характер мировоззренческий, она «работает», помогая отличать добро от зла, союзников от лицемеров, свободу от ее имитации.
Помните предисловие Ольги Герасимьюк к первой книге «Украина Incognita» из серии «Библиотека газеты «День» под названием «Каждый украинец хоть раз должен побывать в Чигирине»? Шаблон «Каждый украинец хоть раз должен побывать в...» можно применять к множеству городов и городков Украины, среди которых, безусловно, и Батурин, и станция Круты. А далее — Холодный Яр, Хортица, Канев... Впрочем, такой обязательный краеведческий ликбез-список может составить каждый для себя сам. Тогда «растленное» дело любых политтехнологических фокусников не окажет никакого влияния на украинцев, которые будут осознавать исторически обусловленное мировоззренческое единство всего народа Украины, воплощенное в потребности собственной государственности. Эта потребность стала неотъемлемой частью нашей ментальности. Участница Летней школы журналистики «Дня» Елена АВДИЕНКО, уловив эту связь, написала: «Посетив Круты и Батурин, убеждаешься, что хотя происходившие там события разделяет не один век, украинская цель в обоих случаях была одна — защитить свою страну, не жалея собственной жизни».
Поэтому Круты и Батурин как объекты интеллектуального туризма были выбраны Ларисой Ившиной неслучайно. Несомненно, там должен побывать каждый украинец — чтобы собственными глазами увидеть непокрытую идеологической ржавчиной старину, которую уже на протяжении 18 лет штурмуют украинские ученые-историки. «Здесь живет все то, из чего прорастало наше государство», — эмоционально пишет в своем отзыве о путешествии участница Летней школы журналистики «Дня» студентка Института журналистики Киевского национального университета Анна СЛЕСАРЕВА.
Этот, возможно, несколько пафосный пролог должен натолкнуть и вас на желание маршрутом №1 для своего следующего путешествия выбрать Батурин, Чигирин, Канев, Хортицу... Потому что есть множество мест, где обязательно должен побывать каждый украинец, но пока побывали единицы.
Не лишним был бы интеллектуальный туризм и в образовании. Параграфы школьных учебников по истории нуждаются в визуализации, а молодежь — в эмоциональном опыте переживания истории. Так кажется, когда вспоминаешь свои уроки по истории. Почему бы не изучать происхождение Киевской Руси и политику русских князей у Золотых Ворот или Софии Киевской? (Кстати, именно так журналисты «Дня» когда-то слушали лекцию Сергея Крымского о святой Софии. Ее фрагменты изложены в книге «Украина Incognita» в статье «София Киевская. Эффект высокого неба») А лекцию о Запорожской Сечи не прочитать на Хортице? А о Галицко-Волынском княжестве лучше всего рассказывать не в четырех стенах, а где-нибудь в городе Льва... Конечно, это скорее смахивает на какую-то полуфантастическую мечту, особенно учитывая то, что Министерство образования историю в последнее время вообще считает дисциплиной второстепенной...
Кстати, после нашего путешествия один из участников Летней школы — студент Запорожского национального университета Александр КАРПЮК, признался, что благодаря нескольким часам в Батурине ему удалось отойти от восприятия событий трехсотлетней давности как сухого факта. «Когда я учился в школе, то увлекался историей. Даже был участником областной олимпиады по любимому предмету, — пишет Александр. — В то время я просто заучивал разные даты, имена, пытался разобраться в непростой политической ситуации различных стран, познакомиться со многими народами. Несмотря на всю серьезность моей заинтересованности, сложно было представить себе историю «живой», почувствовать ее, а не принимать как факт. Кто бы мог подумать, что спустя столько лет я окажусь в Батурине, о котором столько слышал и читал».
ИСТОРИЯ НА РЕЛЬСАХ
«Такие места нужно посетить, чтобы почувствовать себя украинцем и начать ценить то, что живешь в независимой Украине. Тогда осознаешь свою свободу как достижение многих поколений», — написала в своем отзыве о путешествии Евгения КРИКУН из Острожской академии.
Небольшая станция Круты, расположенная в 130 километрах на северо-восток от Киева, завоевала себе именно такое, героическое место в истории в течение всего-навсего одних суток. Сегодня уже каждый школьник знает (или во всяком случае должен знать), что 29 января 1918 года здесь состоялся бой между большевистской армией под командованием Михаила Муравьева и войсками Украинской народной республики. Именно на примере этой баталии, сразу ставшей символом героизма, воспитывали членов ОУН и воинов УПА. Сергей БУТКО, представитель Украинского института национальной памяти в Черниговской области и соавтор экспозиции музея Мемориального комплекса «Памяти Героев Крут», рассказывает о документе №33 Украинской повстанческой армии от 20 января 1945 года, сообщающем об отмечании Дня памяти Героев Крут. В то же время, на уровне официальном на протяжении долгих лет события 29 января 1918 года оставались искаженными в соответствии с интересами партии. Сегодня экспозиция, созданная в рамках музея около станции Круты, призвана опровергнуть ряд неправдивых стереотипов относительно боя. В частности, легенду о 300 студентах.
— Легенда о 300 студентах возникла в диаспоре в 30-х годах, — рассказывает пан Бутко. — Она началась с погребальной речи профессора из Украинской школы имени Кирилло-Мефодиевского братства, сравнившего участников боя под Крутами с 300 спартанцами. Сразу же забыли о 20 офицерах, которые принимали участие в бою и без которых ни один бой вообще невозможен. На самом деле на стороне УНР выступила сотня Первой юношеской военной школы имени гетмана Богдана Хмельницкого. В переводе на современный язык это название означает военное училище. То есть речь идет не о студентах, а о подготовленной молодежи, прошедшей фронты. Говорить, что эти несчастные не знали, с какой стороны браться за винтовку, — это вздор! Они профессиональную солдатню клали на снег! Правда, среди них было 30 «зайцев» — гимназисты Украинской школы имени Кирилло-Мефодиевского общества, обманом попавшие на поле боя.
Именно самых младших бойцов сначала захватили в плен, а потом безжалостно расстреляли большевистские матросы. В музее представлен жуткий документ-свидетельство по делу Муравьева от 10 мая 1918 года. Следующие слова принадлежат члену Комитета первой революционной армии Сергею Измаиловичу Моисееву: «На станции Круты были захвачены в плен около 20 гайдмаков, среди которых было много гимназистов лет по 17. Их вывезли за станцию и стали расстреливать самым беспардонным образом. Был возмутительный случай, когда один юноша убежал от этого места, но его нагнали, привели к прежнему месту в одном белье и расстреляли. Это было произведено в поезде, которым командовал Егоров (будущий сталинский маршал, расстрелянный в 1939 году. — Прим. «Дня» ). Все-таки считаю, что это было последствием приказа Муравьева, который говорил очень часто, что надо расправляться беспощадно».
Как закончился бой — известно, но несмотря на это, Сергей Бутко утверждает, что он был победным.
— Бой под Крутами — бой победный. Подтверждение — это боевой договор УНР с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. По сути он является результатом боя, задержавшего большевиков на несколько суток. Это позволило сохранить украинскую власть в Киеве, с которой иностранные государства и подписали договор. Эти юноши знали, на что шли, они знали, за что боролись. И пока другие плакались, они выиграли этот бой, — настаивает пан Сергей.
Мемориальный комплекс «Памяти Героев Крут» состоит из нескольких объектов. В частности, памятного знака, установленного в 1996 году. Крест на этом месте ставили в 1991 году. Однако совсем недавно Сергей Бутко узнал из воспоминаний, что на самом деле были и более ранние знаки. Как оказалось, самый первый крест был установлен здесь киевскими и львовскими студентами еще осенью 1990 года. Правда, уже через несколько дней его ликвидировала власть.
Музей младше, чем памятный знак, более чем на десятилетие. Официальное его открытие состоялось в октябре 2008 года. Он появился благодаря совместной работе научной и творческой интеллигенции Киева и Чернигова. В создание музея не было вложено ни одной государственной копейки, все — за счет меценатов. Но не финансовые вложения в него наиболее ценны. В музее чувствуются душевные инвестиции — как в форме, так и в содержании. Из-за этого он настойчиво требует к себе внимания — не попутного, а тщательного, почти исследовательского. В большей степени он рассчитан на интеллектуальный, а не на визуальный эффект. Хотя и внешний вид музея не оставляет никого безразличным. Он воплощен в форме перрона киевского вокзала, откуда в январе 1918-го будущие герои двинулись в свой последний бой. На путях — вагоны еще тех времен, которые с огромными усилиями удалось найти, отреставрировать и установить здесь, около станции Круты. Основой экспозиции являются свыше 300 копий уникальных архивных документов и фото, связанных непосредственно с боем 1918 года и Украинской революцией в целом. Этих свидетелей эпохи творческая группа, работавшая над мемориальным комплексом, собирала по различным украинским архивам. Среди представленных документов есть, к примеру, универсалы Центральной Рады, фото первого украинского правительства. Сергей Бутко акцентирует наше внимание на фотокарточке, где зафиксировано заседание Украинского генерального штаба в июле 1917 года. На стене — портрет Тараса Шевченко.
— Во всех штабах украинских армий это был самый важный портрет, — комментирует пан Сергей.
Снаружи вагоны завешены экспрессивными революционными плакатами: «Ми гайдамаки всі ми однакі», «Краще померти за волю, ніж жити рабами», «Не ридать, а здобувать», «Життя той один достоїн хто на смерть що дня готовий». «Чужого не хочу а свого не віддам» — утверждает выставленная в экспозиции почтовая карточка тех лет. По сути, в изображенной на открытке женщине с ребенком на руках, которая отбивается от двуглавого орла и в процитированной короткой фразе сконденсирована мировоззренческая позиция украинцев. Хотя, «нужно научиться свое не отдавать», — указывает Сергей Бутко.
У каждого из участников Летней школы экспозиция вызвала свои мысли и рефлексии.
«Музей на рельсах — это символично, — считает Евгения Крикун. — С одной стороны, это демонстрация условий боя, а с другой — мощная аллегория: война, которая «передвигается», достигая всех уголков страны».
«Понимаю, что не от этих юношей зависело изменение человеческого сознания, но эта неодиночная историческая трагедия для меня стала очередным набатом, который требует изменения отношения к войне как таковой. Военные парады, учения, демонстрация вооруженной мощи уже давно не вызывают у меня восторга и гордости. Скорее, наоборот», — написала Анастасия САМОШИНА, студентка Института журналистики Киевского университета.
«Врезалась в память фотокарточка с изображением чекистов — такие откормленные лица, добротная одежда. Задумалась: что вынуждает человека стать палачом, как вообще можно жить, когда отбираешь это право у других. За спокойным статическим изображением скрывается на самом деле очень страшное фото...» — рассуждает студентка Острожской академии Людмила ЖУКОВИЧ.
В героизме крутян — очевидное продолжение традиций украинского свободолюбия. Эти же вольнолюбивые мотивы слышатся и в Норильском восстании. Что значат выступления отдельных политзаключенных против целой системы, спросят скептики. То же самое, что выступление горсточки молодых бойцов (пусть и с 20-ю офицерами) с минимумом вооружения против большевистской армии. Объединяет эти два «исторических узла» также то, что и крутяне, и те, кто поднимал концлагерные восстания, прекрасно осознавали, что имеют в виду скептики. Но их, как кажется с первого взгляда, слишком амбициозные поступки, с точки зрения исторической перспективы, оказались победными. На уровне не локальном, а глобальном. Жизненная история Евгения Грицяка свидетельствует, что одна самоотверженная душа способна расшатать многоуровневую и нерушимую тоталитарную машину.
Только этому, к сожалению, в школах не учат...
ГОРОД НАД СЕЙМОМ
«Его постигла та же судьба, что Ниневию, Трою, Карфаген, Иерусалим. Только с одной разницей: названные города знает весь мир, а упоминание о Батурине выжигалось, выкорчевывалось из украинских душ на протяжении нескольких веков — как ересь, как преступление, а тем более о его роли, его величии, его потайном содержании — как символе борьбы за свободу», — так написала о Батурине писательница Наталка Поклад.
Сегодня Батурин, помнящий правление гетманов Демьяна Многогришного, Ивана Самойловича, Ивана Мазепы и Кирилла Разумовского, вновь «ожил» — благодаря инициативе Президента Виктора Ющенко. Возрождение города (благодаря тому же президентскому, а, следовательно, и мощному финансовому фактору) состоялось рекордными темпами: за шесть месяцев 2008 года усилиями сотен работников были восстановлены памятники, связанные и с бывшим гетманом Иваном Мазепой, и с последним украинским гетманом Кириллом Разумовским. В большой степени эту инициативу Виктора Ющенко удалось реализовать благодаря небезразличной позиции местного руководства. Глава Черниговской областной государственной администрации Владимир Хоменко понимает исторические проблемы своего региона, а поэтому лично приложил усилия к делу возрождения Батурина. А вскоре в Чернигове будет возведен памятник Мазепе. Причем решение об установлении монумента было принято не лично главой администрации, а, так сказать, в общественной дискуссии.
Ровно через 300 лет после варварского сожжения Батурина в 1708 году тут выросла цитадель с украинским знаменем на башне, которая окружает гетманский дом, Воскресенскую деревянную церковь, сокровищницу и колодец. Дворец Разумовских теперь ошеломляет своими роскошными залами, хотя экспозиция в его границах еще до конца не сформирована. В Батурине работает также современно обустроенный Археологический музей, где, в частности, хранится самая большая в Украине коллекция изразцов — более 180 разновидностей.
По словам Людмилы Кияшко — заместителя генерального директора по научной работе Историко-культурного заповедника «Гетманская столица», за прошлый 2008 год Батурин посетила 41 тысяча туристов, а уже за первое полугодие 2009-го количество посетителей достигло 83 тысяч. Несмотря на то, что в восстановлении исторических памятников были вложены астрономические суммы, инфраструктура традиционно осталась на обочине. Так, в Батурине работает всего лишь одна гостиница.
Город над Сеймом, гетманская столица — Батурин, пережил несколько упадков, но непременно восстанавливался вновь. Поэтому часто его сравнивают с Фениксом. «Но с небольшой поправкой: в отличие от мифической птицы, которая возникает из пепла после самосожжения, городу полностью сгореть помогли русские войска», — горько иронизирует журналистка Анастасия Самошина. Кстати, в Батурине, на время его сожжения, было 32 мельницы. Около 16 тысяч жителей (для сравнения, на сегодня их около 3 тысяч). Город имел Магдебургское право, то есть, по существу, был частью европейского пространства. И все это было уничтожено.
Усадьба генерального судьи Василия Кочубея (бывший суд Левобережной Украины) — единственное батуринское сооружение, выстоявшее в 1708 году. В поэме «Великий льох» его вспоминает Тарас Шевченко: «На тім пожарищі / Одна тілько й осталася / В Батурині хата...» Дом Кочубеев сегодня функционирует как музей. Рядом — тенистый парк, где когда-то рос так называемый Дуб Мотри, который был свидетелем развертывания одного из классических исторических и литературных сюжетов украинской старины — трагической любви семидесятилетнего Ивана Мазепы и семнадцатилетней дочери Василия Кочубея Мотри. «Сама знаешь как безумно люблю вашу милость. Еще никого не любил так», — цитирует одно из мазепиных писем к Мотре Людмила КИЯШКО. Кочубеи выехали из Батурина в 1917 году вследствие известных событий. С тех пор ни один потомок этого рода на батуринской земле не появлялся.
Восстановление Батурина, разрушение которого русская история воспринимает как точку в стремлениях украинцев к завоеванию собственной государственности, является принципиально важным для страны.
— Восстание Батурина из пепла — очень символическое, — отметила журналистка «Дня» Ольга Решетилова, почувствовав дух Гетманской столицы. — Особенно сегодня, через 300 лет после его истребления, когда Россия чем дальше, тем больше усиливает свое давление на Украину, особенно в историческом и идеологическом смысле, стремясь доказать свое доминирование в общей украинско-русской истории.
Батурин — это прежде всего фигура гетмана Мазепы, которого теперь мы пытаемся реинкарнировать в своей генетической памяти. Студентка Острожской академии Анна ВАКУЛЕНКО историческое значение Батурина для себя определяет так: «До сих пор остаются открытыми для многих вопросы: «Является ли Мазепа изменником?», «Кто ответит за Батурин?»... Как по мне, ответы зависят от того, кто ставит вопрос и кто отвечает. Но именно этот город стал ключевым звеном в Северной войне, поскольку был столицей гетманской Украины и считался символом ее национальной непокоренности, и выбран Петром І для акции в отместку за то, что Мазепа перешел на сторону Карла ХІІ, пытаясь спасти Украину от восточного давления».
«День» в деле возвращения гетмана Мазепы из забвения сделал свой необходимый шаг вперед, провозгласив в октябре прошлого года, вместе с Национальным музеем истории, 2009 год — Годом Мазепы. Ведь своим вниманием, как утверждает Лариса Ившина, мы оживляем наших героев, а невниманием — убиваем вновь. Между прочим, на прошлой неделе главный редактор «Дня» Лариса Ившина и Евгений Марчук подарили Батурину картину «Казак и смерть» (2002 год) — центральную работу из цикла «Мазепиана» выдающегося украинского художника-графика современности Сергея Якутовича.
ВМЕСТО ИТОГОВ
«Чужого не хочу, а свого не віддам» — уже упомянутая формула, проиллюстрированная почтовой карточкой, может служить резюме к маршруту Киев — Круты — Батурин — Киев. А может — к украинской мировоззренческой позиции. Но если на чужое мы действительно никогда не посягали, то свое раздавали слишком легко.
— Государство сейчас в сложной ситуации. Пока подрастает молодое поколение, уже с другим мировоззрением, очень сложно воевать с советским модернизмом и малороссийским холуйством, — анализирует Сергей Бутко. — Украинская элита не сконсолидирована (особенно с украинскими интересами), и она еще не чувствует своей ответственности за положение в стране. Наша проблема в том, что мы — постколониальная страна. Это не оскорбление, но если мы этого не осознаем, то не сможем стать нормальным европейским государством. Нам нужно научиться самоуважению. Еще от Шевченко...
Так же, как и Батурин, так же, как и память о Героях Крут, Украина восстанавливается, возрождается, оживает — медленно, но настойчиво, противоречиво, но бесповоротно. И, кажется, на этот раз ее никто не сможет подавить.
Вот только нужно научиться свое не отдавать...
Выпуск газеты №:
№132, (1996)Section
Маршрут №1