Перейти к основному содержанию

Что ищет Кремль в стране далекой?

Российские компании будут разрабатывать нефть в Венесуэле, а Путин дарит щенка другу Уго
02 октября, 11:41
ПРЕЗИДЕНТ ВЕНЕСУЭЛЫ УГО ЧАВЕС И ПРЕЗИДЕНТ «РОСНЕФТИ» ИГОРЬ СЕЧИН / ФОТО РЕЙТЕР

Крупнейшая российская нефтяная компания ОАО НК «Роснефть» и дочерняя структура венесуэльской нефтегазовой компании PDVSA — Corporation Venecolana del Petroleo (CVP) подписали договор о создании совместного предприятия для разработки блока в нефтеносном бассейне реки Ориноко. Компания «Роснефть» инвестирует 16 млрд долларов в разработку месторождения «Карабобо-2». На этой неделе началась добыча нефти на венесуэльском месторождении «Хунин-6». Российские инвестиции в этот проект составят 20 млрд долларов. Также были подписаны меморандум о взаимопонимании, соглашение о выплате «Роснефтью» бонуса в размере 1,1 миллиарда долларов и соглашение о предоставлении для CVP займа в 1,5 млрд долларов на пять лет. Документы подписали президент «Роснефти» Игорь Сечин и министр нефти, глава PDVSA Рафаэль Рамирес в присутствии президента Венесуэлы Уго Чавеса.

Кроме того, на встрече были подписаны соглашение о создании СП по оказанию нефтесервисных услуг и услуг по строительству, а также меморандум о строительстве компанией «Интер РАО» теплоэлектростанции мощностью 300 МВт, работающей на нефтяном коксе.

Самым важным оказался подарок, который сделал президент России Владимир Путин своему другу Уго Чавесу. Сечин передал главе Венесуэлы щенка черного русского терьера. По его словам, Чавесу очень понравился щенок, и он решил назвать его Эль Русо — Русский. Выбор породы щенка несколько своеобразный. Черный русский терьер был выведен в СССР во второй половине XX века. В результате скрещивания ризеншнауцеров, эрдельтерьеров, ротвейлеров и ньюфаундлендов эта порода приобрела значительную физическую силу, мощные челюсти, морозоустойчивость, длинные и широкие лапы для быстрого передвижения по снегу. Наверное, для того, чтобы выросший Эль Русо мог сопровождать Уго Чавеса в поездках по Гвианскому плоскогорью и отрогам Кордильер на границе с Колумбией. Только там можно найти снег в стране, расположенной между 12 градусами северной широты и практически экватором. Но вряд ли не слишком здоровый Уго Чавес будет туда путешествовать. К тому же собака — не для ленивых. Хотя бы раз в неделю ее нужно расчесывать, раз в три месяца — стричь. Если совсем не ухаживать за черным терьером, это будет лохматый, бесформенный медведь. Скорее, подарок носит символический характер и означает усиленное проникновение России в эту латиноамериканскую страну.

Рассмотрим российскую экспансию на далекий континент в трех измерениях: политическом, военно-техническом и экономическом. Отметим, что все три плоскости тесно связаны и переплетены между собой.

Что же ищет Путин и К° в Венесуэле? В чисто политическом смысле при пещерном антиамериканизме российских чекистов действует правило: кто против Вашингтона, тот автоматически становится другом. Уго Чавес как раз такой. Естественно, что Путин любыми путями старается завоевать его расположение. Движение происходит в обоих направлениях. Венесуэльский президент с учетом внутренней обстановки также нуждается в иностранной поддержке. И Россия — не одна в его внешнеполитических расчетах. Есть еще Китай. Так что выбор есть, и это заставляет Путина спешить.

Дальше интерес к Венесуэле состоит в превращении ее в плацдарм проникновения в другие расположенные рядом страны со сходными левыми режимами. Среди них — Боливия и Эквадор в нынешней ситуации и в будущем, если все сложится удачно, то и Колумбия. Закрепление в них должно серьезно ограничить влияние Вашингтона в его тылу. А дальше — Центральная Америка, и вообще открываются просто голубые перспективы. Это была давняя мечта еще советских руководителей. Ради ее реализации поддерживались как кубинский режим Фиделя Кастро, так и никарагуанские сандинисты. Из затеи мало что вышло. Даже в Никарагуа возвращение во власть Даниэля Ортеги не означало автоматического сближения с Москвой. Гавана начала медленный дрейф в сторону Пекина. Достаточно осторожны президенты Эквадора Рафаэль Корреа и Боливии Эво Моралес. Хотя и занимаются национализацией, в частности, энергетического сектора при обязательной при этом антиамериканской риторике.

Вторая составляющая — сильное желание российских генералов и адмиралов получить какую-нибудь базу в Венесуэле. Кубинская в Лурдесе была потеряна, Вьетнам и слышать не хочет о новой передаче в пользование России Камрани, сирийские события могут закончиться эвакуацией Тартуса. Куда же теперь податься флоту под Андреевским флагом? Флота уже и нет, а базы все равно хочется. Уго Чавес на словах только «за», но фактически не слишком спешит. Да и нет полной уверенности, что его режим достаточно прочен. Исход президентских выборов 7 октября не предрешен. Так что возможны варианты.

С этим связаны и проблемы военно-технического сотрудничества. Венесуэла — крупный покупатель российского оружия. Объем заказов на конец 2011 года оценивался в шесть-семь миллиардов долларов. В Венесуэлу уже поставлены 24 самолета Су-30МК2В, системы ПВО «Тор-М1» и «Печора-2М», 35 вертолетов, 100 тыс. автоматов Калашникова и ПЗРК «Игла». Завершена поставка 92 танков T-72, ведутся переговоры о новой партии из 100 машин. Строятся заводы по выпуску автоматов АК-103 и патронов, а также по ремонту вертолетов.

Популистская политика подачек бедным слоям, государственный контроль над ценами потребовал расширения импорта продовольствия для удержания низких цен. При этом основной источник валюты — нефтяная и газовая отрасли — переживают не самые лучшие времена. Неквалифицированное управление приводит к частым авариям и пожарам. Недавно произошел серьезный пожар и взрыв на большом нефтеперерабатывающем заводе на полуострове Парагуана, близ портового города Амуай. Тогда погибло 39 человек. Завод национальной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA является частью крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего комплекса «Парагуана», занимает второе место в мире по объемам производства. И такие взрывы и пожары на этом заводе — не редкость. Вот почему приходится предоставлять кредиты. За последнее время Россия уже предоставила их на несколько миллиардов долларов и готова делать это и дальше. Если не Москва, то Пекин. Так что Путину приходится раскошеливаться.

И третий аспект. Добыча нефти и газа в России стоит дорого, и стоимость будет расти и дальше. Освоение новых месторождений возможно только на Севере, а это сложно. Не очень ясны перспективы экспорта газа в Европу. Пока они не растут, а возможно, и будут снижаться с учетом конкуренции сжиженного и сланцевого газа. Так что остается только экспорт капитала в более привлекательные страны. Хотя Путин намерен оставаться у власти как можно дольше, но не вечно. Так что запасной плотик получения нефтегазовых доходов всегда пригодится.

И в этой связи демонстративно выражается поддержка Уго Чавесу на предстоящих президентских выборах. Как сообщается, разрыв между ним и единым кандидатом от оппозиции Энрике Каприлесом постоянно сокращается и сейчас составляет около 5%. Борьба идет настолько острая, что во время предвыборного митинга в штате Баринас были застрелены двое лидеров оппозиции. Еще четыре человека получили ранения во время стрельбы, произошедшей в ходе репетиции голосования в начале сентября. Оппозиция полна решимости добиться отстранения Чавеса от власти, так что сложности последнему предстоят немалые.

В российской внешней и внутренней политике снова выкристаллизовывается образ врага. Конечно, это США. Недавно была прекращена деятельность в России агентства USAID. Это был явно недружественный шаг в духе холодной войны, и подарки Путина в виде щенка и подписанных соглашений в Венесуэле вполне укладываются в этот тренд. Так что все происходящее — только начало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать