Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Афганистан: очередь за ЕС

20 ноября, 19:36
ФОТО РЕЙТЕР

На то, чтобы добиться успеха в Афганистане, времени осталось мало. Встреча НАТО на высшем уровне, которая состоится в Риге 28— 29 ноября, может оказаться последним шансом на то, чтобы вернуть эту страну с края пропасти.

НАТО взяла на себя ответственность за обеспечение безопасности во всем Афганистане в октябре. Хотя около 8 тыс. из 20 тыс. американских военнослужащих, находящихся в Афганистане, действуют на независимой основе, остальные присоединились к наиболее амбициозному военному проекту в истории НАТО, Международным силам по обеспечению безопасности (International Security Assistance Force, ISAF).

Каждая из 26 союзных держав, входящих в НАТО, держит свои войска в Афганистане. Кроме них, там находятся военные контингенты 11 других государств. Некоторые из этих стран, например, Македония и Финляндия, входят в «Партнерство ради мира». Другие — Австралия, Южная Корея — имеют к Альянсу более отдаленное отношение. Солдаты из разных стран действуют почти как единое подразделение — с общими целями, сходными методами, совместимым оборудованием и взаимодополняющими навыками. Полвека сотрудничества и полтора десятилетия адаптации к новым угрозам и требованиям времени приносят свои плоды.

Плохо то, что 40 тыс. иностранных солдат в Афганистане — это недостаточно. В некоторых афганских провинциях, в том числе расположенных на участках границы с Пакистаном и рядом с расположенными там базами талибов, войска ISAF отсутствуют или почти отсутствуют. Нет там и «Бригад по восстановлению провинций».

Крайне слабое развитие воздушного и наземного транспорта ограничивает возможности по перемещению боевых подразделений в районы, где они больше всего нужны. Некоторые страны, в том числе и страны НАТО, ввели «национальные поправки», налагающие ограничения на место дислокации их войск или виды выполняемых ими задач.

Поэтому перед любой операцией командиры должны определить, какие войска могут принять в ней участие и в каком качестве, что препятствует как экономичности, так и результативности. Тем не менее, НАТО могла бы добиться успеха, если бы такие же усилия прилагались и извне, со стороны гражданских структур, если бы ресурсы, организация и руководство в Афганистане были на равноценном уровне.

К сожалению, гражданские структуры не имеют ни централизованного управления, ни даже координации. Хотя неправительственные организации работают эффективно, обязанности, возложенные на различные европейские страны — такие, как помощь афганскому правительству в обеспечении правопорядка и искоренение маковых плантаций — явно недостаточны, и даже то, что было обещано, не выполняется.

Производство мака растет огромными темпами, эксперименты с альтернативными культурами затягиваются, недостаточно сил для обеспечения безопасности крестьян, желающих попытаться выращивать другие культуры. Поэтому «Талибан» получает более чем достаточно средств от торговли героином — несомненно, крупнейшего источника внешнеторговых поступлений для Афганистана. Западные наркоманы вкладывают в экономику Афганистана больше денег, чем западные правительства.

Недостатки в работе гражданских структур и нежелание или неспособность афганского правительства как следует управлять страной — главные проблемы Афганистана. В основном эти факторы и объясняют бурное возрождение «Талибана» и неуверенность многих афганцев по поводу того, кого же им поддерживать.

Ставкой в Афганистане является судьба НАТО. Никакая «трансформация», «партнерство» или что-либо иное не имеют значения, если НАТО впервые в истории потерпит неудачу — пусть даже и не по своей вине.

Частью решения проблемы должны стать твердые соглашения в Риге по поводу увеличения воинского контингента и наращивания поставок техники для ISAF, а также меньшего количества национальных «поправок». Но лидеры стран-союзниц в своих действиях должны основываться также на том, что у НАТО нет ни умений, ни ресурсов, ни опыта для того, чтобы полностью взять на себя обеспечение Афганистана всем необходимым в смысле внешней гражданской помощи. Этой задачей должен заниматься Евросоюз, единственное учреждение, обладающее в совокупности средствами, умениями, ресурсами и — потенциально — возможностями для руководства, позволяющими освободить НАТО и ISAF от несвойственной им нагрузки.

И тем не менее, ЕС не торопится. Мешают баталии с НАТО, мешает конкуренция между исполнительной Комиссией ЕС и основанным на членстве Советом Европы. Несмотря на то, что 19 из 26 стран — членов НАТО принадлежат также и к Евросоюзу, руководители и чиновники в большинстве этих стран неохотно поддерживают исполняющие свой долг войска необходимыми экономическими ресурсами.

На саммите в Риге НАТО должна потребовать от ЕС взять на себя свою долю ответственности ради успеха в Афганистане. Для этого ЕС должен помочь деньгами, людскими ресурсами, а также прислать чиновников, соответствующих по рангу командирам ISAF, как равный партнер НАТО.

По совпадению, председательство в ЕС по ротации досталось сейчас Финляндии. Президенты и премьер-министры стран НАТО могли бы просто пересечь Балтийское море из Риги и собрать совместный с ЕС саммит в Хельсинки продолжительностью в полдня. Одна-две страны ЕС, возможно, возразят, что это смешение учреждений до добра не доведет. Но европейцам, провозглашающим равный с НАТО статус во имя «Общих принципов внешней политики и политики безопасности ЕС», пора бы либо подтвердить его делом, либо прекратить пустословие.

Даже если лидеры не захотят потратить дополнительные полдня встречи на рассмотрение самой серьезной угрозы будущему НАТО, на рижском саммите может быть выставлено требование, чтобы как 19 стран, входящих и в НАТО, и в ЕС, так и остальные страны Евросоюза согласились совместно взять на себя ответственность за Афганистан.

Присутствие НАТО в Афганистане в основном обусловлено общей обеспокоенностью на предмет терроризма. Но НАТО действует еще и потому, что некоторые европейские страны хотят показать Вашингтону, что способны вносить свой вклад в решение задач безопасности, несмотря на то, что упорно не желают участвовать в иракской войне.

Все члены НАТО и Евросоюза хотят, чтобы США оставались заинтересованными в будущем Европы, чтобы они взяли на себя руководство обеспечением потребностей безопасности, представляющих всеобщий интерес, и сделали Европу своим стратегическим доверенным партнером. Сейчас для этого требуется активное участие ЕС в решении проблем Афганистана — как ключевой вклад в возрождение и реформу Северо- Атлантического блока.

Роберт Э. ХАНТЕР, посол США в НАТО с 1993 по 1998 гг., старший советник корпорации RAND — некоммерческой научно-исследовательской организации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать