Чего ожидать от Трампа?
Эксперт: Он ведет себя как агрессивный прагматик, который будет защищать исключительно американские интересы, и ему безразличны идеи глобальной согласия
16 января вице-президент Джо Байден посетит с несколькочасовым визитом Украину и проведет встречи с Президентом Петром Порошенко и Премьер-министром Владимиром Гройсманом. На самом деле, как известно, визит планировался на 15-16 января. Но, как сообщили «Дню» в посольстве США в Украине, в силу определенных обстоятельств вице-президент перенес визит на 16 января и сразу после нескольких часов пребывания в Киеве он направится в Давос, где в рамках Всемирного Экономического Форума выступит с речью о программе по преодолению рака (Cancer Moonshot), а также коснется вопросов международной политики.
В сообщении Белого дома отмечается, что визит вице-президента в Украину подчеркнет важность предоставления стране поддержки со стороны США, а также продемонстрирует его личную причастность к поддержке независимости Украины, ее демократического развития, процветания и безопасности. В Посольстве США также сказали «Дню», что после встреч с украинскими лидерами Байден выступит с заявлением для прессы.
Отметим, что в США Байдена считают ответственным за отношения с Украиной. Он регулярно проводит телефонные переговоры с Президентом Петром Порошенко.
Какое значение имеет для Украины визит вице-президента Джо Байдена, несмотря на то, что через неделю придет в США к власти новая республиканская администрация во главе с Дональдом Трампом? Какой будет политика нового главы Белого дома, не поздно ли на Банковой взялись за лоббирование новой американской администрации и что надо делать украинской власти, Администрации Президента Украины, чтобы заручиться поддержкой Вашингтона в противостоянии российской агрессии. Об этом «День» говорил с американским политологом украинского происхождения, старшим сотрудником Атлантического Совета США, управляющим партнером Myrmidon Group LLC Адрианом Каратницким.
«ВИЗИТ БАЙДЕНА СТАНЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЫЧАГОМ ВЛИЯНИЯ НА БУДУЩУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ»
- Что касается визита Джозефа Байдена, то на самом деле это имеет важное значение для Киева, поскольку он действительно предоставил много времени для продвижения и защиты интересов Украины.
- С одной стороны, у него есть личная и глубокая связь с украинским политикумом. Он был в весьма регулярном контакте с президентом, а также с премьер-министром Яценюком. Израиль и Украина были двумя странами, которые составляли очень большое поле самовыражения Байдена как международного дипломата.
А с другой - на основании этого опыта он строит почву для контратаки и критики пробелов Трампа. И, возможно, таким способом Байден строить почву своей возможной президентской кампании через четыре года. В любом случае это положительный сигнал для Украины.
Возможно, он выступит с определенными тезисами относительно дальнейшего американского сотрудничества, которые будут базовыми основами по сравнению с новой администрацией. И это важно, потому что президент Обама в последнее время не сосредотачивался на вопросах кибератак и тому подобное. Но, думаю, Трамп выслушает четкие положения и слова поддержки, и они будут мерилом, которым можно будет измерить действия следующей администрации.
Переговоры вице-президента в Киеве создадут контекст и базовую линию, благодаря чему можно будет сравнивать определенные просчеты в действиях двух администраций. Визит Байдена станет определенным рычагом влияния на будущую администрацию, потому что понимаем, что здесь есть много людей из Республиканской партии, которые имеют подобные и даже более сильные позиции относительно России и выражают еще большую глубокую симпатию Украине.
«ЛОББИРОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОРАБОТАНО НА ОСНОВЕ ЧЕТКОГО ПОНИМАНИЯ ИХ ПОЗИЦИЙ И АКТЕРОВ»
- С вашей точки зрения, не поздно ли украинская власть взялась лоббировать интересы Украины в США?
- Пока нет администрации Трампа. Трудно лоббировать интересы, когда не знаешь конфигурации исполнителей и какими будут их позиции. По моему мнению, лоббирование, стратегия или тактика должны быть проработаны на основе четкого понимания их позиций и актеров, выполняющих на разных уровнях внешнюю и оборонную политику. Многие такие люди не готовы встречаться. Особенно когда они в этой зоне, где обсуждается их кандидатура, они не склонны встречаться, общаться или выступать. Поэтому очень мало шансов для лоббистов пробиться к таким людям.
«УКРАИНА НЕ ДЕЛАЛА СТАВКИ, ОНА, КАК И 98% ЭКСПЕРТОВ, СЧИТАЛА, ЧТО КЛИНТОН БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ»
- Многие считают, что Украина «провалилась», делая ставку на Хиллари Клинтон.
- Украина не делала ставки, она, как и 98% экспертов, считала, что Хиллари Клинтон будет следующим президентом.
Чувствовалось, что экс-госсекретарь будет иметь более ясную линию в отношении России, это было известно, и это было выгодно Украине. Но и тогда, как и сейчас, еще нельзя четко сказать, какой будет политика новой администрации Трампа относительно России. Не могу осудить исполнителей внешней политики Украины в том, что они думали, как и львиная доля экспертов, что Хиллари Клинтон будет следующим президентом США.
Что касается статьи в американских СМИ, в которой обвиняют украинскую власть в попытке помешать избранию Трампа, то эта публикация дала больше сенсационную, чем объективную оценку того, что произошло. Вряд ли кто-то мог бы сказать, что НАБУ работает целенаправленно под контролем каких-то государственных учреждений.
Остатки среди этого избирательного штаба и transition team - люди, которые работали с Манафортом, имеют определенное недовольство из-за того, что их отстранили. Но думаю, что это новое окружение, которое возникает, дает определенные сигналы, что в любой внешней политике принцип инерции является очень важным фактором и радикальные изменения направлений не являются правдоподобными.
И мы видим это в отношении российских кибератак. Трамп сначала очень легкомысленно к этому вопросу отнесся, избегал, пытался перевести стрелки. А когда произошел консенсус Конгресса, разведывательного сообщества и экспертов, он был вынужден, несмотря на его волюнтаризм, признать действительность.
Думаю, мы увидим, что этот феномен будет срабатывать и в будущем. Если не будет тенденциозного аматорства в назначениях по ключевым позициям в Госдепе или в других министерствах, Совете нацбезопасности, можно ожидать, что эти силы не позволят даже возможности непродуманности и непрогнозированности, которая иногда заметна в этих «твиттах» господина Трампа и его отдельных выражениях.
Существует определенная значимость в институционализации американского общества и определенный институциональный консерватизм, который иногда был препятствием Обаме, а теперь иногда будет препятствовать Трампу. Это тоже дает надежду, что можно ожидать определенную преемственность американской политики в отношении России.
- Кстати, о России, Тиллерсон осудил действия относительно Крыма. Трамп по этому поводу ничего не сказал, но осудил атаки, признал, что за этим стоит Путин. И даже высказал сомнение, что он сможет наладить отношения с Путиным. В то же время Тиллерсон отметил, что не общался с Трампом по поводу российской политики. Как оценить эти два акцента?
- Думаю, что Трампу будет трудно продвигать аматорскую линию во внешней политике. Он бизнесмен с довольно поверхностной осведомленностью в геостратегических и геополитических вопросах.
В то же время, как ни странно, он назначил на большинство должностей очень профессиональных людей, серьезных, важных, «китов», которые занимают свое место в политикуме, обществе, это не побочные люди, которые будут исполнителями любых его решений. Здесь будет динамика. Он, вероятно, будет пытаться искать какого-то согласия.
Мы видим это в высказываниях вероятного главы Госдепа, который объявил, что Россия представляет опасность, что поддерживает предоставление вооружение Украине. Поэтому я думаю, что здесь динамика не в пользу России.
«ТРАМП БУДЕТ ИСКАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ПУТИНЫМ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ И НЕ БУДЕТ ОТСТУПАТЬ»
- Но относительно санкций американский эксперт Джон Хербст в комментарии «Дню» отметил, что ответы Тиллерсона были двузначными.
- Еще неизвестно, проголосует ли Сенат за него. Но надо решить, что для Украины более полезно: санкции, которые имеют эффект на 1% ВВП России, или усиление вооружения американских вооруженных сил, усиление поддержки стран - членов НАТО, которые чувствуют себя под угрозой.
Что касается позиции Трампа: если можно найти определенный вектор между его высказываниями и высказываниями людей, которых он назначил ответственными за реализацию внешней оборонной политики, то он будет искать согласия с Россией. Но Трамп будет искать взаимопонимание с Путиным с позиции силы и не будет отступать. Мы не признаем оккупации Крыма. Мы признаем, что Россия вмешивалась на Донбассе. Возможно, будет разочарование или нежелание поддерживать ужесточение санкций, но будет трудно отмежеваться от уже существующих санкций. Очевидно, это не прогнозируемо. Возможно, Украине будет предоставлено летальная оружие. Отношения с Россией будут не агрессивными, но с позиции силы.
Беспокойство, которые высказывали многие эксперты, было оправдано на основании заявлений самого Трампа. Но, несмотря на его нарастающую команду, ситуация менее пессимистичная, а также можно увидеть возможные проявления более сильного неагрессивного, но ясного подхода к России.
«УКРАИНА И ВСЯ УКРАИНСКАЯ ЭЛИТА ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННО В СЛЕДУЮЩИЕ МЕСЯЦЫ, ЧТОБЫ НЕ ПОМОГАТЬ СОЗДАНИЮ ИМИДЖА УКРАИНЫ КАК FAILED STATE»
- Какой должна быть сейчас позиция украинской власти относительно Трампа, чтобы заручиться поддержкой новой администрации в противостоянии с Россией?
- Украина и вся украинская элита должны вести себя ответственно в последующие месяцы, чтобы не помогать созданию имиджа Украины как failed state («государства, которое не состоялось»). Все патриотически настроенные политики имеют право критиковать просчеты государства, но не допустимо поднимать политическую температуру или вносить элементы внутренней дестабилизации, осуществлять акции или действия, которые создают имидж беспорядка. А с другой стороны, это ответственность государства - дальше продвигаться с реформами.
То, что национализация «ПриватБанка» прошла без паники, - это определенный тест, испытание. Имидж Украины, где была бы распространена паника по поводу наиболее мощного банка или банковской системы, способствовал бы российской линии. Она предусматривает, что, даже если Америка считает, что поведение Украины относительно России было неправильным, с Украиной нельзя сотрудничать, потому что она не состоялась как государство, это что-то искусственное, крошечное и на Украину западный мир не может рассчитывать, потому что Украина - ненадежный партнер.
- Как относятся в Америке к компромиссам, которые предлагают, например, олигарх Пинчук или дипломат Филипчук?
- Для меня проблема выступления пана Пинчука была в том, что он предлагал консенсус без четкого выявления того, на что эти консенсусы должны быть разменяны с российской стороны. Если бы он написал сбалансированную статью, показывающую шаги к перемирию, возможно, было бы некоторое недовольство его предложениями относительно НАТО или Европейского сообщества, но они были бы более понятны. То, что он очень абстрактно говорил о решении проблемы и не пытался поставить определенное давление на сторону России, представило статью в определенном «дисбалансе».
- Но считают, что Трамп может принять такие предложения...
- Лучше придерживаться четкой позиции и не думать об улучшении позиции России в отношении Украины. Но существует большая вероятность, что Путин не будет отрекаться от своих имперских или великодержавных амбиций, чтобы Россия имела чрезмерное влияние на международную политику. Такая политика, которую будет проводить Путин, скоро приведет к определенным столкновениям, не вооруженным, а столкновениям интересов с Америкой. Мы скоро увидим, насколько администрация Трампа будет отражать основную линию критики, что Америка была слабым государством при Обаме, слишком слабым относительно различных вызовов, и это открыло двери к беспорядку, царящему теперь на международной арене. Возможно, мы увидим обострение американской политики. Но думаю, что будут определенные попытки найти позицию согласия на основании восстановления американской силы, решительности в вопросах безопасности и внешней политики.
«ТРАМП ВЫРАЖАЕТ АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ТАК, КАК ОН ИХ ВИДИТ»
- Экс-посол США в России Майкл Макфол написал статью в Foreign Policy, в которой предложил администрации Трампа семь шагов, как США могут выстраивать отношения с Россией, а также высказал пожелание, чтобы американские чиновники выступали за права человека также в России, и в интересах Америки способствовать независимости и территориальной целостности Украины, Грузии, Молдовы. Как вы это прокомментируете?
- Я согласен, что это хорошие и благие принципы. Но должен сказать, что в последние десятилетия существовала чрезмерная риторика благих правозащитных и продемократических интенций, но инструменты и воля их использовать была слабой.
Думаю, демократы теперь почувствовали, что представляет собой агрессивность по отношению вмешательства во внутренние американские процессы страны, которая не построена на демократических принципах, воспроизводит возможность для более острой эффективной реакции на антидемократические действия таких авторитарных стран, как Россия.
Что касается Трампа и его команды, то здесь не будет сентиментализма, здесь будет гораздо меньше «цветастости» риторики, как Обама любил выражаться. А Трамп использует очень четкую, острую риторику. Он не поет дифирамбы американским принципам, а себе. Кроме того, Трамп выражает американские интересы так, как он их видит. Возможно, новоизбранный президент их неправильно видит, но ведет он себя как агрессивный прагматик, который будет защищать исключительно американские интересы и ему безразличны идеи глобального мира через экономическое сотрудничество, права человека. Поэтому будет определенное пренебрежение этой риторикой. Но если Америка будет четко реагировать на агрессию, будет строить свой военный потенциал, реагировать на расширение российского военного потенциала, возможно, это создаст новые экономические проблемы, которые далее могут быть более серьезными для российских интересов, чем ограничения санкциями или высокая риторика.
«С НОМИНИРОВАННОЙ ТРАМПОМ КОМАНДОЙ Я ИСКЛЮЧАЮ ВОЗМОЖНОСТЬ НОВОЙ «ЯЛТЫ» ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЙ, ИНТЕРЕСОВ»
- Можно ли сказать, что Трамп в первый день отменит санкции против России?
- Очевидно, он не намерен сделать это в первый день. Первым его приоритетом является отмена некоторых внутренних программ Обамы. По моему мнению, Трамп будет более ангажирован в его видении развития американской экономики, будет более направлен на усиление экономического национализма и его видения нового «мускулистого» американского национализма. Я думаю, что это будут главные черты его интересов.
Нельзя исключить вариант, что есть какие-то рычаги влияния, которые Россия могла через какие-то кибертехнологии получить относительно Трампа. Но американские институты настолько сильны, что смогут предотвратить это.
Поэтому проявления какого-то радикального изменения почти можно исключить. Также, особенно с номинированной Трампом командой, я исключаю возможность новой «Ялты» или распределения влияний, интересов. Его идея заключается в большем: Америку будут уважать за то, что она станет сильнее. Трамп - сильный лидер и может выторговать определенное взаимопонимание, как должен выглядеть мир.
Но он не сдаст интересы и статус-кво России. Он попытается направить Россию, чтобы она уважала этот статус-кво, который существовал в тезисах Трампа, при слабом, непоследовательном правительстве, открывшем этот беспорядок своими чрезмерными благими интенциями, которые не имели четких мероприятий их реализации. Таким образом, это будет более прагматичный подход. Но, с другой стороны, я не чувствую, что это будет «сдача» позиций.
Думаю, что Путин, скорее всего, был заинтересован в президентстве Трампа не потому, что он более благосклонен к интересам России. Он считал, что Трамп будет ослаблять структуры альянсов и североатлантического сотрудничества, что выгодно России. Это больше входило в расчеты Путина, чем какая-то схема влияния или контроля над Трампом. Если Путин на это рассчитывал, то он, вероятно, будет разочарован.
Section
Мировые дискуссии