Перейти к основному содержанию

Американские надзиратели Меркель

05 ноября, 09:33

Когда-то в Германии была популярна шутка о том, что манера канцлера Ангелы Меркель говорить так, что ее слова быстро забываются, положила конец традиционной историографии. Как бы там ни было, а американские спецслужбы, похоже, имеют записи всех кулуарных бесед, происходивших как в самом Берлине, так и за его пределами.

К сожалению, американскому президенту Бараку Обаме и его администрации предстоит осознать, насколько сейчас подорвано доверие европейских союзников по отношению к Америке. И проблема даже не в том, что государства следят друг за другом (это делают все). Скорее, важно то, насколько пристально следит американская разведка за партнерами, и само отношение США к союзникам.

Прошлые противоречия в таких вопросах, как изменение климата, содержание заключенных в Гуантанамо и война в Ираке, были явным подтверждением того, что взаимопонимания между союзниками нет. И нет его чаще всего именно из-за разногласий по поводу средств достижения общих целей. Однако скандал с прослушиванием телефонных разговоров и многие другие откровения бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена указывают на более глубокую проблему, а именно — кризис взаимного доверия. Это рискует привести к более серьезному расколу между Европой и США в момент, когда сотрудничество в области политики, экономики и безопасности будет необходимо более, чем когда-либо.

Наверное, вряд ли отношения между дружественными государствами могут быть расстроены больше, чем когда руководитель одной страны стараниями другой теряет доверие своих граждан. Тем не менее, после того как скандал Национального агентства по безопасности докатился до Европы этим летом, Меркель была первой, кто попытался успокоить общественность. Поэтому ей вдвойне — как человеку и как политику — может быть неприятно осознавать, что ее телефонные разговоры прослушиваются.

Как бывший сотрудник правительства Меркель, работавший с 2009 по 2011 год, хочу сказать, что, находясь на работе, я довольно беспечно использовал мобильные средства связи. В принципе, конечно, стоит отдавать себе отчет в том, что иностранная разведка всегда пытается прослушивать телефонные разговоры правительства. Но есть большая разница в том, чья именно разведка это пытается делать — России и Китая или того государства, которое постоянно акцентирует внимание на важности трансатлантических доверительных отношений и сотрудничества.

Некоторые особенности президента Обамы еще больше усугубляют ситуацию. Трудно вспомнить, чтобы кто-нибудь из его предшественников настолько был разобщен с коллегами, занимающими руководящие государственные должности. Вместо того, чтобы немедленно связаться с дружественным государством, он решил солгать и отправил пресс-секретаря Белого Дома Джея Карнея выступить с довольно «неловким заявлением» по поводу того, что правительство США «не отслеживает» и «не будет отслеживать» коммуникации Меркель. Не нужно обладать глубокими переводческими навыками, чтобы заметить неуклюжую попытку избежать признания в том, что в прошлом Меркель была объектом наблюдения разведки США.

Обама, кажется, забыл задать себе один простой вопрос. Как можно объяснить слежку за главой государства, находящегося в числе ближайших соратников США в НАТО и афганской миссии, главой государства, которая была удостоена приглашения в Белый Дом «для вручения медали Свободы» — самой почетной награды, которую Америка может присудить зарубежному деятелю?

Более того, Меркель не единственная подвергшаяся слежке. Как в случае с Францией можно объяснить подобные действия в адрес союзника, пытавшегося построить доверительные отношения, оказывая военную и политическую поддержку в Ливии и Сирии? Должно быть, президент Франции Франсуа Олланд тоже чувствует себя одураченным — не только из-за слежки США, но еще и из-за неожиданного решения Обамы обратиться к Конгрессу за одобрением резолюции, прежде чем предпринимать военные действия в Сирии.

В конечном итоге, каким образом Обама намерен убедить Евросоюз (чью делегацию в Вашингтоне тоже прослушивали) в том, что для создания Трансатлантического партнерства по вопросам торговли и инвестиций крайне важно вступить в честные, серьезные и всеобъемлющие переговоры? Некоторые европейские авторитеты — включая президента Европейского парламента и лидера социал-демократической партии Германии (который вот-вот сформирует с Меркель коалиционное правительство) — уже сейчас настаивают на приостановлении переговоров по Трансатлантическому партнерству. Возможный ущерб от приостановления или отказа от трансатлантической экономической интеграции можно оценить в сотни миллиардов долларов — это не считая непоправимого урона, нанесенного доверию Европы к Америке.

В последнее время все чаще звучит мнение о том, что наступает новый период американской изоляции, и что США теряют роль мирового лидера. И важно понимать, что причиной этой изоляции может стать не только возможное самоустранение государства от международных дел, но и его неблагоразумное использование своей власти на мировой арене.

Возможно несколько вариантов выхода из ситуации, спровоцированной АНБ. Вероятнее всего, предложение Франции и Германии договориться с США об обмене разведывательными данными вряд ли осуществимо, особенно учитывая то обстоятельство, что международные службы шпионажа не всегда полностью могут контролироваться. Но, прежде всего, в качестве первого шага на пути улаживания конфликта, Обама должен воскресить все свои коммуникативные навыки, благодаря которым ему так успешно удалось стать главой Белого Дома. С точки зрения публичной дипломатии его попытка уладить скандал вокруг работы спецслужб полностью провалилась. Чтобы остановить разрушительные последствия конфликта и восстановить необходимое доверие, Обама должен принести официальные извинения госпоже Меркель, другим западным союзникам и гражданам союзных государств.

В контексте американской политической традиции, официальное извинение, особенно адресованное другим государствам, часто рассматривается как признак слабости. В случае со скандалом вокруг АНБ единственным эффективным решением, которое позволит оставить все в прошлом и двигаться вперед, может быть только внятное извинение со стороны Обамы. К сожалению, момент, когда столь долгожданный от США жест еще может быть расценен Европой как признак американского могущества и признания, очень быстротечен.

Проект Синдикат для «Дня»

Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ занимал пост министра обороны Германии, а также пост министра экономики и технологий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать