Перейти к основному содержанию

Тотальный «ящик»

Какие последствия может вызывать развитие мобильного телевидения?
14 июня, 20:24
С РАЗВИТИЕМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОГО ОБЫЧНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ БЕЗ ПОСРЕДНИЧЕСТВА МАШИН СТАНОВИТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Кажется, XIX век, который традиционно считается революционным в аспекте научно- технического прогресса, теряет свои инновационные позиции в свете нашего времени. Никто и никогда не будет отрицать эпохальность изобретений братьев Люмьеров или Александра Белла, но молниеносное развитие технологий сегодня просто поражает. Так же как впечатляет скорость адаптации человека к инновациям и темпы внедрения новых изобретений. То, что еще вчера казалось вам едва ли не фантастическим, сегодня вы уже активно используете и не представляете без этого свою жизнь. К телевидению в свое время привыкали очень постепенно, а вот, например, цифровые фотокамеры, компьютерная техника и мобильные телефоны приобрели масштабное распространение в течение каких-то двух-трех лет. Сейчас на очереди мобильное телевидение — новое изобретение неутомимых хай-тек-гениев. Это не просто видеоконтент, который вы можете заказать у своего оператора, а полноценная трансляция телевизионных каналов. Обычно — только на экране вашего мобильного. Что касается этой новации, специалисты высказывают абсолютно разные мысли. Кто-то называет внедрение мобильного ТВ революционным шагом, который изменит человечество, а кто-то — игрушкой, которая даже не приобретет широкого распространения. Например, американцы склонны ко второму варианту, пишет издание ZDnet. Согласно проведенному недавно исследованию, 75% американцев незаинтересованны в том, чтобы смотреть телевидение на экранах своих мобильных телефонов. Им это просто не нужно. На самом деле суть этого вопроса лежит значительно глубже. Как и то, повлияет ли вообще мобильное телевидение на современное общество? Неужели телевидение в классическом своем понимании отомрет? И не будет больше коллективных просмотров немудрого телевизионного инфортеймента, а в украинских семьях навсегда воцарится мир, потому что каждый будет смотреть то, что хочется ему...

Влияние мобильного телевидения специалисты в первую очередь связывают с ростом уровня информатизации общества. Они утверждают, что с окончательным приходом этой услуги, человек просто не будет выпадать из информационного поля. Он все время будет в курсе всех событий, и при этом ему не придется убивать свое время просто сидя перед телевизором. Еще одно следствие — телепросмотр станет индивидуальным и, так сказать, частным. То, что смотрите вы — это ваше личное дело. Наряду с этим возникает тотальное поле телепросмотра. В парке, в кафе — везде, где угодно. Так как в азиатско-тихоокеанском регионе, где мобильное ТВ приобрело самые большие масштабы. Лидерство здесь удерживает Южная Корея. Она первая отозвалась на развитие этого направления, запустив в декабре 2005 года мобильное телевещание в Сеуле и его пригороде. Здесь людей, которые заворожено смотрят на экран своего мобильного, можно встретить на каждом шагу.

В Западной Европе ситуация не настолько однозначная. Здесь лидером по развитию мобильного телевидения можно назвать Италию. Первопроходцем стал оператор 3 Italia, который около года назад ввел сервис TV Dіgіtale Mobіle. Он дает возможность абонентам пересматривать любой из предложенных 9-ти телеканалов. Несмотря на то, что количество подписчиков уже за первый месяц выросло до 100 тыс., многие эксперты не высказывают особого оптимизма относительно дальнейшего развития услуги. Такой легкий старт специалисты связывают с чемпионатом мира по футболу, который проходил в это время. Следует отметить, что мобильное телевидение в Италии далеко не дешевое: подписчик должен платить за него около 30 евро ежемесячно. А вот французский телеканал TF1 вовсе отказался от мобильного телевещания, потому что количество зрителей едва достигло 60 тыс. из 300 тыс. прогнозированных.

Мировое, в том числе и украинское, развитие мобильного телевидения тормозит серия проблем, которые придется решить сотовым операторам и производителям мобильных устройств. Среди них — выбор стандартов связи, увеличение пропускной способности сети, снижение энергопотребления мобильных устройств и удешевление мобильных сервисов. Как показала практика, полноценная реализация видеоуслуг возможна исключительно в сетях третьего поколения (3G), которые позволяют передавать и принимать данные на высокой скорости. Сейчас бум 3G переживают США, некоторые страны Европы и Южная Корея. Сила привязанности населения к телевидению такова, что даже неудобный формат просмотра ему не помеха. Мировой опыт предоставления услуг мобильного ТВ обнаружил интересный феномен: дело в том, что 50% мобильного телепросмотра происходит не в автомобиле или в пути, а дома при включенном основном телеприемнике. Люди готовы мириться с небольшим размером экрана, чтобы только не отрываться от любимой передачи. Теперь телезомби — везде.

В Украине среди GSM-операторов пока что никто не может позволить себе высокой скорости передачи данных, а соответственно, и качественного мобильного ТВ. Но есть все основания полагать, что мобильное телевидение станет доступным в Украине уже в ближайшем будущем. В частности, компания Vіmіo, один из самых крупных сервис-провайдеров Европы, недавно заявила о планах выхода на отечественный рынок.

Отдельной интересной стороной развития мобильного телевидения является реклама. По данным Vіsіongaіn, в 2005— 2009 годах объем рынка мобильной рекламы в США и Европе вырастет с $225 млн. до 1 млрд. Вероятнее всего, что мобильная реклама станет отдельной отраслью в разных понятиях. Во-первых, рекламодатели будут покупать мобильное рекламное время отдельно — наподобие регионального варианта. А во-вторых, претерпевает изменения сам формат рекламы — появятся новые креативные решения и подходы в связи с нестандартным носителем. Кроме того, будет осуществляться влияние на рейтинги самих телеканалов, которое может повлечь к удорожанию рекламного времени в целом. Это станет еще одним фактором, который повлечет рост цен и без того недешевой телерекламы, которая с каждым днем дорожает.

Прогнозировать развитие мобильного телевидения в Украине сложно. С одной стороны, учитывая любовь нашего населения к «ящику», у этого сервиса есть шансы стать успешным. С другой стороны, большинство нашей многомиллионной телеаудитории скорее ретрограды, нежели сторонники прогресса. Хай-тек технологии и до сих пор вызывают опасение. Во всяком случае сейчас. Но динамика мирового развития диктует свое. И чтобы быть «на коне», от инновационной фобии нужно избавляться.

КОММЕНТАРИИ

Хабиб АБДУЛЛАЕВ , PR-директор компании «Система Масс-медиа», Россия, Москва:

— С учетом практического отсутствия предложения на рынке РФ услуг цифрового эфирного телевидения в стандарте DVB-T вообще (за исключением компании ЦТВ — дочерней компании СММ), и услуг цифрового мобильного телевидения в частности (за тем же исключением), а также проблем многоканального телевещания по сетям сотовой связи третьего поколения, мы оцениваем перспективы развития мобильного телевидения в условиях нашего рынка как хорошие. Это явление имеет шансы стать столь же распространенным и «естественным» как, к примеру, сервис отправления SMS-сообщений. В дальнейшем предполагается параллельное развитие предоставления услуг мобильного телевидения в трех стандартах — DVB T/Н/SH, UMTS/HSPA, и Mobile WiMax. Скорее всего, наобозримую перспективу, это приведет к сосуществованию этих технологий, специализирующихся на предоставлении различных видов сервиса — вещательных, интерактивных или смешанных.

Дмитрий АДРИАНОВ , Директор OgilvyOne в Украине:

— Несмотря на то, что услуга в Украине была анонсирована достаточно давно, термин «мобильное ТВ» пока остается большой амбицией операторов. На данный момент это скорее маркетинговый ход — попытка выйти за круг мелких тактических кампаний, желание застолбить территорию инноваций и технического превосходства.

На самом деле до реального мобильного ТВ еще достаточного далеко. Большинство продуктов — это потоковые видеофайлы: музыкальные клипы, ролики, WA-камеры, а не трансляция ТВ-программ. Да, это шаг вперед — не надо загружать файлы в телефон/ коммуникатор, экономя тем самым память телефона, да — это новые возможности получения информации, новостей, развлечений. Да — потенциально интересный канал коммуникации. И возможно, новый инструмент в борьбе за долю рынка и увеличение ARPU. Весь этот потенциал пока упирается в несколько проблем. Проблема № 1 — техническая. Большинство операторов, предлагающих эту услугу, функционируют на технической базе GSM (GPRS, WAP), относящемуся ко второму поколению, с ограниченной скоростью передачи данных. Это вызывает задержки потока, паузы и обрывы связи, а значит — и претензии со стороны требовательных пользователей. Второе — «парк» мобильных телефонов еще далек от идеала. Терминалы с возможностью приема и обработки потокового видео и достаточно большим экраном для комфортного его просмотра составляет очень небольшой процент, к тому же недешевы. Проблема № 2 — уровень взаимодействия поставщиков и производителей контента. Первые имеют техническую базу, вторые — имеют опыт разработки и внедрения мобильного контента, понимание целевой аудитории, могут правильнее сформировать и эффективно позиционировать сервисы и продукты. Нахождение общего языка, технической реализации задуманного может занять много времени. А с учетом скорости появления новых технологий и решений, не факт, что все пойдет по плану, слишком много неучтенных факторов влияния. Тем не менее рост благосостояния потребителей, высокий уровень конкуренции, появление новых операторов и стандартов явно подтолкнут развитие направления в нужную сторону. Не стоит сбрасывать со счетов и маркетинговую ценность нового канала коммуникации — рост влияния цифровых медиа, потенциальные инвестиции в разработку контента и работу с потребителями так же могут подстегнуть заинтересованные стороны к скорейшему диалогу.

Сергей ЛЕЩЕНКО , начальник отдела развития и управления продуктами PEOPLEnet:

— На сегодняшний день 85% населения в мире используют телевидение и более 45% — услуги сотовой связи. Исходя из того, что мобильная связь это вторая услуга в рейтинге распространенности и популярности среди населения, то рано или поздно телевидение и мобильная связь должны были объединиться. Тенденция прихода мобильного телевидения неизбежна для всего мира, и Украина не исключение. Доставка ТВ на дом достигла своего технологического апогея, теперь пришел черед новой услуги — доставки услуг ТВ в любое удобное для пользователя место в любое время. Оптимальное решение — доставка ТВ на мобильный телефон. Основополагающий фактор развития мобильного ТВ — это развитый рынок (предложение) устройств, которые позволяют смотреть ТВ и сетей связи, способных обеспечить достойное качество услуги. На сегодняшний день только 3G операторы могут обеспечить приемлемое качество ТВ. К слову, PEOPLEnet планирует запустить услуги мобильного телевидения в Украине этим летом. (Используемая PEOPLEnet технология 3G 1x EV-DO). По нашему мнению, сеть цифрового ТВ будет развиваться параллельно с мобильным, базируясь на двух существующих стандартах: DVB-H (Европа) и Media FLO by QUALCOMM (США). О перспективах развития этих двух видов ТВ активно ведутся споры и на сегодняшний день эксперты не могут однозначно ответить на вопрос о том, какое ТВ будет признано мировым стандартом. Пока общего стандарта в мире не будет, темпы развития оставляют желать лучшего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать