Украинская самобытность — и в степи
На Донетчине можно почувствовать запах евшан-зельяДонецкий регион издавна был огромным пространством для кочевых племен. Здешняя степь и поныне остается диким полем. «День» убедился в этом, посетив заповедник «Хомутовская степь» — центральное отделение Украинского степного заповедника, который занесен в список природных достопримечательностей ЮНЕСКО.
Заповедник «Хомутовская степь» находится между тремя селами — Коньково, Самсоново и Хомутово. Ближайшее из них — Самсоново. Это небольшое село, где всего одна улица. Население живет за счет агрохолдинга. Магазинов почти нет, нет больниц, милиции. Есть лишь одна школа-девятилетка, в которой всего 30 учеников. Село может показаться заброшенным, но это не так. Здесь тишина и чистота. Люди в Самсоново приветливые и доброжелательные: мы не увидели на дверях домов никаких замков — люди доверяют друг другу. Такая же ситуация и в других населенных пунктах, которые ограждают дикую степь от причесанной цивилизованности.
В степь можно добраться из Донецка маршруткой Донецк-Новоазовск. Ехать часа два с половиной. Водитель остановит на трассе, и вам придется еще идти до села Самсоново, потом по мосту перейти реку Топкий Еланчик — и вы уже на месте. Вас встретит сотрудник заповедника: ходить летом без проводника нельзя — очень много змей. Сначала посетите музей, где собрана информация о заповеднике. Потом — небольшой зоопарк и террариум. Здесь только несколько видов птиц и животных — те, которые не могут жить в дикой степи: утка, павлин и другие. А уже потом вас поведут в степь.
Самое лучшее время для посещения заповедника — май-июнь. Именно в это время здесь все цветет и благоухает, а до неба можно достать рукой.
Запахи в степи чудные, ведь в этой местности — 546 видов растений, а некоторые из них занесены в Красную книгу. Именно здесь можно почувствовать запах того евшан-зелья, о котором писал Николай Вороной. Тут цветут маки, колышется на ветру ковыль...
А посреди степи пасется табун лошадей. За ними следит егерь. Вообще кони — одна из особенностей заповедника. Здесь все начиналось именно с этих животных. Сначала выгуливали коней скифские и сарматские племена. Потом, уже намного позже, была так называемая Хомутовская табунная толока, которая принадлежала Области Войска Донского и использовалась в качестве пастбища для молодняка. После революции 1917 года эту территорию включили в состав государственного земельного фонда и продолжали использовать как пастбище и угодья для сенокоса.
Июнь 1925-го стал для Хомутовской степи решающим. Ведь именно тогда сотрудники Мариупольского краеведческого музея совместно с представителем Мариупольского окружного управления провели исследование степи и отметили ее большое научное значение. И 24 августа 1926 года Хомутовскую степь объявили заповедником местного значения. С 1961 года он вошел в состав Украинского государственного степного заповедника.
На протяжении многих лет степь пополняют новыми видами растений и животных. Некоторые из них не приживаются, а другие же чувствуют себя превосходно. Здесь, например, поселились лебеди и енотовидные собаки.
Появились также двух- и четырехметровые скульптуры из камня, которые датируются ориентировочно VI—III вв. до н. э. Это знаменитые скифские бабы. В степи на сегодня их насчитывается двадцать. Как рассказала нам сотрудница музея, их завезли сюда из Мариуполя. Фотографироваться с бабами она нам не советовала, говорила, что в настоящее время неизвестно, какую именно энергетику они несут, ведь обычно их ставили в местах захоронений. Однако бабы не связаны непосредственно с захоронениями. Это часть культа пращуров, древних воинов. Еще их называют символом вечности и небесного мира. Скифы чаще использовали изображение мужчины-воина, который в руках держал меч (кинжал) и чашу (рог). Женщина-идол скрещивала руки на животе — это символ продолжения рода. Такие бабы есть и в Хомутовской степи.
Как рассказала нам сотрудница Донецкого областного краеведческого музея Елена ГЛУБОКАЯ, скифские и половецкие бабы были разбросаны по всей территории Донецкого региона. Сначала их находили местные жители, использовали в качестве строительного материала. Потом, когда археологи начали изучать эту тему и установили культурную и историческую ценность скульптур, баб начали отдавать в музеи и заповедники. Скифские бабы, которые в настоящий момент возвышаются в степи, были найдены в Мариуполе и завезены именно оттуда.
Еще одна из местных достопримечательностей — камень, на котором высечено, что в свое время здесь Сергей Бондарчук снимал фильм по произведению А. Чехова «Степь».
А еще существует одна легенда, о которой рассказывают в степи, романтического характера. Во времена Древней Руси по разные стороны горы ночью в степи остановились на отдых два враждебных лагеря — русичей и половцев. Русичи послали в разведку молодого воина по имени Ковыль, а половцы — девушку Типчак. Молодые встретились на горе и сразу влюбились друг в друга. До утра они общались, не зная языка другого племени. Когда воины обоих станов проснулись и увидели, что их разведчики — влюбленная пара, решили их не трогать и отпустили вместе. Этим и объясняется существование рядом таких растений как ковыль и типчак.
История кочевых племен здесь чувствуется во всем: в благоуханиях, в воздухе, когда лежишь на земле. Везде чувствуется сила степи и сила тех воинов, которые здесь боролись за свое место под солнцем. Именно в степи должен побывать каждый, кто хочет почувствовать настоящий сарматский дух и кто хочет понять самобытность восточного региона и всей Украины в целом. Ведь именно в истории — наши особенности.
Выпуск газеты №:
№115, (2012)Section
Маршрут №1