Прикосновение к Волошинской теме
Недавно почти одновременно в Украине отмечали круглые даты : 1800-летие города Судак и 80-летие со дня смерти Максимилиана Волошина — поэта, художника, философа, путешественника. Отдавая дань славному и солнечному городу Судак и склоняя голову перед его веками, речь поведу о Волошине - поэте, художнике, философе, заядлом путешественнике, который ходил Судакской землей, воспевал ее природу. Так случилось, что я, находясь в Крыму, увлекся восстановлением (созданием фотосессий) Волошинского маршрута из Коктебеля до Судака. Увлечение дало свои плоды: в 2010 году издательский дом «АДЕФ-Україна» издал мой фотоальбом «Кіммерійські пейзажі». О своих впечатлениях от прикосновения к Волошинской теме и природе Восточного Крыма я рассказал в «Дне» от 16 декабря 2011 года в статье «Волошинскими тропами» и поделился подборкой фотографий в интернет-версии газеты и на сайте «Україна Incognita». Одобрительные оценки моих фотографий читателями побудили меня на новые исследования темы в этом году. Перед тем, как познакомить читателей газеты с новыми фото, считаю необходимым высказать свой взгляд на вопросы, вызывающие неоднозначное отношение во время обсуждения публикации, а именно относительно путешествия М.Волошина как его творческого метода и национальной значимости для Украины этой яркой и гениальной личности.
В комментариях к моей статье один из авторов пошутил, связав страсть М. Волошина к путешествиям с «зудом в одном месте». Считаю, что насмехаться над стремлением М.Волошина к путешествиям, переходам, длинным прогулкам — всё равно, что насмехаться над любовными приключениями А.С.Пушкина. Приведу одно из воспоминаний А.Городницкого (ученый, поэт, писатель, признанный корифей авторской песни). Как-то в школе на уроке литературы он захихикал над фразой учительницы, что А.С.Пушкин был однолюбом. Возмущенная учительница потребовала, чтобы А.Городницкий покинул класс, а учеников заверила, что, действительно, женщин в жизни А.С.Пушкина было много, но Пушкин был один и любовь каждый раз была одна — большая, светлая пушкинская любовь. Правоту учительницы будущий поэт понял лишь через многие годы.
Можно согласиться, что и «зуд» у М.Волошина к путешествиям также большой — волошинский. Попробую объяснить. Сам М.Волошин обусловливал страсть к путешествиям своим творческим кредо. Он считал, что «художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатление глаза».
Вместе с тем, «впечатление глаза» позволяло М.Волошину писать акварельные пейзажи не на пленэре, а в мастерской. Действительно, в этих картинах не было конкретных видов околиц (М.Волошин к этому и не стремился). Объективная реальность художника не интересовала, главное было передать «внутреннее виденье» пейзажа. Здесь М.Волошин применял ещё один вид творческого опыта — «опыт чувствительности». В целом процесс создания акварелей у М.Волошина был похож на дыхание, без которого нельзя жить. Выражение Булата Окуджавы «каждый пишет, как он дышит» метко подходит к творческому процессу В.Волошина.
Интересен и поэтический процесс у М.Волошина. Кредо («опыт сердца и ступней») здесь было одновременно и методом: «углубление в свои мысли и в созерцание» во время длительных хождений по тропам. По признанию М.Волошина, стихотворения или строки, которые возникали в это время, не полностью соответствовали тому, на что смотрел поэт, но тесно были связаны с общим настроением пейзажа. По воспоминаниям балерины З.Елгашиной, иногда М.Волошин останавливался и стоял, словно прислушиваясь к тому, что происходило в нём самом и сравнивал это с близлежащим. Мысль его работала с напряжением, которое чувствовали те, кто был рядом.
В комментариях к статье даже относились вопросы, достоен ли нашего внимания М.Волошин, важен ли он для Украины и какое его отношение к ней. Нужно принять во внимание то, что М.Волошин родился в Российской империи и умер в советской России. Адептом освобождения Украины он не был. Но воспринимать творчество Волошина через призму отношения к Украине нельзя, ибо так дойдем до лозунга «Долой кацапов из украинских тюрем!", щслышанного от «щирого» героя из рассказа Владимира Винниченко. Если было нужно, сам М.Волошин бесстрашно становился на защиту чести и достоинства других и пошёл бы в реальные советские тюрьмы 30-х годов.
В своем заветном стихотворении «Дом поэта» (1926р.) он предрекает крах государственности вообще: «Пойми простой урок моей земли: как Греция и Генуя прошли, Так минет всё — Европа и Россия».
Россию поэт обвиняет в разрушении Крыма: «Покамест мы — Россия не пришли. За полтораста лет — с Екатерины — Мы вытоптали мусульманский рай, Свели леса, размыкали руины, Расхитили и разорили край». Я убеждён, живи сейчас М.Волошин, Украине тоже было бы не до шуток за небрежное отношение к природе Крыма. Сердце сжимается от картины опустошённых огнём в этом году западных холмов и предгорья Меганома: земля и камни, изредка кустик каперсов (восстановился через длинный корень). А где те духовные корень, которые возродят у нас ответственное ощущение красоты киммерийской земли, которая уже вопиёт о защите? Но, может, они начинаются с поэзий и акварелей М.Волошина?
Нашёл в книге «Сила м’якого знака» ссылки на мысль М.В.Гоголя о том, что «поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто чувствуют и говорят они сами». Считаю, что М.Волошин в настоящий момент приобретает национальную значимость хотя бы из-за своего поэтического и художественного взгляда на Киммерию — древнейшую и современную Украину.
В необъятном желании М.Волошина «пройти чрез мир одной дорогой», то есть прожить жизнями всех людей, поэт более чем космополит. Интересно, что в этом желании с ним роднится Евгений Евтушенко — яркий представитель новой поэтической эпохи, родившийся в год смерти М.Волошина. Е. Евтушенко в стихотворении «Я хотел бы ...» хочет родиться во всех странах, быть тысячеликим, побывать в любой ипостаси, во всех землях, но отдохнуть «на тихом холме на зеленом, где впервые себя я почувствовала всеми».
М.Волошин 80 лет покоится на тихом холме над Коктебелем. Он идёт к нам чрез все эти годы!
Предлагаю читателям подборку новых фотографий из цикла «Киммерийские пейзажи», связанных с Волошинскими тропами.
Выпуск газеты №:
№189, (2012)Section
Маршрут №1