В краю Чирмуса и Оха...
Валерий МЕЛЬНИК: У нас есть чем удивить мир!
В марте этого года должен выйти первый выпуск украинской, причем украиноязычной версии журнала National Geographic. Это издание является лидером в своей нише, его читают самые разные люди: от президента США Барака Обамы — до любителей природы в разных уголках мира. Опубликовать здесь свой снимок мечтают фотографы-любители со всего мира, но... требования к качеству снимков традиционно очень высокие. Поэтому возникали сомнения, будет ли иметь новое издание достаточно материала в Украине, от украинских авторов? Среди тех, кто успешно снимает первозданный мир природы, — волынский журналист, собственный корреспондент газеты «Урядовий кур’єр» Валерий МЕЛЬНИК, с работами которого читатели «Дня» уже знакомы.
— Валерий, ты являешься автором десятка книг и фотоальбома об охране природы, флоре и фауне Волыни. Одна из последних — «Люблю тебе, Волинь!» — фактически стала презентационным изданием нашего края. Узнала, что две твоих книги — «Заповідна Волинь» и «Шацький національний природний парк: історія й сьогодення» есть сегодня и в одной из крупнейших библиотек мира — библиотеке Конгресса США. Как они туда попали?
— Это и для меня загадка! О том, что в Киев из Америки пришел запрос на них, услышал случайно от Василия Толкачева, менеджера проекта по заповедному делу, который воплощали в Украине миссия ООН и Глобальный экологический фонд. Книга «Заповідна Волинь» была сделана в ходе реализации проекта «Укрепление управления и финансовой устойчивости национальной системы природоохранных территорий в Украине», который финансировали эти авторитетнейшие международные институты. Наша Волынь, к счастью, еще является тем островком, где во многих местах природа под воздействием человека еще не превратилась в окружающую среду.
• В регионе встречаются десятки видов редких животных, растет много краснокнижных растений. Например — та же вольфия. Это наименьшее высшее растение размером с миллиметр, которое к тому же еще и имеет цветок. Правда, без микроскопа его не увидишь. Вольфию у озера Линовец в Шацком районе, на болоте, нашел один из лучших знатоков природы Волынского Полесья — заместитель директора Шацкого национального парка по научной работе Василий Матейчик. Или все три вида росянок. Которые, говорят, могут помогать при заболеваниях глаз, а в природе, между тем,... поедают насекомых.
• Волынь щедра на подобные находки. Но если в более богатых странах, где природа фактически уже уничтожена, уже сформировался ностальгический спрос на литературу о природе, которой уже нет, то в Украине широкого спроса на такие вещи пока что нет. Сдерживает, прежде всего, очередь низкая покупательная способность населения, значительной части которого в настоящее время — не до фотографий букашек-лисичек-травинок.
• В книге «Шацький національний природний парк: історія й сьогодення», созданной в соавторстве с прекрасным знатоком древней истории Волыни Еленой Бирюлиной, фактически пунктиром возобновлен тысячелетний пласт истории Шацкого приозерья. Тот самый, который был украден у нас в эпоху строительства «светлого коммунистического будущего». Мы не первые на этой земле, и если бы знали ее историю, то иначе бы относились и к ее природе. Придерживаюсь мнения, что Национальный природный парк потому и называется национальным, что должен всей своей историей работать на созидание государства. Таких парков на Волыни мы имеем два. Один из них — Шацкий, а озеро Свитязь на его территории является одним из семи природных чудес Украины. Известен факт, что одно время со Свитязя возили бочками воду аж в Варшаву. Это яркий факт о качестве этой воды. Или другой факт: был в этих краях некий пан Поплавский, который не позволял выпасать коров на берегах Свитязя. Советская историография его однозначно осуждала как «угнетателя крестьян», но мы должны понимать, с какой целью этим человеком был вынесен этот запрет. Пан, как настоящий хозяин, заботился о чистоте свитяжской воды! И это было не случайно. Потому что из документов знаем, что в конце двадцатых годов прошлого века в урочище Князь Багон, которое недалеко от другого озера в этом регионе — Люцимера, был создан один из первых на Волыни заказников. Тогда государство охраняло в нем лосей, черных аистов и других зверей. И это была мудрая политика, благодаря которой и сегодня на Волыни сохранилось немало раритетов флоры и фауны.
• В моих книгах в определенной степени системно изложена эта и другая, не менее интересная, информация. Что, на мой взгляд, и обусловило интерес к ним со стороны библиотеки Конгресса США.
— Треть своей жизни ты провел в лесах, болотах, озерах, реках. Так сказать, в засаде на фотоснимок?..
— Треть — не треть, но там истоптана не одна пара сапог! (Смеется! — Авт.) В молодые годы был заядлым охотником и рыбаком. Именно эта категория людей наряду с лесоводами, наверное, лучше всех знает и чувствует дикую природу. Сегодня все чаще беру в руки камеру. С которой, впрочем, не прощался с детских лет.
• Часто приходится слышать: мол, что там фотографировать растения или животных?.. Но почему-то народ в эту сферу фотографии массово не ломится! В свое время, чтобы подготовить монографию «Літопис волинського лісу. 988 — 2004», я обработал более полтысячи архивных и литературоведческих источников. Поэтому и книгу о Шацком национальном природном парке писал уже не в сугубо туристическом плане с кратким рассказом о природных благах Волыни. И по заказу главы Волынской областной госадминистрации Бориса Климчука книгу «Люблю тебе, Волинь!», ставшую своеобразным презентационным изданием, готовил с тех же позиций: это издание, которое не только рассказывает о красотах и истории края, но и должно повышать уровень экологической культуры волынян. И не только их.
— Над чем сейчас работаешь?
— Готовлю к печати книгу об уникальном Черемском заповеднике «Земля Чирмуса и Оха». По легенде, бытующей в округе, это лесные и водные духи. Потому что и местное болото называется Чирмуским, или Черемским. А рядом — и озеро Охнич... Волынь — чрезвычайно интересная земля, которая после монгольского нашествия фактически и сохранила украинство. Территория уникальная, здесь еще есть недеградированная природа. Сохранились прадедовские традиции, есть история, которая замалчивалась, игнорировалась, искажалась... Последние выходные просидел над информацией о волынских озерах. У нас знают разве что Свитязь и еще несколько. А озер — уникальных, неповторимых — около трех сотен! Со своей флорой, фауной в окружающих лесах, на лугах. Поэтому выход в Украине журнала National Geographic очень актуален. У нас тоже есть чем удивить мир!ами которого читатели «Дня» уже знакомы.
Выпуск газеты №:
№28, (2013)Section
Маршрут №1