Фабрика парадокса и абсурда
Один из самых талантливых наблюдателей за людьми А. П. Чехов утверждал, что «подлец-человек ко всему привыкает». Фальшивая монета абсурда имеет хождение только из-за нашей привычки ко всему адаптироваться. Уже никого не удивляет раздетая красотка, рекламирующая мебель на обложке билета (Центральные железнодорожные кассы). Никто не жалуется на слуховые галлюцинации, когда слышит по радио «Проминь» жалобу мужчины, что у него «покраснело и свербит между пальцами». Приятель советует купить антигрибковый крем, и друзья радостно повторяют его название. Куда больше возможностей для издевательств над здравым смыслом и достоинством потребителя у телевизионной рекламы. Продолжим тему мужских достоинств. Поскольку мужчины потеют на 50% больше, они должны приобретать дезодорант только определенной фирмы. А двухметровый отлично сложенный красавец-швед для всех примерных хозяек — это, без сомнения, холодильник. У героев рекламы своеобразные личные пристрастия. К ним на свидания ходит коробка фотопленки, правда, с неплохими ногами. Легко завоевать милашку из дорогого офиса. Достаточно подарить ей пачку жвачки. Теледевушки могут осчастливить себя сами. Им в этом помогают треугольные прокладки, прокладки с крылышками. А самые роковые дамы приобретают их черного цвета. Мужчины могут достичь того же эффекта с помощью пива. Трудно заподозрить в психологическом здоровье персонажей сюжета о хрустящих подушечках. Молодой человек, рискуя жизнью, лезет на чужой балкон за полупустым пакетиком вожделенного лакомства. Без единого слова поняв, что гость интересуется едой, в пляс пускается легковозбудимый грузин. Интересно, что думают об умственных способностях зрителей создатели подобных шедевров? Ведь это не «Избранные моменты абсурда украинской рекламы», а наше ежедневная нагрузка к передачам.
Руководители каналов за рекламу (даже табака и алкоголя) стоят горой. Их аргумент — за рекламные деньги можно снять много программ. Надо полагать — рейтинговых, со своим балластом абсурда, которые, в свою очередь, тоже будут подаваться в соусе рекламы.
В жанре абсурда одно из самых заметных — творчество любимой женщины сатирика Петросяна «Кышкин дом» (ICTV) . Я уже не говорю о тематике передачи — подбор Дедов Морозов и Снегурочек для Нового года. Не всем же праздновать День конституции. Юмор народный: «И вот она нарядная на праздник к нам пришла. А все уже поддатые вповалку у стола». Е. Степаненко , которая всю эстрадную жизнь не выходила из амплуа наивных простушек, теперь превратилась в хозяйку некого агентства и наверстывает упущенное. В каждой сценке как бы сквозит — кто похвалит меня лучше всех, тот получит плохую репризу. И зритель терпеливо сносит «бабушку по имени хочу» И. Аллегрову в роли Снегурочки.
От появления в эфире этого своеобразного юмора только выиграл устоявшийся «Аншлаг, аншлаг» («1+1») . Здесь использовали абсурд в буквальном переводе — от глухого. Вернее, для глухого — футбольный репортаж с уморительным сурдопереводом. В. Романцева изображала одна затяжка, нервничает — две. Ничья — «переводчик» поднимал ничью монетку и т.д.
Когда-то любимый народом КВН («1+1») давно пережил пик своей славы. Но популярность поддерживает странными методами. Так, фестиваль СТЭ Мов (студенческих театровэстрадных миниатюр) больше интересен участникам, чем зрителям. Это тренировка артистизма в достаточно абстрактной форме. Никто не спорит, КВН готовит неплохие кадры для ТВ, но какой ценой.
Не моргнув глазом, выслушивает нелепые версии возможного обогащения В. Комиссаров («Семья», «Интер») . Варианты следующие: найти толстую жену; бывший заключенный хочет обзавестись ребенком и жить на пособие; мужчина знакомится с невестами по объявлению и потом пользуется их трудом. Маска не знает, жениться ли на возлюбленной — проститутке с хорошей зарплатой. Публика на трибунах — «соседи» — всерьез обсуждает предлагаемые варианты. Вспоминается название рубрики одного киевского издания — «Рейтинг ненормированной мудрости».
На другом человеческом полюсе гость «Фактов. Подробно с Дмитрием Киселевым» (ICTV) умный и богатый Никас Сафронов . Известный художник рисует свой образ так же, как и портреты, несколько приукрашенным. Но его мир — торжество бытия и достижения, о которых можно только мечтать, — вдохновляет на свершения. «Наполеон в искусстве» — это светская новость в чистом виде. Не скрывает цены на свои картины и способы получения заказов от президентов. Но этот разговор оставляет приятное «послевкусие». В отличие от чернушного демонстрирования дурно пахнущих «рубищ» «Семьи».
Благодаря Киселеву смог высказаться И. Суслов , владелец агропромышленной корпорации «Сквира» из одноименного города Киевской области, который, кстати, в эти же дни стал героем публикации в «Дне». Прошлогодний «Фермер года» один из немногих может называть вещи своими именами. Местную власть — минным полем для фермеров, биржу труда — кормушкой для приспособленцев, контрабандные сахар и сало — диверсией против нашей перерабатывающей промышленности. Ведущий, страхуя агрария на сложных терминах, приговаривал, качая головой, — парадокс. Интересно, что первой сняла сюжет о сквирском новаторе Л. Хазан («Вікна», СТБ) . Но сумел найти нужный формат разговора и рассказать о клубке противоречий села уже Киселев. Даже те, кто далек от сельского хозяйства, схватились за голову.
Теперь о других парадоксах. «Эпицентр-ТСН» («1+1») отметил еще одну причину, по которой нас не торопятся звать в НАТО. Дословно «Будущее НАТО — это вопрос». 11 сентября высветило громоздкую систему Североатлантического альянса и то, что кажется нам незыблемым, возможно, весьма зыбко. В недрах этой организации зреют перемены, связанные с тем, что в мире меняется геополитический баланс. Делегацию украинских журналистов пригласили в Брюссель (в результате чего и появилась эта эксклюзивная информация) для того, чтобы лишний раз напомнить о главном. Запад интересует демократичная, предсказуемая Украина, которая бы усилила, а не ослабила организацию.
Своя головоломка нашлась и у «Подробностей» «Интера» . Там обратили внимание на несоответствие амбиций Украины и ее возможностей.Трудно развивать энергетику без Гидроаккумулирующих станций (ГАЭС). А ведь страна планирует в будущем экспортировать электроэнергию за рубеж. Такая станция в Украине, как и подводная лодка, одна. Строительство второй — Талышской в Николаевской области — тормозится из-за нехватки средств. Протесты населения удалось купировать. Десятая часть от суммы строительства пойдет на социальные нужды неизбалованных водопроводом и газом николаевцев. А пока электростанция ищет спонсоров.
Необычные выводы из украинской истории делал в «Свободе слова» (ICTV) , посвященной Дню конституции, философ С.Крымский. В Западной Украине земли было мало, что сформировало этнос индивидуалистов, близкий к Западной Европе. Чего не скажешь о бескрайней лесостепи восточных земель. Слобожанщина и Центральная Украина сильны коллективизмом и взаимопомощью. Еще одна черта восточноукраинцев — независимость и свободолюбие, стремление обходить законы. Это следствие жизни в приграничных территориях, где каждый сам отстаивал свои права. Поэтому принятие и соблюдение основного закона страны — важнейший момент для нации. Дм. Киселев назвал Конституцию светофором истории. А С. Крымский — правовым барометром, важнейшим итогом украинской государственности. Характеризует нашу ментальность и телефонный опрос зрителей. В чем для вас смысл жизни — в деньгах, в любви или во власти? Обратная связь «Свободы слова» показала, что в любви.
Телевизор может быть и отражением, и кривым зеркалом действительности. Он и крикливый ярмарочный Петрушка, и придворный шут, которому позволено говорить правду; и безобидный фокусник, и коварный обманщик. Используйте сей агрегат по назначению — и шелуха абсурда к вам не пристанет.
Выпуск газеты №:
№118, (2002)Section
Медиа